Диссертация (1148233), страница 37
Текст из файла (страница 37)
Черезкатегорию «долженствования» формируется нормативный уровень сиблинговых отношений –как себя надо вести, однако, реальные практики, а также осознание того, почему то или иноеповедение является необходимым – это процесс, который постепенно развертывается с моментрождения брат или сестры на протяжении всего детства, а иногда и всей жизни.
Цитата,приведенная ниже, хорошо показывает разные стадии, которые проходила информантка впроцессе осознания того, что значит быть «старшей сестрой».«Были такие моменты, мама проводила беседы со мной [о том, что], ... я старше, ядолжна защищать, оберегать маленького брата, а не лупить его, когда мне это нужно… Уменя ревность была жуткая, когда он родился, и я его хотела выбросить с балкона, и меняпоймали на том моменте, когда я его несла на балкон, но это было один раз, больше я такихпопыток не проявляла… Я люблю тишину, когда все спокойно, когда меня не трогают, когда яделаю то, что я хочу, а тут, видимо, родился ребёнок, и он плачет много, и еще по ночам недаёт спать… Но и потом, мне очень не нравилось, что он, когда маленький, вот это я помню,брал мои вещи без спроса… Ну потом-то я его уже полюбила и воспринимала как брата, какродного человека. Ну, и, наверное, привыкаешь, если может быть кто-то может спокойно отчего-то отказаться, если я вот привыкла, то я вот уже не могу, и естественно, я егозащищала.
На него там вот, например, был момент, когда напал петух, очень сильно сталклевать голову до крови, я там уже за ним сразу гоняться … стала. Были такие вот моменты.Когда он вырос, у него были нехорошие моменты в жизни, случались такие. Ну, я естественноза него переживала. Ну, сейчас я тоже, конечно. Мы больше сейчас как друзья, наверное. У настакие отношения. Он больше со мной общается по некоторым вопросам, чем с родителями»(12.1).
Таким образом, «ответственность», «опека», «забота», «защита» – это те слова, которыедостаточно часто звучат в детстве сиблингов в форме нормативных требований, которыеродители устанавливают для отношений между братьями и сестрами. Однако понимание инаполнение этих терминов собственными, а не «спущенным сверху» смыслами и эмоциями –это более сложный процесс, который может трансформировать отношения сиблингов в иные,например, более дружественный форматы или оставить в форме нормативных представлений.Отношения «младший» / «старший» и разница в возрасте оказывают влияние нахарактер сиблинговых отношений в детстве и, прежде всего, на опыт совместного проживаниядетства.
В данном случае можно выделить три основных паттерна поведения. Первыйпредполагает, что небольшая разница в возрасте (от 1 года до 4) обуславливает совместноевремяпрепровождение в детстве, причем с достаточно слабо выраженными обязанностями132«старших» по отношению к «младшим». Второй включает в себя отношения сиблингов сразницей больше четырех лет, которые описывают свой детский опыт как раздельный исопряженный или не сопряженный с какими-либо значимыми и регулярными обязательствами«старших» в отношении «младших». Третий паттерн лежит на стыке первого и второго:сиблинги с разницей более 4 лет имеют совместный детский опыт и обязанности «старший» /«младший».
Первый и второй паттерны поведения достаточно легко могут быть объясненыобъективно существующей разницей в возрасте: дети проводят или не проводят время вместе взависимости от того, насколько близки они друг другу по возрасту. В этом смысле третийпаттерн представляет несомненный интерес, так как указывает на обязательства «старших» поотношению к «младшим» как на механизм, который может обеспечить общность сиблингампри большой разнице в возрасте. Обязательства «старших» по отношению к «младшим»существуют и в том случае, когда разница в возрасте между сиблингами большая, а совместныйопыт детства не отмечается информантами. Однако, в ситуации, когда большая разница ввозрасте сопряжена с общим опытом детства и юности, обязательства «старших» поотношению к «младшим» присутствуют всегда.
Третий паттерн также интересен тем, чтосовместный детский и юношеский опыт в данном случае оказывается практически всегдаразделен на несколько этапов из-за того, что сиблинги в разное время проходят одни и те жестадии жизненного цикла: «когда я поступила в университет, … тогда вот резко как-то мыпошли с ней по, получается, по параллельным, то есть, у меня своя жизнь, там …студенческая компания, … другой ритм жизни, она училась в школе; и вот в тот момент японяла, что мы с ней как-то совсем разошлись, то есть, по параллельным прямым, я уезжалаутром, приезжала вечером, чем она там занимается, я особо вообще не знала» (11.1).Следовательно, там, где присутствует большая разница в возрасте между сиблингами,существует опыт как общего, так и раздельного детства / юности.
При этом механизмомнивелирования раздельного опыта может служить включение младшего сиблинга в компанию кстаршему сиблингу: «компании разные были, да, но я с его сверстниками меньше общался,больше он с моими сверстниками общался, я его за собой подтягивал» (25.1).Таким образом, каждый их перечисленных паттернов, связывающий разницу в возрасте,обязанности «старших» / «младших» и общность детства, указывает на определенную природуили форму сиблинговых отношений. Первый предполагает формирование отношений черезобщность опыта и равенство статусов: «занимались очень многим вместе и играли, и рисовали,и читали, и гуляли – все, что было можно … в детстве все делать, все было совместным»(7.1).
