Диссертация (1155156), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Необходимостью наличия в детективелогического противоречия, тезис и антитезис которого одинаково истинны,обусловлены некоторые характерные особенности детективного жанра – егогипердетерминированность,гиперлогичность,отсутствиеслучайныхсовпадений и ошибок»173. Логическое противоречие как основной признакдетективаобусловленоналичиемнесколькихконфликтныхверсийдетективной разгадки – в зависимости от размера детективного произведенияразные версии могут быть обусловлены участием в расследовании ассистентасыщика (доктора Уотсона, капитана Гастингса) либо наличием разныхподозреваемых, каждый из которых в определенный момент являетсяосновным – затем выявление новой информации снимает подозрение содного персонажа и переключает акцент внимания на другого.
Вклассических детективах читатель практически до самого конца не понимает,172Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда. –Дисс.…к.ф.н.–Казань,2011.//Электронныйресурсhttp://www.dissercat.com/content/zhanrovaya-strategiya-detektiva-v-tvorchestve-pitera-akroida173Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектическогомышления // Электронный ресурс http://www.ruthenia.ru/volsky/self.html123кто именно является преступником: это высмеивается в типичных шутках оклассическомдетективе,обыгрывающихтотфакт,чточитатьпроизведение/смотреть фильм неинтересно, если заранее известно, ктоименно является преступником (Ср.
расхожий анекдот «Дяденька, дай рубль,а то скажу, кто убил»).Н.Н. Вольский выделяет загадку как основной жанрообразующийпризнак классического детектива: «те произведения, сюжет которых несвязан с загадкой и ее разгадкой, и те, в которых такая загадка играетподчиненную роль в построении сюжета, нельзя относить к жанрудетектива»174. Есть, безусловно, ряд ограничивающих факторов – преждевсего, лежащая в основе детектива загадка должна быть связана спреступлением. Помимо этого, нельзя считать загадкой простое отсутствиеинформации: с точки зрения Н.Н. Вольского, загадка образуется в ситуации,когда информации не просто недостаточно, но она не имеет тривиального,рационального объяснения – так, человек может не знать, кто живет с ним всоседнем доме, однако это отсутствие информации нельзя назвать загадкой.Н.Н.
Вольский выделяет еще несколько типичных признаков детективакак жанра. К ним относятся:1) погруженность в привычный мир – Н.Н. Вольский указывает, чтоповедение персонажей, обстановка, их социальные роли и т.п. должны бытьпривычными для читателя и легко считываемыми, поскольку любоеотклонение от привычной нормы является ключом к разгадке детектива;2) стереотипность поведения персонажей – детектив не предполагаетглубокого психологического анализа, его герои, как подчеркивает Вольский,в большей степени представляют собой социальные роли.
«Это же касается имотивов действия персонажей (в частности мотивов преступления), чемобезличеннеемотив,преобладающий174мотивтемпригоднейпреступленияон–длядетектива.деньги,таккакПоэтомувсякаяТам же.124индивидуальность в этом мотиве стерта: деньги нужны всем, они являютсяэквивалентом любой человеческой потребности»175;3) особые правила построения сюжета – Вольский выделяет неписаныезаконы детективного жанра, в частности, запрет для некоторых персонажейвыступать в роли преступника – «убийцей не могут быть рассказчик,следователь, близкие родственники жертвы, священники, государственныедеятели высокого ранга»176.
Несмотря на справедливость этого правила длябольшинства известных детективов, следует отметить, что некоторые авторыего нарушают: так, первый известный роман Агаты Кристи, «УбийствоРоджера Экройда», как раз представляет собой детектив, в котором убийцейявляется рассказчик.Эти три закономерности в комплексе Н.Н. Вольский определяет как«гипердетерминированность детективного мира» - мир детектива устроенгораздо более стандартно и упорядоченно, чем окружающая нас реальнаядействительность. «Для построения детективной загадки необходимажесткая сеть несомненных, незыблемых закономерностей, на которыечитатель может опираться с полной уверенностью в их истинности.Поскольку в реальном мире твердых закономерностей меньше, чем этообычно требуется для построения детективного сюжета, они вводятся извнепо взаимному соглашению авторов с читателями, как общеизвестные правилаигры»177.
К этой же закономерности относится такой признак детектива, какотсутствие в нем случайных ошибок – в отличие от расследований вреальной жизни, в детективном романе сыщик никогда не сталкивается сзабывшим или перепутавшим свои показания свидетелем, его показаниямогут являться только истинными или ложными.Отметим, что с указанным правилом гипердетерминированностидетективного мира полемизирует Еремей Парнов, который, наоборот,175Там же.Там же.177Там же.176125выделяет в качестве основного признака классического детектива именноэкзотическуюсоставляющую:«Начинаясинфернальнойобезьяны,родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, сголубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийскоголунного камня Уилки Коллинза и кончая уединенными замками АгатыКристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимоэкзотичен.
Кроме того, он патологически привержен к готическому роману(средневековый замок – излюбленные подмостки, на которых разыгрываютсякровавые драмы)»178.Парнов также отмечает в качестве одного из признаков классическогодетектива такую черту, как «подстроенность» всего сюжета под сыщика,являющегося центральной фигурой повествования: создается ощущение, чтопреступник как бы делает все, чтобы быть пойманным именно даннымсыщиком179.С.Б.
