Диссертация (1155009), страница 27
Текст из файла (страница 27)
А. Гончарова, представляетсобой «неосознаваемый конфликт потребностей, вызванный одновременным существованием противоположных или даже взаимоисключающих стремлений, желаний или идеалов» [47, с. 40];7) под психокоррекционными мишенями, по нашему мнению, следует понимать определяемые специалистом в ходе психокоррекционной работы концепты, попадающие в фокус психокоррекционного воздействия [66].В рамках метода позитивной психодинамической психотерапии (ПППТ)психокоррекционными мишенями (в зависимости от феноменологии каждого отдельного случая) могут выступать конструкты, включающие различные конфигурации описанных выше структурных элементов ДА.Критерии определения психокоррекционных мишеней.
По нашему мнению, в методе ПППТ критериями для определения психокоррекционных мишенейв структуре математических моделей могут служить: 1) последовательность факторов и место расположения в них компонентов ДА; 2) место расположения переменной (компонента ДА) в структуре фактора (латентной переменной) и ее взаимосвязи с другими переменными этого фактора («доминирующее» или «подчиненное» положение переменной в структуре фактора с т. з. ее факторного веса);3) «доминирующее» или «подчиненное» положение переменной относительнопеременных «смежных» факторов.Описание и анализ логико-математических моделей дезадаптивногоПРП мужчин и женщин.
В логико-математическое моделирование включены149структурные элементы ДА, одновременно являющиеся структурными переменными трех уровней ПРП, выражающими его компоненты:1) модель для подражания (формирования) – когнитивный, эмоциональномотивационный компоненты «интенционально-образного» (второго) уровня ПРП;2) I АС (производные базовой потребности в любви) – эмоциональномотивационный компонент «интенционально-образного» (второго) уровня ПРП(в Приложении Р, в таблицах с матрицами повернутых компонент для удобстваинтерпретации после аббревиатуры каждой I АС написана цифра 1, указывающаяна принадлежность переменных к данной группе);3) модель реакций – когнитивно-эмоциональный компонент «адаптационного» (третьего) уровня ПРП;4) II АС (производные базовой потребности в познании) – когнитивный,мотивационно-ценностный компонент «адаптационного» (третьего) уровня ПРП(в Приложении Р, в таблицах с матрицами повернутых компонент для удобстваинтерпретации после аббревиатуры каждой II АС написана цифра 2, указывающая на принадлежность переменных к данной группе).Логико-математические модели дифференциального анализа (далее – модели) дезадаптивных типов ПРП респондентов получены посредством факторногоанализа: метод анализа – метод «Главных компонент»; способ вращения – «Варимакс» с нормализацией Кайзера [50].
Дисперсия вращения для каждой выборкиреспондентов (Приложение Р) составляет более 83%, что, по утверждениюЕ. Л. Григоренко, свидетельствует о высоком уровне соответствия теоретическихпричинно-следственных гипотез полученным эмпирическим результатам [64]. Результаты, представленные ниже, частично были описаны ранее в работеР. В. Ершовой, В. А. Кочнева (2017) «Возможности применения факторных моделей для психокоррекции дезадаптивных типов полоролевого поведения в методепозитивной психотерапии» [66].Модель полоролевого поведения «гипермаскулинных» мужчин (Приложение Р, Таблицы Р.1, Р.2).
Состав модели. Модель включает 8 факторов (кумулятивный процент дисперсии – 97,1%; здесь и далее: название факторов опре-150делялось с учетом максимальных нагрузок включенных в них перемененных и логики их взаимосвязи; после названия фактора указываются: процент дисперсиифактора в составе модели; структурные компоненты, обозначаемые аббревиатурами: АК – актуальный конфликт; БК – базовый конфликт; ВК – внутренний конфликт): фактор 1 (32,5%) – «Взаимосвязь актуальных способностей со сферамипереработки АК «фантазии/будущее», «достижение/логика» и семейной концепцией «Я-Отец»; фактор 2 (17,1%) – «Взаимосвязь фемининного реального Яобраза с I АС и сферой переработки АК «контакты/эмоции»»; фактор 3 (14,6%)– «Взаимосвязь актуальных способностей с семейными концепциями «Мы», «ЯМать».
«Ты» и сферой переработки АК «тело/ощущения»»; фактор 4 (11,1%) –«Взаимосвязь актуальных способностей честность и вера/смысл/религия с семейной концепцией «Пра-Мы»»; фактор 5 (8,4%) – «Взаимосвязь идеального образа КМФ с II АС справедливость»; фактор 6 (6,7%) – «Взаимосвязь II АС вежливость и послушание»; фактор 7 (3,4%) – «II АС искренность»; фактор 8(3,3%) – «I АС надежда, стимулирующая маскулинность реального Я-образа».Структура модели (здесь и далее: а) логика описания структуры моделиоснована на последовательности факторов; б) при описании структуры справа отпеременных указаны их факторные нагрузки).Основными сферами переработки актуального конфликта (АК) у данной группы мужчин являются «фантазии/будущее» (0,894), «достижение/логика» (0,688).
