Диссертация (1154994), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Кооперация в данный момент активно продвигается на высшемуровне среди руководителей государств и зависит от действующихполитиков232.«Впервые за 300-400 лет, – пишет Игорь Иванов, – КНР и Индияразвиваются быстрее, чем РФ» 233 . По мнению политолога центра КарнегиМалашенко, во всех странах региона ЦА возможна смена политическихрежимов, и далеко не факт, что к власти придут лояльные Москве режимы.Это будет означать, что РФ столкнется с новыми трудностями в регионе ЦА,так как для того чтобы построить отношения с новым поколением молодыхполитиков, нужно много времени 234 . Однако, например, процесс передачивласти в Узбекистане в 2016 г.
после смерти президента Каримова прошелдостаточно мирно. При этом новый президент Узбекистана Ш. Мирзиёевотметил, что сотрудничество с Россией является одним из приоритетных дляРеспублики Узбекистан.230Грозин А. Постсоветская Центральная Азия: Новые геополитические тенденции и российские интересы //Центральная Азия и Кавказ. 2010. № 5.231Ядуха В. Что нам делать со Средней Азией. URL: www.rosbalt.ru/ blogs/2013/03/04/1101644.html.232Там же.233Иванов И. Какая дипломатия нужна России в XXI веке // Россия в глобальной политике.
2011. Т. 9. № 6.С. 23.234Малашенко А. PRO ET CONTRA. Интересы и шансы России в Центральной Азии. 2013, январь-апрель.93РФ стремится сохранить влияние на постсоветском пространстве вкачестве одной из главных задач ее внешней политики235. Центральная Азияостается регионом, где сталкиваются интересы нескольких региональных иглобальных лидеров, что стимулирует участие России в борьбе за влияние идоминирование в нем. Однако зависимость слабых экономик государствЦентральной Азии будет сохраняться в среднесрочной перспективе. В 2010-егг.
Центральная Азия стала объектом интеграционных амбиций России.Партнерство с Казахстаном создает ядро Евразийского союза. Включение вЕАЭС Киргизии в 2015 г. и в перспективе наблюдатели Таджикистанаулучшит репутационный имидж России в регионе.Таким образом, внешнеполитический курс России в Центральной Азиии вектор взаимодействия с государствами региона ЦА определяется тремяключевыми факторами: сохранением своих позиций в регионе, участие вэнергетических проектах в регионе Центральной Азии, увеличением своегополитического веса в международных отношениях за счет усиленияЕвразийского экономического союза.Россия сохраняет ведущую роль в интеграционных проектах вЦентральной Азии в середине 10-х гг.
ХХI века. Поэтому РФ считает себялидером объединения ЕАЭС и ОДКБ в регионе Центральной Азии за счетсоздания сильного экономического союза, который будет защищен мощнымтаможенным тарифом236.Таким образом, РФ запустила интеграционные процессы в регионеЦентральной Азии, используя их как важный элемент отношений среспубликами ЦА после распада СССР. Россию в целом устраивает текущаяситуация в регионе, где она может совместно с КНР без активного участияСША влиять на будущее экономическое и политическое развитие странЦентральной Азии.
Безусловно, России следует расширять сотрудничество235СайтМИДаРФ.КонцепциявнешнейполитикиРоссии2013г.URL:http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F236Братерский М.В. Невоенные рычаги внешней политике России. Региональные и глобальные механизмы.М.: Изд. НИУ ВШЭ, 2012. С. 145.94состранамиЦентральнойАзиизасчетразвитияинтеграционныхобъединений (ЕАЭС, СНГ, ОДКБ), так как создавая привлекательнуюинтеграционнуюмедаль,РФсможетобеспечитьдолгосрочноесотрудничество со странами ЦА. Важным является тот факт, чтоЦентральная Азия последние 300 лет располагалась в орбите влияния Россиии развивалась в рамках ее политической парадигмы, поэтому РФ благодаряисторическому опыту имеет большие рычаги на будущее региона.2.3.
Концептуальные основы стратегического партнерства Россиии Китая в Центральной АзииКитай и Россия – два лидера развития ШОС. Шанхайская организациясотрудничества выступает дополнительной площадкой для стратегическоговзаимодействия между КНР и Россией. В отношении к ШОС обе странысформулировали собственную стратегическую концептуальную основу, вкоторой отражаются не только ключевые национальные интересы Китая иРоссии, но и их реакция на новые вызовы и возможности в регионе. Присравнении внешнеполитических подходов Китая и России по отношению кШОС можно заметить общую цель этих стран в отношении ШОС.
Цельзаключается в обеспечении территориальной целостности, содействииэкономическому росту в относительно неразвитых регионах, сдерживаниипроникновения западных стран в этом регионе, противостоянии «трем силамзла» (терроризм, сепаратизм и экстремизм) в регионе Центральной Азии,налаживанииэкономическихцентральноазиатскимиотношенийидобрососедствастранами, укреплении позиции двухсстран вЦентральной Азии.
