Диссертация (1148745), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Например, в материале «Не такой уж он и старый – Дед Мороз»сообщается о конкретном случае, который имел место в жизни города Москвы.Таким образом, перед нами фрагмент, основанный на описании положения дел свключѐнным событийным повествованием:Помнится, в одной из первых детских воскресных школ Москвы (речь идет о конце 80-хгодов ХХ века) на рождественской ёлке батюшка спросил деток: «Дети, угадайте, кто сейчас вамбудет дарить подарки?» «Дед Мороз!» – закричали все на одном дыхании.
«Нет, дети, это мы сотцом Владимиром будем раздавать подарки». Помню, что от отсутствия Деда Мороза веселья113ничуть не убавилось. Не убавляется оно и на сегодняшних приходских ёлках, где маленьких (аиной раз и взрослых) прихожан одаривает настоятель. («Славянка», №6, 2010).Текст представляет собой случай из жизни отдельно взятого человека –Анастасии Николаевой, преподавателя воскресной школы и автора данногоматериала. Приведѐнный случай развит в содержательном отношении и имеетпоучительный сюжет.
Поучительность выражается в содержательном отношениитем, что православным людям следует избавляться от стереотипов, навязанныхсоветской властью, и можно вполне обойтись без «традиционного» Деда Мороза.Используются вводные слова, характерные для случая как речевого действия:помнится, помню. Кроме того, приводятся цитаты, использование которых такжеявляется составляющим элементом случая.Некоторые материалы представляют собой истории жизни:Мне было тогда восемнадцать лет, а ему, может быть, с чем-нибудь за двадцать.Поведения Тимоша был самого непостыдного.
За что он прибыл по суду на поселение – об этомпо нашему положению, щадя человека, не расспрашивают, но слышно было, что его дядяобидел. Опекуном был в его сиротство да и растратил, или взял, почти всё наследство. АТимофей Осипов за то время был по молодым годам нетерпеливый, вышла у них с дядейссора, и ударил он дядю оружием.
По милосердию Создателя, грех сего безумия не до концасовершился – Тимофей только ранил дядю в руку насквозь» («Славянка», №6, 2010).Описывается определѐнный момент жизни главного героя. В начале текстачитателям представлена предыстория событий, что выражается сочетаниямисуществительных и местоимений с глаголами прошедшего времени: мне было,Тимоша был, он прибыл, дядя обидел, был опекуном, Тимофей был. Затем авторвводит нас в курс основных событий при помощи тех же языковых форм: вышлассора, он ударил, Тимофей ранил. Мы видим, что отношения временнойпоследовательности выражены цепочкой глаголов совершенного вида.Обратимсяк публикации мурманской православной газеты «Спас»,рассказывающей о случае, включѐнном в историю жизни ПреподобногоРомана Сладкопевца:На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово.Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спелсоставленный им гимн “Дева днесь”, что вызвало всеобщий восторг.
Император и патриарх114благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Романукрашал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами («Спас», 16.01.06).ЗдесьнампредставленодинизглавныхэпизодовжизниРомана Сладкопевца, рассказывается о случае, который послужил тому, чтоРомана стали звать Сладкопевцем.
Произошедшее нельзя назвать поступком, хотяон настоял, чтобы ему разрешили снова спеть, но итог представленного событиязаключается в том, что люди назвали его Сладкопевцем. То есть рассказываетсяименно случай, который очень значим в жизни Преподобного. Основу случаясоставляют предложения, обозначающие ряд последовательных действий:пришѐл, настоял, спел, вызвало, благодарили, назвали, украшал.
Случай – эторечевая форма, относящаяся к событийной семантике, поэтому здесь органичновплетено описание положения дел. Кроме того, присутствуют элементыпредметного описания мира, воспринимаемого слухом – на протяжении всеготекста рисуется звукообраз Романа Сладкопевца.Практическое рассуждение.Журнальныйформатпредполагаетпредставление содержания на основе выявления различного рода логическихотношений между его компонентами как итог размышлений о жизни в любом еѐпроявлении. В данном случае мы имеем дело с такой речевой формой, какпрактическоерассуждение,котороеможетбытьвыраженоразличнымисредствами. Самое распространѐнное средство – это ряды вопросительныхпредложений: Но возможно ли это?..