АК разворачивается в сфере «фантазии/будущее» и усиливает поведенческие нормы пунктуальность (0,848) и верность (0,836), которые оказывают первостепенное влияние на мужскую линию поведения (Я-Отец, 0,799).Неспособность грамотно распределять свое время, в том числе и уделять его своим близким (время, –0,745), приводит к возникновению АК в сфере «достижение/логика» (0,688), который находит свою разрядку в повышении уровня такихповеденческих норм, как бережливость (0,678) и аккуратность (0,558).Фемининный компонент КМФ (фемининность реальная, 0,926) усиливаетпотребность в нежности/сексуальности (0,922) и ее реализации в контактах(0,831), что обусловливает АК в сфере контакты (0,831).
Разрядку данный АК151находит за счет усиления доверия к себе, в свои силы (доверие, 0,678), что усиливает фемининный компонент КМФ (коэффициент маскулинности/фемининностиреального образа, 0,665) и развивает первичную актуальную способность (I АС)любовь (0,600).Отношение к окружающему миру – семейная концепция «Мы» (0,857) основано на поведенческой норме обязательность (0,938). В свою очередь семейная концепция «Мы», основанная на обязательности, постоянно мотивирует гипермаскулинных мужчин на напряженную деятельность (усердие/деятельность,0,799), что может проявляться в погружении в работу (трудоголизме). В результате рано или поздно возникает АК в сфере «тело/ощущения» (–0,732), что в данном случае выражается в «отрицании своего тела» (наплевательском отношении ксвоему организму).
Механизм разрешения этого АК заключается в следованиисемейным концепциям «Я-Мать» (0,688) и «Ты» (0,673), в соответствии с которыми гипермаскулинные мужчины прибегают к усилению I АС терпение (0,608).Отношение к миру, культуре, окружающим у мужчин данной группы основано на таких ценностях, как чистоплотность (0,931) и поиск смысла жизни –вера/смысл/религия (0,925).Структура КМФ идеального образа регулируется II АС справедливость(0,748). При этом, посредством компенсаторного механизма сам КМФ идеальногообраза (0,837) развивает способность справедливость, которая в свою очередьснижает уровень маскулинного идеал-образа (–0,693) и усиливает фемининныйидеал-образ (0,621).Надежда на лучшее и уверенность в завтрашнем дне (надежда, 0,692) способствуют развитию маскулинности реального образа (0,545).Психокоррекционные мишени и механизмы конфликтов.
1) Актуальный конфликт (АК) у данной категории мужчин представляет собой конструкт,состоящий из двух компонентов (сфер локализации). Сферы локализации АК:«фантазии/будущее»; «достижения/логика». При этом, АК начинает разворачиваться в сфере «фантазии/будущее» и перетекает в сферу «достижения/логика».Содержание АК составляют II АС (поведенческие нормы, ценности): в сфере152«фантазии/будущее» – пунктуальность, верность; в сфере «достижения/логика» –бережливость, аккуратность. Способы переработки АК: а) «бегство в фантазии»– уход в мечты (от реальной и болезненной деятельности; например, компьютерные игры, употребление алкоголя и наркотических веществ, суицидальное поведение); б) «бегство в деятельность», например, стремление загрузить себя какойлибо работой (по дому или в рамках профессиональной деятельности).
2) Базовыйконфликт (БК). Следует отметить, что модель формирования (личности) не интегрирована: семейная концепция «Я-Отец» является «доминирующей» и играетдеструктивную роль в ПРП данной категории мужчин. Среди других семейныхконцепций доминирующую роль играет концепция «Мы», что свидетельствует оботвержении собственного «Я» и ориентации данной категории мужчин на такиеценности, как престижность, социальный статус, достижение высоких результатов и т.д. Семейные концепции «Я-Мать» и «Ты» занимают более низкие позиции в структуре модели формирования. Сферы локализации БК (БК описываетсяследующими семейными концепциями): «Я-Отец» (представления о себе, сформированные во взаимоотношениях с отцом); «Ты» (представления о партнерстве, которое заложили родители отношением друг к другу). Содержание БК составляютI АС (потребности): БК в концепции «Я-Отец» содержит в себе неудовлетворенную потребность время (отец недостаточно уделял внимания и времени для занятий с сыном); БК в концепции «Ты» содержит в себе неудовлетворенную потребность терпение (в своих отношениях родители не проявляли такую способность),сущность которой заключается в умении ждать и отсрочивать удовлетворениесвоих желаний; готовности терпеливо относиться к формированию и развитиюразличных личностных качеств и т.д.
3) У данной группы респондентов выделяются два внутренних конфликта (ВК), которые возникают из-за неадекватныхспособов «поддержания и сохранения личностной ценности» [47, с. 33]. Первый ВК – подпитывается семейной концепцией «Я-Отец», возникает при «столкновении» неудовлетворенной потребности время и поведенческих норм пунктуальность и верность, и разрешается в сфере «смысл/будущее». Второй ВК - подпитывается несколькими семейными концепциями («Мы», «Я-Мать», «Ты»), воз-153никает при «столкновении» неудовлетворенной потребности терпеливость и поведенческих норм обязательность и усердие/деятельность, разрешается в сфере«тело/ощущение» и характеризуется утратой контакта с собой.Модель полоролевого поведения фемининных мужчин (Приложение Р,Таблицы Р.3, Р.4).