Орлов И.Б. Политическая культура России XX века (2008) (1152142), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Что касается теоретических исследований, тоосновная их проблематика была рассмотрена нами в предыдущих гла*вах. Современный социолог М. М. Назаров в своей работе «Полити*ческая культура российского общества 1991–1995 гг.: опыт социологи*ческого исследования» (М., 1998) выделил четыре основныхнаправления исследования политической культуры: марксистско*ленин*ская традиция, поведенческая традиция, интерпретационные подходыи рассмотрение политической культуры через призму социальных из*менений, с чем можно согласиться. Рассмотрим их подробнее.2.1. Марксистско-ленинская традицияНепосредственно в политическую и научную практику советскогопериода понятие «политическая культура» было введено В.
И. Лени&51ГЛАВА 3ным, чье понимание последней включало в себя: идею единства культу*ры и политики, наличие двух составляющих в каждой национальнойкультуре и партийность культуры во всяком классовом обществе. ДляЛенина политическая культура, с одной стороны, выступала производ*ной от политической деятельности, необходимой для достижения рево*люционного изменения всего общества, а с другой стороны, рассматри*валась как определенная цель политической деятельности, направленнаяна становление человека нового общества как общественного существа.В более конкретном плане В. И.
Ленин использовал понятие «полити*ческая культура» при анализе уровня сознательного участия масс в по*литической деятельности, рассмотрения характера политических цен*ностей и их влияния на политические отношения. Другими словами,в марксистской интерпретации признаки политической культуры харак*теризуют уровень идейной зрелости трудящихся, политической актив*ности и участие в принятии политических решений. В теории макси*мально полное развитие демократии рассматривалось как необходимаяпредпосылка развития политической культуры социализма в целом.Несомненное первенство в изучении вопросов политико*культур*ного свойства после Ленина принадлежало репрессированному фило*софу и историку философии и литературы, одному из первых исследо*вателей философского наследия вождя И. К. Лупполу (1896–1943).Однако в целом отечественные обществоведы активно включилисьв разработку проблем политической культуры только в начале 1970*х го*дов.
На базе разработанных ранее теоретических положений в 1970–1980*е гг. в СССР проводились многочисленные исследования полити*ческой культуры советского общества. Ввиду того что отечественнаянаучная мысль к проблеме исследования политической культуры об*ратилась позже, чем западная, 1980*е гг. стали периодом интенсивногоформирования понятийного аппарата. Этим, прежде всего, объясня*ется разная интерпретация этого понятия, в зависимости от решаемыхзадач.
Зачастую политическую культуру понимали как опыт, с помо*щью которого «описываются феномены общественного сознания», воз*действующие на формирование, развитие и деятельность политическихинститутов, а также на массовое политическое поведение граждан(Ф. М. Бурлацкий и А. А. Галкин). При характеристике политическойсистемы С. А. Егоров определял политическую культуру как совокуп*ность устойчивых установок, ценностей и образцов поведения соци*альных слоев и отдельных граждан, «касающихся их взаимодействияс властью».
При определении содержания категорий «власть» и «госу*дарство» в понятие «политическая культура» включалось (Н. М. Кей&зеров) единство политических знаний, политических теорий и методов52Зарубежная и отечественная историографическая традициядеятельности, специфическая форма, способ отражения и реализациикоренных общественных интересов.
Разработки процесса формирова*ния общества в целом привели Э. Я. Баталова к пониманию полити*ческой культуры как продукта исторического развития, складывающе*гося и проявляющегося в деятельности и в процессе взаимного общениялюдей.Среди многочисленных определений политической культуры в этотпериод (Е. М. Бабосов, А. В. Дмитриев, Ж. Т.
