Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии (2003) (1152145), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Однако и здесь существуют четкие границы возможностей для государства, ориентированного на соблюдение прав и свобод личности. Например, даже при чрезвычайных обстоятельствах законодательноустанавливаются пределы и сроки действия таких ограничений. И приэтом ряд основополагающих прав, к примеру, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповеданий, право на жилище или правона судебную защиту, вообще не подлежат отмене.Но есть и такие способы действий режимов, которые направленына ограничение прав как фундаментальных начал в отношениях государства и человека.
К таким способам относятся, например, введение неоправданных (возрастных, материальных, территориальных)цензов, ограничивающих возможности граждан на формирование органов власти и на участие в их работе; или закрепление разрешительного вместо регистрационного порядка регулирования политическойактивности населения, при котором власть берет на себя правоустанавливающие функции, что в конечном счете отрицает фундаментальный характер политических прав.В целом, с учетом мирового опыта, можно выделить следующиечетыре группы нарушений прав человека со стороны государства иотдельных политических сил (в порядке значимости):Основные нарушенияправ человека— геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический терроризм;116— апартеид, расовая дискриминация, сегрегация;— ограничение политических прав гражданина;— уничтожение окружающей природы, введение ограничений наполучение информации, сокращение доступа к культурным ценностям.Предотвратить нарушения прав человека можно только при должной политической воле правящего режима, а в более широком плане — при установлении в конкретных странах гарантий взаимнойответственности государства и гражданина.
Современные демократические государства далеко ушли от принципов регулирования отношений с обществом по принципу Талиона («око за око», *зуб зазуб»), придя к необходимости создания системы, уравновешивающей права и ответственность государства и гражданина. И подобнотому, как конкретный человек несет, к примеру, воинскую повинность, так и должностные лица государства должны отвечать за причиненный личности ущерб.
Поэтому историческая траектория современного развития требует сильного демократического государства,которое стояло бы на страже прав и свобод личности.3. П о л и т и ч е с к о еучастиеПонятие политическогоучастияУчастие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей.Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает,насколько эта сфера жизни способна служить не только интересамкрупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядовогогражданина, обычного человека.Как уже говорилось, отдельный индивид способен выполнять функции профессионального политика; лица, действующего в рамкахгрупповых интересов и вместе с тем осуществляющего автономнуюлинию поведения независимо от потребностей той или иной общности.
Об особенностях осуществления индивидом элитарных и лидерских функций речь пойдет далее, а сейчас остановимся на характеристике политического участия рядового гражданина.Известный американский политолог Дж. Нагель определяет политическое участие как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности . В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для3939Л^^//.МРаП1С1раиоп.К.У., 1976.Р.1-3.117достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей.Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессе взаимодействия индивида с правительством, органамивласти, другими политическими институтами и силами.Благодаря такому инструментальному отношению к политике,индивидуальное «участие» характеризует только конкретные формыпрактических действий человека, независимо от их мотивации илиусловий осуществления.
Иными словами, к «участию» относятся толькореально совершаемые в политике действия индивида. Осуществляятакие действия, индивид переступает через порог того умозрительного отношения к политическим событиям, которое выражается вэмоциях, оценках, суждениях и иных сугубо идеальных реакциях. Вэтом смысле политическое участие предстает как качественно иной,практический уровень включенности индивида в политическую жизнь,заставляющий его совершать там конкретные поступки.В то же время некоторые формы пассивного отношения индивидак политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие в выборах), неоднозначно расцениваются политологами.
Одни из них,как, например, Р. Хиггинс, называя «политическую инерцию» и пассивность граждан (наряду с перенаселением, голодом, нехваткой ресурсов и некоторыми другими явлениями) «основным врагом» человечества, исключают ее из политического участия. Другие (С. Верба,Л. Пай), в силу массовости такого рода фактов, напротив, расценивают их как одну из форм деятельного отношения индивидов к политике.Среди практических действий людей политическим участием могут быть признаны только их целенаправленные поступки, т.е. те действия, которые специально и сознательно проектируются и осуществляются ими в политическом пространстве. Иначе говоря, к политическому участию относятся лишь собственно политическиедействия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия.
Например, сознательно спланированный приход на митинг может быть квалифицирован как политическое участие индивида, а его случайное появление там — не может. Или если гражданинспециально сообщает управленческую информацию должностномулицу, то это может рассматриваться как форма его политическогоучастия; если же эти сведения он передаст в центр принятия решений косвенным образом, например, в ходе случайного разговора сответственными лицами, то в таком случае их беседа не может бытьотнесена к формам политического участия данного гражданина.Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью. Например,индивид может участвовать в решении местных или общефедеральных вопросов, заниматься постоянной активной деятельностью поорганизации избирательных кампаний, а может изредка принимать118участие в выборах — и все это будут разные по значимости и интенсивности формы его политического участия.Непосредственно характеризуя поступки индивида, политическое участие дает косвенную аттестацию и самой политической системе, т.е.
той внешней среде, которая сопутствует или препятствуетполитическим действиям граждан. Так, в одних политических системах индивид имеет возможность практически реагировать на затрагивающие его поступки властей, предпринимать те или иные действияв качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию, ав других то же стремление действовать натыкается на жесткость инеприспособленность политических структур к такого рода желаниям индивидов. Например, во многих демократических странах широко распространены судебные процессы, в которых рядовые гражданеоспаривают действия правящих структур. В то же время в тоталитарных и деспотических государствах невозможны не только индивидуальные, но и групповые формы политического участия человека(в виде деятельности партий, общественно-политических движенийи т.д.).
Так что разнообразие форм политического участия неизменноопределяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти.Факты практического участия индивидов в политической жизни неоучастияднозначно оцениваются представителями различных школ и направленийв политической мысли. Например, сторонники элитистских ученийполагают, что участие рядовых граждан — это аномальное явление вполитике, ибо основные функции по принятию решений, формированию государственной политики могут выполняться только на профессиональной основе. В этом смысле вовлечение широких социальныхслоев, массы индивидов в политику рассматриваются ими как дисфункциональное и нежелательное.Сторонники же воззрений французского просветителя XVIII в.Ж.
Ж. Руссо, приверженцы марксистского учения, партиципаторнойдемократии и некоторых других течений исходят из того, что единственно оправданной нормой политической жизни является постоянное выполнение всеми гражданами функций по управлению делами государства и общества. В частности, В.И. Ленин писал о необходимости «прямого, обеспеченного законами (конституцией) участиявсех граждан в управлении государством» .
Правда, повсеместностьвыполнения таких политических функций населением связываласьмарксистами лишь с определенной исторической фазой — перехоОсновные подходык трактовке политического404 0Ленин В.И. П о л и . собр. соч. Т. 2. С. 106-107.119дом от социализма к коммунизму, т.е. с периодом отмирания государства. Однако суть подхода от этого не меняется.Коротко говоря, в силу того, что каждый не только грамотный иактивный гражданин объявлялся участником управления государством, политика трактовалась в качестве неотъемлемой стороны индивидуального существования, обязательного компонента стиля жизниличности.