Диссертация (1148625), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Таким образом, номинации данной статьиоказалисьнетолькосамымимногочисленными,ноисамымиразнообразными и экспрессивными по значению. Это можно объяснить тем,чтоздесьприводилисьвысказываниятретьихлициктомужепредставителей других стран, которые могут более свободно и открытообсуждать Гюнтера Грасса, так как, во-первых, он не является ихсоотечественником, а, во-вторых, не представляет собой для них стользначимую общественную фигуру, как для немцев.Таким образом, анализ массмедийного дискурсивного номинативногопортрета писателя продемонстрировал, что по отношению к одному и томуже писателю может быть использован очень широкий диапазон различныхноминаций, подчас с диаметрально противоположной оценкой, котораяможет варьироваться от сугубо положительной до сугубо отрицательной.При этом сами авторы статей не критикуют писателя напрямую и не даютему номинаций с ярко выраженной негативной оценкой.
Если такого роданоминацииипоявляютсявстатьях,тоонипредставляютсобойинтертекстуальные вставки с четкой отсылкой на авторов данныхвысказываний. Об отношении журналистов, написавших данные статьи, кописываемом лицу можно догадаться только по общему тону статьи. Всеноминации с отрицательной оценкой приписываются третьим людям –литературным критикам, политикам, журналистам других изданий. При этомнекоторые номинации встречаются в каждой статье о писателе, например,180номинации, обозначающие профессию или отражающие факт полученияписателей Нобелевской премии по литературе.
Это позволяет говорить о том,что данные элементы номинативного портрета составляют ядро тогомассмедийного дискурсивного компонента, который входит в более общийдискурс того или иного писателя, обогащая представление о нем,сложившееся у массового адресата.4.2. Прецедентные имена в качестве номинации писателейВ качестве номинаций писателя в текстах СМИ могут быть такжеиспользованы так называемые прецедентные имена. Понятие прецедентностисвязано с именем Ю.Н. Караулова, который первым ввел в научную практикутермин «прецедентный текст».
Под данным термином он понимает тексты,значимые в эмоциональном и познавательном отношении для какой-либоличности и широко известные широкому окружению людей, т.е. имеющиетак называемый сверхличностный характер, а также тексты, к которымрегулярно обращаются в дискурсе конкретной языковой личности [Караулов2003: 219]. Другие исследователи (например, И.В. Захаренко, В.В. Красных,Д.Б. Гудков) используют более широкий термин «прецедентный феномен», кчислу которых они относят не только прецедентный текст, но ипрецедентную ситуацию, прецедентное имя и прецедентные высказывания[Захаренко, Красных 1997: 101, Гудков 2000: 41]. При этом размерпрецедентных феноменов может варьироваться от одного слова до целогопроизведения [Дмитриева 1999: 42]. Стоит при этом отметить, что термин«прецедентный» используется только отечественными лингвистами, в товремя как зарубежные ученые используют термин «аллюзивные феномены»(Leppihalme 1997, Zeng 2013, Golubovskaya, Mekeko 2015) или говорят о«метафорическом использовании» имен собственных (Kolde 1992, Thurmayr2002).181Подпрецедентнымвысказываниемпонимаетсяпроизведениеречемыслительной деятельности, сумма значений элементов которого неравна его смыслу.
За прецедентным высказыванием всегда стоит какой-либопрецедентныйфеномен–определенныйпрецедентныйтекстилипрецедентная ситуация, которые имеют большое значение для смыславысказывания [Захаренко 1997а: 93-94, Денисова 2011: 9, Васильев 2010: 56]. Прецедентный текст – это то семиотическое пространство, из котороговзят конкретный антропоним [Соловьева 2004: 7] и которое вызывает всознании носителей языка уникальную систему ассоциаций [Слышкин 1999а:10].Прецедентными именами называют, как правило, широко известныеимена собственные, и не только, использующиеся в тексте как дляобозначения конкретного человека или явления, так и в качествеопределенного культурного знака или символа конкретных качеств, илипризнаков данных личностей или событий.
Поэтому прецедентность можетбыть свойственна не только именам собственным (антропонимам илитопонимам), но также и событийным именам [Григорьева 2014: 21].Прецедентныеименакакединицыязыкавыступаютвкачестверепрезентантов прецедентных концептов – ментально-вербальных единиц,использующихся для представления, концептуализации, категоризации иоценки действительности.
При этом необходимо отметить, что имена могутбыть прецедентными как для более широкого, так и для более узкого кругалюдей (например, для какой-либо группы или семьи). Имена могутстановиться прецедентными на короткий срок, они могут быть неизвестныпредшественникам конкретного поколения носителей языка, они также могутвыйти из употребления раньше, чем данное поколение сменится [Нахимова2007: 5, Гудков 2003: 149].В период своей прецедентности данные имена обладают целостнойзначимостью,аоснованныенанихреминисценции,могутчастоиспользоваться в дискурсе того отрезка времени.
За каждым прецедентным182именем стоит своя система ассоциаций, которые оно вызывает в сознанииносителей языка. Такая вовлеченность в ассоциативные связи с другимиязыковымиконцептамиобуславливаетпостояннуюактуализациюпрецедентных имен в различных видах дискурса. Данные ассоциативныесвязи называются аспектами прецедентности. В случае, если прецедентнымистановятся имена писателей, то аспектами прецедентности могут стать исама личность автора, и его творчество, а также сюжет отдельныхпроизведений, принадлежность к какой-либо эпохе, литературному течениюи т.д. Аспекты прецедентности могут быть внутритекстовыми (названия,имена персонажей) и внетекстовыми (например, ситуация или времясоздания) [Слышкин 2000а: 45-47].Всего выделяется пять видовреминисценций, с помощью которых говорящий может апеллировать кпрецедентным феноменам, а именно: упоминание, аллюзия, цитация,квазицитация и продолжение [Слышкин 2000б: 64].