Тощенко, Г. В. Осипови др.) в качестве предметной области чаще всего выделялись: феноменыобщественного сознания (установки, нормы и ценности), элементы поли*тического поведения и политические институты. Именно в это время в ра*ботах А. И. Арнольдова, Э. В. Ильенкова, В. В. Журавлева, И. Т. Фро&лова и других отечественных философов, социологов и историковсложилось рассмотрение политической культуры как составной части об*щей культуры.В целом характерной особенностью подходов, преобладавших в ис*следованиях политической культуры в СССР, можно назвать их суще*ственный нормативный акцент, когда конкретные проявления полити*ческой культуры соотносили с некоторой идеальной моделью, присущейчеловеку социалистического общества, рассматривали политическуюкультуру социализма как «высший тип политической культуры».
Со*ветские обществоведы исходили из того, что политическая культурафиксирует, в какой степени общество, класс и отдельные индивиды ов*ладели всеми элементами политической деятельности. По их мнению,именно политическая культура фиксирует, в какой мере политическаядеятельность развивает человека, обогащает его духовный мир и спо*собствует его становлению как гражданина. В силу этого базовыми со*ставляющими элементами социалистической политической культурывыступали такие компоненты, как: овладение знаниями в области марк*систско*ленинской теории, внутренней и внешней политики партии;превращение знаний в глубокие внутренние убеждения личности и вы*работка классового самосознания; приобретение необходимых навыковполитической деятельности и реализация знаний, убеждений в практи*ческой деятельности субъекта политической деятельности во всех сфе*рах общественной жизни.
Впрочем, нормативный аспект был присущ иподавляющему большинству зарубежных исследований. Только в этомслучае политическая культура рассматривалась с точки зрения ее соот*ветствия стандартам западной демократии.Хотя в подавляющей массе отечественных исследований особо под*черкивался фактор наличия в СССР гомогенной политической культу*ры, само марксистское понимание феномена политической культуры не53ГЛАВА 3было гомогенным. Например, А.
Г. Агаев, А. И. Арнольдов, Ф. М. Бур&лацкий, А. А. Галкин и С. К. Рябов рассматривали эту категорию каксовокупность политических знаний, ценностей, принципов и способовполитической деятельности, исторического опыта и традиций. ДляЮ. П. Ожегова, Ю. А.
Тихонова и Р. Г. Яновского политическая куль*тура являла собой обобщенную характеристику человека, степени егополитического развития и активности и умения применять политиче*ские знания на практике. Для третьей группы ученых (Е. М. Бабосов,Г. А. Юелов, М. Т. Иовчук, Н. М. Кейзеров, Л. Н. Коган) политичес*кая культура представлялась процессом, способом и формой реализа*ции сущностных черт человека, его знаний и убеждений в обществен*но*политической деятельности.
Эту классификацию следует дополнитьрядом ученых (Ж. Т. Тощенко и др.), рассматривающих вопросы поли*тической культуры преимущественно через призму политическогосознания, как «качественное свойство сознания и поведения людей, со*единяющее в себе политические знания, опыт, убеждения, навыки и уме*ния политической деятельности».Рассмотрение работ «перестроечного» периода показывает, что иде*ологическое противостояние в обществе привело к повышению интере*са специалистов к работам зарубежных авторов. Именно в конце1980*х — начале 1990*х гг. был опубликован ряд работ отечественныхисследователей (в первую очередь, Э.
Я. Баталова и С. А. Гамаюнова),анализирующих немарксистские подходы к изучению политическойкультуры. Удар был нанесен прежде всего по классовому подходу к оцен*ке общественно*политических явлений. Например, В. А. Шегорцев,объявивший политическую культуру сердцевиной перестроечного ме*ханизма, в качестве характерных черт первой указал «признание необ*ходимости коренных реформ существующих институтов и принциповполитической жизни советского общества», активную поддержку ихреализации «не только мнением, но и участием».2.2. Поведенческая традиция: достоинства и недостаткиНачало широкого применения термина «политическая культура»в западной науке обычно относят к концу 1950*х — началу 1960*х гг.Если раньше этот термин применялся в узко техническом или вспомо*гательном плане, то теперь он превращается в необходимую концепту*альную составляющую исследований в области политики.