Второй паттерн в той части, которая касается опыта разделенного детства присуществующих обязанностях заботы «старших» о «младших» указывает на отношения,133построенные на нормативных представлениях и обязательствах: «в детстве … не очень такиеотношения были, хорошие, потому что все-таки, так как я младшая, а родители все времяработали, то конечно, на нее очень было много взвалено, потому что я ходила в музыкальнуюшколу, и маленькая была, ей за мной следить приходилось... Мы как-то не дружили так особо»(5.2). В данном случае нормативные обязательства, предполагающие заботу и внимание кмладшему сиблингу, выполняются, однако дружеские отношения не складываются, асовместное времяпрепровождение за границами выполнения обязанностей – отсутствует.Наконец, третий паттерн описывает сиблинговые отношения, построенные как на совместномопыте детства / юности, так и на обязанностях старших сиблингов по отношению к младшимсиблингам: «я была ее хвостиком… время было другое, родители тогда отпускали однихдетей, … поэтому мы гуляли, грубо говоря, под ее присмотром; хоть она и со своими друзьями,но я рядышком, допустим, со своими, она всегда присматривала за мной...Она хорошо этовоспринимала, с радостью; я помню момент, я ей сказала: «Л., мы не должны быть всегдавместе, в конце концов», - и она обиделась, хотя она была старше,… она столько прилагалавремени, желания как-то быть со мной, а я тут бац, вот так сказала ей» (22.2).
В данномслучае, однако, в отличие от первого паттерна общность детства / юности характеризуетсянеравенством статусов: сиблинги переживают одни и те же ситуации вместе, однако, каждый сосвоей позиции – старшего или младшего. Таким образом, на примере этих паттернов хорошовидно, что общность опыта и нормативные обязательства являются важными механизмамиформирования отношений между братьями и сестрами в детстве.Процессы взросления, разделения интересов и прохождения различных стадийжизненного цикла в той или иной степени влияют на отношения «старший» / «младший»,сложившиеся в детстве. Можно выделить три основных паттерна отношений между старшимии младшими сиблингами во взрослом возрасте: сохранение отчасти ассиметричных отношений,сформированных в детстве; постепенное нивелирование различий и не актуализациивозрастнойдистанции;«маятниковыйэффект»,предполагающийситуационнуюидентификацию «старший» / «младший», независящую от фактического возраста.Сохранение диспозиции «старший / младший» в отношениях во взрослом возрастеобъясняется информантами двумя основными причинами.
Во-первых, это жизненный опытстаршего сиблинга, который всегда независимо от того, сколько времени пройдет,рассматривается как больший по сравнению с тем, что есть у младшего. Во-вторых, этосложившаяся привычка отношений, которая не изменяется с взрослением сиблингов: «я всегдабыл младшим, а О. всегда был старшим, … соответственно, тип отношений был такой: вотты маленький, подрастешь, и мы с тобой обязательно будем дружить, но это было, наверное,134пока мне лет 20 не исполнилось, потом я понял, что ситуация не изменится, и такая схема,то, что ты все равно маленький, она, в общем, остается, на самом деле, по сей день» (20.2).Постепенное нивелирование разницы в возрасте часть информантов связывают, преждевсего с тем, что разница в возрасте по-разному ощущается в детском и во взрослом возрасте: «вдетстве три года это прям время, то есть пять лет и восемь лет – два разных человека, асейчас как-то уже все, правда, сравнялось» (7.2).
Стиранию границ также способствуетпереживание одинаковых событий, которые символически уравнивают сиблингов между собой.Например, такими событиями может выступать вступление в брак, рождение ребенка илипоступление в университет, когда там уже учится старший. В данном случае тот самый опыт,который рассматривается как недостижимый в ситуации, когда возрастные границысохраняются, оказывается доступен через совместное прохождение один и тех же стадий.«Маятниковый эффект», по сути, является продолжением процесса нивелированияграниц и их переопределения. Проявляется он, прежде всего, в том, что тому, кто считается«младшим», дают «право голоса», то есть возможность не столько высказывать своей мнение,сколько быть услышанным и воспринятым всерьез.
«Раньше мне казалось, …что я не советчикей, потому что она меня старше и все такое. А со временем мне стало казаться, если я чтото скажу, она действительно прислушивается. Больше, наверное, появилось того, что онаменя спрашивает, то есть раньше как бы это было четко касательно тех вещей, в которыхона знала, что я … компетентна, а сейчас это касается каких-то внутренних, общихжизненных вещей» (3.2). В основе принятия «маятникового эффекта» и нивелированиявозрастных границ лежит идея о социальном конструировании возрастных границ черезпрактики и достижения. Таким образом, определенный набор практик и достиженийхарактеризует человека как «старшего» или «младшего» по отношению к другому, а неразница, заданная абсолютным возрастом. «У меня, например, есть ребенка, я уже знаю, чтоэто такое, а у него нет ребенка, поэтому в чем-то я даже уже стала опытнее его.