Так что же сидеть десять дней дома утелевизора?.. Но при чѐм тут весь народ?.. Каковы же последствия бездумныхканикул?.. Правительство и Государственная дума, вам не совестно?»(«Русский дом», 25.12.10). «Кто же эти волхвы?.. А кто такие пастухи?.. Какможет такое быть?» («Русский дом», 26.12.09). Как мы видим, используютсяпрямыевопросительныеконструкции.Цепочкивопросовпостоянноактивизируют мышление читателя, включают его в обсуждение проблемы. Авторпри помощи вопросов ведѐт с читателем незримый диалог, что поддерживаетинтерес аудитории на протяжении всего знакомства с материалом.115Практически во всех материалах, повествующих о Рождественскихтрадициях, присутствуют цитаты из Библии.
Они плавно вплетаются в текст. Безних текст был бы неполным, сухим. Цитирование Евангелия погружает читателя висторию православного мира:На Рождественском богослужении читают родословную Спасителя — длинный переченьмужских имен, который современному человеку кажется совершенно излишними непонятным. Этот фрагмент Писания отнюдь не случаен: Христос не инопланетянин, онпринадлежит Своему народу, и через него — всему человечеству. В течение долгого времениБог подготавливал Его приход — и это была эпоха, когда Бог открыл людям Закон, заповеди,которым они должны были следовать. Как повествует Библия, первоначально реакция людейбыла полна энтузиазма: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны (Исх 24:7).
Ноочень скоро выяснилось, что люди не соблюдают закон, как бы торжественно они ни клялисьделать это. Теоретически мы все согласны, но на практике у нас ничего не выходит. Людибросают друг другу обвинения в лицемерии — и в этом отношении мы все живем в стеклянныхдомах, потому что никто из нас не следует тому моральному кодексу, который сам же признаетсправедливым («Фома», 18.01.11).В рассмотренном отрывке автор рассуждает о рождении Спасителя, ноглавной идеей его рассуждения является идея ответственности человека за своиморальные поступки. Данное рассуждение включает описание положения дел встране.В некоторых материалах авторы, описывая жизнь страны, погружаютчитателя сначала в мировую историю православия:Язычники считали годы от основания династий и столиц, войн, катастроф, постройкипирамид...
А поскольку память об этом постепенно тускнела, языческим историкам вновь ивновь приходилось выбирать печку, от которой плясать. Даже в истории еврейского народа небыло события, способного послужить основой для календаря. В истории мира такое событиебыло – акт творения, а в человеческой истории – увы. Поэтому иудеи суммировалипродолжительность библейских событий, чтобы считать время от сотворения мира(«Фома», 01.01.08).В отрывке автор рассуждает о том, какой момент мог бы стать точкойотсчѐта создания мира, стать основой календаря.
Автор подводит читателя кРождению Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа, что послужило точкойотсчѐта новой эры. И далее читателям представляются события, связанныенепосредственно с Рождением Спасителя:116И вдруг такое событие происходит: Бог приходит к людям во плоти. Творец всего сущего,Предвечный Сын Божий становится и сыном Марии. Он приходит не для того, чтобы явить Своевеличие. Цель Рождества иная – спасти человека от греховной энтропии и смерти. Казалось бы,в ответ каждая душа должна была бы откликнуться благодарностью. Но оказывается, еще дорождения Христос отвергнут людьми.
Не по Собственной воле Младенец, Которогопровозвещали все пророки Израиля, рождается в пещере пастухов. В Вифлееме никто непускает беременную Марию на порог своего дома. Вертеп и ясли для скота – вот удел этогоМалыша. С самого начала история Бога в мире людей – это история Креста («Фома», 01.01.08).Эторассуждениесостоитизнаборадеталей,связанныхперечислительными отношениями. Автор выбирает детали, наиболее характерныедля того времени и погружает читателя не только в жизнь Иерусалима во временаРождения Христа, но и православного мира в целом.Следующий пример показывает читателям, что православный человекдолжен направлять все свои действия на сохранение семьи, указывает навзращивание нравственных ценностей:Пропаганда «нового мышления» осуществляется на мощной коммерческой основе иприобретает всё более глобальный агрессивный характер.
Первыми врагами свободногочеловека нового века оказываются «фундаменталисты», т.е. защитники сохранения семьи итрадиционной нравственности. Скоро мы все увидим, в какие формы выльется эта война. Исегодня как никогда должно быть понятно: быть христианином — это стать человеком, которыйпреодолевает то, что ему хочется, и делает то, что хочется Христу. Да не лицемерной будетнаша молитва об исполнении воли Божией в нашей жизни! Убиение Вифлеемских младенцев— страшный пример того, что могут сделать люди, желающие избавиться от одногомешающего им человека. Если этот человек возникает на их пути, если он особенно сильнозадевает их честолюбивые замыслы, у них одно желание: чтобы этого человека не было.