Переслегин, обращаясь к описанию детективного жанра, такжевыделяет ряд признаков этого жанра180. Детектив, по его мнению, воплощает«чистые» типы мышления: через жанр детектива получил популяризациюклассический научный способ мышления. В частности, аналитическоемышление получило свою популяризацию в образе Шерлока Холмса: методдедукции, к которому прибегал великий сыщик, по сути, воплощаетосновные принципы научного взгляда на мир. Причем такой модусмышления характерен не только для сыщика: «В детективе мышление героев,как преступников, так и сыщиков, является очень «продвинутым»: оносильное, последовательное, рефлективное, четкое.
При этом герои еще и178Парнов Е.И. Сыщик поневоле, или ход конём. Предисл. // Дж. Бреннер.Квадраты шахматного города. – М.: Мир, 1984.179Там же.180Переслегин С.Б. Возвращение к звёздам: фантастика и эвология, - М.: Аст, 2010.– С. 387.126решительны, предприимчивы, готовы рискнуть жизнью – то есть обладаютвысокой пассионарностью»181.Для захватывающего сюжета обязательно необходимы: а) сыщиклюбитель, б) хитро исполненное преступление, в) слишком прямолинейныйполицейский.
Противопоставление сыщика-любителя (Шерлока Холмса,Эркюля Пуаро, мисс Марпл и других) прямолинейному полицейскому(инспектору Лестрейду, инспектору Джеппу и другим) – это, по сути,противопоставление двух разных систем мышления. Сыщик воплощаетсобой нестандартное мышление, он видит картину преступления не так, каквсе. Преступник между тем рассчитывает на стандартные представления омире(дляиллюстрациикоторых,вдополнениектвердолобомуполицейскому, у сыщика, как правило, есть товарищ – доктор Ватсон,капитан Гастингс, - с блеском демонстрирующий те заблуждения, которымподверженошаблонноеправосудие).Официальныхпредставителейправосудия также можно понять: каждый из них одновременно вынужденрасследовать множество дел, и совмещать с этим эрудированность ШерлокаХолмса в химии, биологии, почвоведении и других прикладных науках –непосильная задача.
Это и обусловливает победу научного способамышления, воплощенного в образе исключительной эрудиции Холмса либонедюжинной способности анализировать, свойственной Эркюлю Пуаро.В детективе также присутствует четкое разграничение добра и зла:преступник воплощает Абсолютное Зло, сыщик – Абсолютное Добро,причем С.Б. Переслегин обращает внимание на тот факт, что великиесыщики в серии произведений Агаты Кристи и Артура Конан Дойлапрактически все время пребывают в одном возрасте – так, хотя цикл обЭркюле Пуаро охватывает более тридцати лет, Пуаро практически все времяявляется одновозрастным пенсионером (отметим, что детективы Б.
Акунинакак раз нарушают эту закономерность – «фандоринский цикл» показывает181Там же.127развитие и становление Эраста Петровича от молодого детектива до зрелогои затем пожилого мужчины).«Характеристические признаки детектива можно описать следующимобразом:- Инверсия времени (причины событий восстанавливаются по ихследствиям, сначала описывается результат преступления, затем - механизмраскрытия его, затем, в самом конце, воссоздается картина преступления);Завязкой-всегдаявляетсяубийство(всеостальныеформыпреступления можно рассматривать как превращенную «цензурированную»версию убийства). Это всегда убийство с заранее обдуманным намерениемили, в очень редких случаях, случайное убийство, которое преднамеренноскрывают (то есть намерение, обдуманное не априори, а апостериори)- В произведении обязательно содержится загадка, причем она должнаотвечатьвсемтребованиям,предъявляемымкшахматнойзадаче:единственность решения, сложность решения, элегантность решения,парадоксальность решения;- Всегда присутствуют следующие «ролевые элементы»; ГениальныйСыщик; Помощник Гениального Сыщика; Преступник; Подозреваемый (хотябы один)»182.Таким образом, обращение к традициям классического детективапредполагает использование в качестве основного инструмента разгадываниядетективной загадки недюжинный разум сыщика – зачастую не являющегосяпрофессиональным полицейским, при этом наделенного остротой ума,способностью к наблюдению и исключительной эрудицией.
Сложившийсяканон классического детектива предполагает несколько типовых клише, ккоторым следует отнести:1) основу интриги детектива составляет недостаток информации –загадка – касающаяся определенного преступления (помимо182Там же. – С. 390.128тривиальной неизвестности субъекта совершения преступлениячасто бывают неизвестны мотив, которым он руководствовался,время, а иногда и место совершения преступления и др.);2) разгадывание загадки читатель должен осуществлять вместе ссыщиком, не опережая его: этот признак определяется какманифестацией научного, аналитического типа мышления сыщика(который по определению детективного жанра должен разгадатьзагадку на шаг раньше читателя – перед финальной типовой сценой,в которой сыщик рассказывает о ходе своих рассуждений, читательеще не должен понимать, кто именно является преступником), так ипорядком ретроспективного раскрытия информации.