Две страны определяют ШОС как одну из главныхплощадок для проведения регионального управления в Центральной Азии, втом числе, совместная борьба с международным терроризмом, препятствиедестабилизации региона за счет распространения «цветных революций»,снижение влияния западных государств в регионе Центральной Азии. Китайи Россия считают ШОС региональной межправительственной организацией,95опоройдемократизациииразвитиюмногополярныхмеждународныхотношений.РФ и КНР способствуют усилению роли ШОС и установлению новогоформата сотрудничества для кооперации в рамках Программы «партнерстводля диалога», чтобы развивать сотрудничество с другими государствами иблоками.
Долгосрочное военное присутствие США и НАТО оказываетнегативное влияние на региональную стабильность в Центральной Азии. Всилу этого Китай и Россия могут использовать возможности ШОС какрегионального центра силы, чтобы сдерживать распространение влиянияСША в регионе. Китай и Россия выражают близкие позиции к вопросубудущего устройства ШОС, обе страны не допускают участия США в работеШОС, но в то же время РФ и КНР не позволяют ШОС становитьсяантиамериканской военно-политической структурой.
Сходство позиций двухстран определяется их внешнеполитической традицией, которая заложенаисторически в Китае и России.Для России в 90-е гг. европейское направление было приоритетнееазиатского, поэтому ШОС сможет усилить национальную безопасность наюжных и восточных границах РФ237.РФ рассматривала ЦА в качестве региона, где она историческиобладает политическим и экономическим влиянием. По итогу распада СССРРоссияпыталасьсохранитьэтовлияниепутемэкономическихидвусторонних связей, в том числе создания региональных структур,например, СНГ. Однако Содружество Независимых Государств существуеттолько в пределах заключенного всеми сторонами соглашения об егоучреждении, поэтому реально играет небольшую роль на постсоветскомпространстве. В данном контексте создание Евразийский экономическийсоюз представляет собой объединение стран, которые так или иначе имеют сРоссией237схожие экономические интересы, поэтому вероятность егоБогатуров А.Д., Дундич A.C., Коргун В.Г.
Международные отношения в Центральной Азии: События идокументы. М., 2011. С. 56.96эффективнойработывбудущемгораздовыше,чемвероятностьтрансформации СНГ в более интегрированную наднациональную структурув регионе238.Страны региона ЦА по-разному реагируют на подобные инициативыРФ.
У России не сохранилось влияние в регионе, оставшееся от СССР, вЦентральной Азии появились новые игроки. Сегодня Центральная Азиястала средоточием стратегических, политических и экономических интересовне только России, но также Китая, стран Южной Азии, Европы и США239.В Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. 240 ШОСпридается важное значение в международной политике. Россия будетспособствовать усилению политического потенциала ШОС, делая акцент наукрепление доверия в отношениях со странами региона ЦА, особенно счленами ШОС, в том числе в формате отношений на двусторонней основе.Отдельное внимание РФ будет обращать на выстраивание отношений снаблюдателями в Организации, которые желают присоединиться к ШОС вбудущем.РФ расширяет взаимоотношения всеобъемлющего партнерства истратегического партнерства с КНР, считая их важнейшим факторомрегиональной безопасности в Центральной Азии241.Во внешней политике КНР исторически северо-западное направлениебыло более безопасным, чем юго-восточное, однако из-за распада СССР ипоявления новых независимых государств в регионе ЦА подобная ситуацияначала меняться.
В китайской внешнеполитической повестке дня ШОСявляется инструментом реализации концепциигармоничного мира,выдвинутой в 2005 г. бывшим председателем КПК КНР Ху Цзиньтао. Китайне намерен строить военные базы на территории Центральной Азии, однакоон также не может игнорировать свою роль в системе регионального238Там же.Там же.240Стратегия национальной безопасности РФ доhttp://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html241Там же.2392020года//Российскаягазета.URL:97управления ЦА. Центральная Азия уже стала регионом, где Россия и КНРдействуют сообща в сфере обеспечения национальной безопасности242.Таким образом, ШОС способна, будучи региональной организацией,углубить и расширить стратегическое взаимодействие и партнерство междудвумя странами, а также гармонизировать их интересы в данном регионе.Китай обеспокоен присутствием США и НАТО в Центральной Азии ивозможнойдестабилизациейобстановкипослевыводазападногоконтингента из Афганистана и с центральноазиатских баз, поэтому КНРзаинтересован в сотрудничестве с Россией по вопросу совместной борьбы стерроризмом и афганским наркотрафиком в рамках ШОС.
Китаю болеевыгодно, чтобы Россия брала на себя большую инициативу в регионе ЦА ввопросеобеспечениябезопасности,покаКНРзанятасозданием«Экономического пояса нового Шелкового пути»243Стратегическое видение развития в ШОС у Китая и России не всегдасовпадает. Причина кроется в том, что, расширяя сотрудничество сгосударствами Центральной Азии, Китай и Россия могут сталкиваться поразным политическим и экономическим вопросам. Китай является важнымигроком в регионе Центральной Азии в контексте ухудшения экономическойобстановки на всем постсоветском пространстве ввиду падения цен науглеводороды из-за мирового экономического кризиса, что затрагивает какстраны-экспортеры, так и транзитные государства.