При этом от обычнойноминации с помощью средств апеллятивной лексики прецедентные именаотличает их обязательная эмоциональная и экспрессивная нагруженность[Караулов 1986: 111].В данном диссертационном исследовании поддерживается точказрения Л.И. Гришаевой, которая считает, что разделение прецедентныхфеноменов на прецедентные ситуацию, текст, высказывание и имя возможнотолько в теоретическом плане и снимается на практике, так как некоторыепрецедентные феномены могут представлять собой и прецедентное имя, иситуацию [Гришаева 2004: 27].Что касается функций прецедентных феноменов, то они нередкостановились предметом исследований ученых. Разные ученые выделяютразличные функции прецедентных имен, однако самыми распространеннымиявляются оценочная функция (Д.Б. Гудков 2003а, Ю.А. Гунько 2002, В.З.Демьянков 2003), эстетическая или декоративная функция (И.В.
Захаренко1997а, О.Б. Адаева 2012), экспрессивная функция (Д.Ю. Гудков 2003а, Ю.А.Гунько 2002, В.З. Демьянков 2003, Л.И. Гришаева 2004), функция убеждения183(И.В. Захаренко 1997а) и парольная функция (О.Б. Адаева 2012, Г.Г.Слышкин 2000а).Прецедентные феномены часто участвуют в образовании метафор,метонимий, сравнений, таким образом, они обладают высоким тропеическимпотенциалом [Блинова 2007: 9].
Это их свойство, а также их функции делаютих неотъемлемой частью текстов СМИ [Семенец 2004: 6].Прецедентные феномены иногда классифицируются в зависимости отуровня их прецедентности. Выделяют четыре уровня прецедентности:универсально-прецедентный,национально-прецедентный,социумно-прецедентный и авто-прецедентный уровни, хотя границы этих уровнейочень расплывчаты [Косиченко 2006: 13, Бирюкова 2005: 63].Средипятитысячпроанализированныхпримеровслучаииспользования прецедентных имен были обнаружены в семнадцати. Такимобразом, можно сделать вывод, что прецедентные имена, использованиекоторых в целом характерно именно для СМИ, могут появляться и в текстах,где объектом описания выступает какой-либо писатель или его творчество.Стоит отметить, что использование прецедентных феноменов характерно дляманипулятивных жанров [Слышкин 1999б: 30].
Хотя рассмотренные статьинельзя называть сугубо манипулятивными, нельзя не отметить, что одной изих целей является именно персуазивная, то есть, цель убеждения. В качествепрецедентных чаще всего (в 12 случаях из 17) выступают имена другихписателей, однако иногда прецедентными именами становятся другие именасобственные или нарицательные. Что касается способов апелляции кпрецедентнымиспользованофеноменам,упоминаниетопрактическиимениписателя,вовсеходнакослучаяхестьибылослучайиспользования аллюзии.В соответствии с их структурой все выделенные номинации спрецедентными именами можно разделить на следующие группы, анализкоторых представлен ниже:1. Attr.
(Part. II) + Kompositum (Gattungsname-Eigenname);1842. Zahlwort + Eigenname;3. Adj. + (Adj.) + Eigenname;4. Eigenname + Gen. Attribut.1. Номинация-композит, состоящая из прецедентного имени и именинарицательного:[155] Warum habe ich Karl May gelesen, jahrelang? Weil ich mir rettbarvorkommen wollte, ob im Balkan oder in den Händen von Indianern", sagte MartinWalser einmal über den von ihm bewunderten "Prärie-Schiller aus demErzgebirge" - eine Anspielung wohl auf Thomas Mann, der vom "EwigKnabenhaften"beiSchillergesprochenhatte,seiner"Lustamhöheren Indianerspiel".Вданномпримереречьидетонемецкомписателе,автореприключенческих рассказов, Карле Мае.
В данном отрывке приведена цитатадругого немецкого писателя, Мартина Вальзера, который называет МаяPrärie-Schiller aus dem Erzgebirge. При этом Вальзер опирается на мнениедругогоизвестногонемецкогописателя,ТомасаМанна,большогопочитателя и исследователя творчества Шиллера, который в своей речи,посвященной 150-летию со дня смерти поэта, говорит о мальчишескихчертах(Ewig-Knabenhaften)еготворчества.Спомощьюданногопрецедентного имени Вальзер указывает на некоторое сходство в творчествеэтих двух писателей.
При этом уточнение aus dem Erzgebirge указывает нато, что имя собственное Schiller употреблено в особом смысле. Такую жефункцию несет составная часть данного композита Prärie-.2. Конструкция, в которую входят имя числительное и имясобственное-прецедентный антропоним:[156] Kehlmann geriert sich gerne als Präzeptor, seine Urteile kommen stets ausdem tief gestaffelten Raum der Geistesgeschichte. Als Enzyklopädie und EinMannKindlerlexikon, ja als zweiter Borges beugt er sich über jeden Fall.Данный пример взят из статьи, посвященной произведению ДаниеляКельмана, в котором тот анализирует творчество других писателей.
Цепочка185номинаций писателя, предшествующая прецедентному имени (Enzyklopädie,EinMann-Kinderlexikon), сразу дает понять, что автор статьи не совсемсерьезно относится к произведению Кельмана и к его суждениям о другихписателях. С иронией он называет Кельмана «вторым Борхесом». Такимобразом, читатель сразу понимает, что имя собственное используется здесь в«нетрадиционном» значении. С помощью данного прецедентного имениавтор статьи актуализирует в сознании читателей те признаки, которые, с еготочки зрения, связывают Кельмана и Борхеса (хотя в данном случае авторговорит об этом сходстве с иронией).