Диссертация (1155156), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Все временно-пространственные определенияв искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоциональноценностно окрашены. Абстрактное мышление может, конечно, мыслитьвремя и пространство в их раздельности и отвлекаться от их эмоциональноценностногомомента.Ноживоехудожественноесозерцание(оно,разумеется, также полно мысли, но не абстрактной) ничего не разделяет и ниот чего не отвлекается.
Оно схватывает хронотоп во всей его целостности иполноте»96. В бахтинском определении хронотопа чрезвычайно важнымпредставляется взаимодействие пространства как категории художественногомира не только с временем (вторым неотъемлемым и неотчуждаемымпараметром), но и с аксиологической сферой – хронотоп немыслим безприписываемых ему ценностных и эмоциональных характеристик.Д.С. Лихачев также отмечает важность параметра пространства дляанализа художественного мира: «в своем произведении писатель создаетопределенноепространство,вкоторомпроисходитдействие.Этопространство может быть большим, но оно может также сужаться до тесныхграниц одной комнаты.
Может быть реальным (как в летописи илиисторическом романе) или воображаемым (как в сказке)»97. Реальностьхудожественного пространства всегда является достаточно условной – дажепри попытках достоверно воспроизвести исторический контекст читательвсегда имеет дело со сконструированным, виртуальным пространством,характеризующимся определенными смысловыми лакунами. В отличие отпространства,кпримеру,вкинематографе,котороевизуально96Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.
М. Вопросылитературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 385.97Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросылитературы. 1968. № 3. С.76.68воспринимается как целостная картина, в художественной литературепространство может быть представлено как фрагментарное и «проявляться»по мере развития текста.В.Н. Топоров в статье «Пространство и текст» указывает на особый видпространства в художественном тексте – мифопоэтическое пространство,противопоставленное физически понимаемому пространству как категорииобъективно познаваемого мира: «проблема соотношения пространства итекста не решается одинаково для всех видов пространства и особенно всехвидов текста.
Наиболее ценным (и одновременно наиболее сложным)представляется определение этого соотношения, когда речь идет о текстах«усиленного» типа – художественных, некоторых видов религиознофилософских, мистических и т. п. Таким текстам соответствует и особоепространство, которое, перефразируя известное высказывание Паскаля,можноназвать«пространствомАвраама,пространствомИсаака,пространством Иакова, а не философов и ученых», или мифопоэтическимпространством»98.
Мифопоэтическое пространство объединяет в себе ипространство, и время, помимо этого, оно является овеществленным, всегданаполненным и неразрывно связанным с наполняющими его предметами. «Вмифопоэтическом хронотопе время сгущается и становится формойпространства (оно «спациализуется» и тем самым как бы выводится вовне,откладывается, экстенсифицируется), его новым («четвертым») измерением.Пространствоже,напротив,«заражается»внутренне-интенсивнымисвойствами времени (темпорализация» пространства), втягивается в егодвижение, становится неотъемлемо укорененным в разворачивающемся вовремени мифе, сюжете (т.
е. в тексте). Все, что случается или можетслучиться в мире мифопоэтического сознания, не только определяется98Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М.: Наука,1983. – С. 229.69хронотопом,ноихронотопичнопосуществу,посвоимистокам»99.Ю.М. Лотман говорит о моделировании текстового пространства пообразу и подобию моделирования вселенной: «структура пространства текстастановится моделью структуры пространства вселенной, а внутренняясинтагматика элементов внутри текста – языком пространственногомоделирования»100.Вегоконцепциихудожественногопространстваособенно важными становятся оппозиции – противопоставление замкнутогои разомкнутого, своего и чужого, верха и низа.Т.В.
Субботина выделяет различные виды типовых хронотопов101,опираясь на концепцию Ю.М. Лотмана, введшего в практику анализахудожественного мира произведения термин «локус»102. М.В. Селеменеварассматривает локусы как «пространственные образы, входящие в составтопосов и иерархически подчиняющиеся им. Отличительная особенностьлокусов состоит в том, что они могут соотноситься с отдельными героями(как правило, занимающими центральное место в системе образовпроизведения)»103. Хронотопические параметры в анализе современнойлитературы не обязательно подразумевают обращение к категории времени –так, О.Г. Ревзина анализирует в литературе ХХ векавидениехронотопическойструктуры.Здесь«совершенно иноеактуализованпараметрпространства. Именно в пространстве сосуществуют времена, именно черезпространство разновременное предстает как одновременное; в пространствевещь (не-знак) обретает свойство коннотативного знака, пространство99Там же.Лотман Ю.М.
Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве.–СПб.:«Искусство–СПБ»,1998.//Электронныйресурсhttps://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php101Субботина Т.В. Локус, топос, урбоним, микротопоним: к вопросу о содержаниипространственных понятий // Вестник Челябинского государственного университета, № 4,2011. – С.
112.102Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. – Таллин,1992. – Т.1. – С. 448.103 Селеменева М.В. Поэтика городской прозы Ю.В. Трифонова: Монография. –Воронеж: Научная книга, 2008. – С. 54.10070«работает» как память, как последний и универсальный интертекст.Размыкание локальных хронотопов осуществляется через вневременностьпространства, и сам текст своим устройством воплощает этот хронотоп безвремени, в котором необратимое конкретное событие обретает инойвременной статус благодаря мнемическому – метонимическому следу,которым оно прикрепляется к пространству»104.На важность места действия как параметра анализа художественногомира произведения обращает внимание и А.Б. Темирболат: «хронотоп –неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картинымира писателя.
Он определяет особенности метода, стиля, способствуетотражению своеобразия национального мышления художника слова. Время ипространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель»,константы содержания и формы литературного произведения.Хронотоп несет в себе жанрообразующую и сюжетообразующуюфункции.
Он укрепляет внутренние закономерности произведения»105.Н.А. Ларина, вслед за Ю.М. Лотманом, указывает на важностьвыделения в художественном мире произведения семантически нагруженныхоппозиций: «модель мира складывается из ряда параметров, каждый изкоторых в рамках определенного произведения может приобретать особуюзначимость либо, напротив, уступать место другим параметрам. К основнымуниверсалияммиромоделированиявлитературеследуетотнестипространственные оппозиции «верх – низ», «право – лево», «замкнутое –разомкнутое» и пр.
Пространственные оппозиции неразрывно связаны свременны́ми оппозициями, в которых актуализируется противопоставление104Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст какдинамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной80-летию В. П. Григорьева. Отв. ред. Н. А. Фатеева. М.: Управление технологиями, 2006.– С. 265.105Темирболат А.
Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепцийлитературоведения [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалымеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. — С.6-9.71«астрономическое – субъективное» время, «циклическое – дискретное»время, а также выделяются моменты особой напряженности»106.Говорить о месте действия без упоминания параметров временинепродуктивно: речь идет неизбежно не о Лондоне как таковом, а о Лондонеконца XIX столетия и пр.Хронотоп романов и рассказов об Эрасте Фандорине чрезвычайнодиверсифицирован: художественный мир романов охватывает промежуток в1876 по 1921 год, и действие происходит на территории РоссийскойИмперии, Великобритании, Франции, Турции, под водой в Атлантическомокеане, в Японии, в Соединенных Штатах Америки, в Польше, Румынии иБолгарии – география передвижений Фандорина достаточно обширна.
Еслипонимать, вслед за В.Ю. Прокофьевой, топос и локус как различающиеся впланеаксиологическогоизображениякатегории(«одинитотжепространственный образ может называться и топосом, и локусом, взависимости от осмысления его как национального символа с актуализациейв его репрезентации оценочных смыслов или реального описания спревалирующими в тексте денотативнореференциальными отсылками»107), торечь идет именно о топосах. Посещение Эрастом Петровичем различныхгородов всегда сопровождается ценностными оценками, суждениями обобразе города, его типических чертах, наблюдениями и размышлениями онационально-культурной специфики.Применительно к различным городам и странам, в которых действуетЭраст Петрович, актуализируется оппозиция «Россия – не Россия», причемФандорин в поздний период своей жизни ощущает себя «гражданиноммира»,дистанцируетсяотРоссиикаксвоейРодины,предпочитаявоспринимать новости отстраненно.
Так, в повести «Парус одинокий»106Ларина Н.А. Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андрееваи Валерия Брюсова. – Дисс. … д.ф.н. – М., 2018. – С. 4.107Прокофьева, В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении:локусы и топосы // Вестн. Оренб. гос. ун-та. – 2005. – № 11.
– С. 87-94.72упоминается о его пребывании в Париже, где Фандорин постигает «путьроскоши» - старается распорядиться свалившимся на него богатством.Разбогатев, Фандорин «выбрал самый лучший город на земле, самый лучшийквартал в самом лучшем городе и самую лучшую квартиру в самом лучшемквартале самого лучшего города: поселился в верхнем, мансардном этажестаринного дома на рю Риволи, с террасы которого открывался вид на Сену,Лувр и парк Тюильри» [Планета Вода, 231]. Таким образом, «самым лучшимгородом» в представлении Фандорина оказывается Париж, и Россия в этотпериод его жизни аттестуется им как «чертова страна»: новости о событияхна Родине вызывают отторжение и расстройство.Вторым значимым признаком в мире произведений Б.