Диссертация (1148072), страница 31
Текст из файла (страница 31)
«У <одного сотрудника> есть идея про немытую Россию, – показать некрасивые вещи, неиранские сосуды и кольчуги, шлемы, и блюда вот такие все, не китайский фарфор, и нерусские кокошники с перламутрами, <а> некрасивые инструменты, дежурную одежду,простые с одной стороны, не эстетичные, в классическом понимании, железяки. … но не в этотгод, сверху сказано, что в юбилейный год все должно быть красиво» (инф. 1).На этом этапе идеи и интересы, выдвинутые научным сотрудником-автором концепциидолжны быть переведены на организационный язык, а также вступить в переговоры с идеямии интересами дирекции, чтобы затем получить (или не получить) свое место в выставочномплане следующего года, а также финансирование, организационную поддержку и иныересурсы. Трудно сказать, какую роль Министерство культуры играет в том, будет лиреализована та или иная выставка.
С одной стороны выставочный план, как и отчеты,ежегодно посылается в Министерство, с другой стороны, Министерство вряд ли обладаетнастолько глубокими знаниями, чтобы понимать специфику и актуальность той или инойэтнографическойтемы.Видимо,Министерствосамозаинтересовановреализацииопределенных идей (например, выставлении идеологических или юбилейных тем средствамимузея), с одной стороны, и не заинтересовано в реализации совсем радикальных музейныхпроектов.
Однако это только гипотезы.112Если выставка утверждена в плане, начинается выставочная работа. Она предполагаетнесколько этапов, которые не идут линейно, а могут перемежаться между собой. Преждевсего, авторам выставки (которых еще называют кураторами) необходимо понять, какиеэкспонаты есть в наличие по их теме. Поскольку ни один сотрудник не является специалистомпо всем регионам, то кураторы236 обращаются за помощью к хранителям: так создаетсявыставочнаябригада,кудавходяткураторы,художник,хранители,представителивыставочного отдела. Эта бригада устраивает совместные встречи, на которых кураторпредставляет концепцию выставки, а затем просит (или раздает задание) хранителейпосмотреть подходящие для концепции вещи в своих фондах. Такие встречи имеютрегулярный характер, где хранители отчитываются по тому, что они обнаружили в своихфондах.
Хранителей также просят написать короткое резюме по наличию нужных длявыставки вещей в фондах и тематическую разбивку – видимо, документ, в котором указаны,какие вещи могут быть использованы в тех или иных тематических блоках (например,костюмы, украшения, орнаменты и т.д.) (инф. 8). Затем бригада, обычно в усеченном виде,состоящем из куратора, художника и представителя выставочного отдела, ходит по фондам иотбирает вещи. Взгляд хранителя может не совпадать с тем, какая идея есть у другихпредставителей бригады.
В этом смысле, как отметил из информантов, происходят постоянныеспоры и крики, заканчивающиеся обычно примирением по поводу идеи, дизайна и отобранныхвещей (инф. 20). Порой концепция может меняться в ходе переговоров. Например, свое словоможет сказать дирекция, или художник, либо станет явной нехватка тех или иных экспонатов.Как отмечают информанты, в этом процессе много спонтанности (инф. 12; инф. 7).Отобранные вещи посылаются на реставрацию, консервацию, в чистку, если они необходимы;кроме того, на этом этапе составляются выставочные списки, - документы, которыефиксируют названия использующихся вещей, их номера, а также темы.
Эти списки затемпередаются в отдел учета, который отмечает в своей базе данных, что вещи теперьиспользуются на выставке, после того, как выставка отстоит, списки отправляются в архив(инф. 7). Списки – это важный документ, который, с одной стороны, фиксирует новуюсобранную сеть вещей для выставки и, с другой стороны, переводит эту сеть на языкотчетности и управления.Затем происходит монтаж выставки, в ходе которого возводятся выставочные каркасы,расставляется оборудование, начинаются переговоры и споры с художником по поводудизайна выставки и соположения вещей.
Мы не случайно говорим о спорах. В ходе интервью236У выставки может быть один куратор, но может быть и несколько.113многие информанты отмечают, что коммуникация с художником237 носит характерсвоеобразного плотного взаимодействия, который может представить как континуум отдиалога то «битв»: «Но он<художник> монтирует сначала вещи не сразу на стенке, а сначалана щите или на бумаге в том порядке, в котором они будут. Я тут же с ним говорю, что сюдаположить, то сюда - он начинает спорить «это не красиво».
Но моя-то задача показать, какправильно, он должен, учитывая как правильно, сделать так, чтобы красиво. И мы должныприйти к какому-то общему единогласию – с <художником> у нас все нормально идет. Иногдабывают и битвы – то есть там, так сказать, в диалоге все это происходит» (инф. 7). В ходеполевого исследования мы также были свидетелями споров с художником. Вообще процессмонтажа был до некоторой степени удивителен:1)Строительство выставки не было подчинено никакому плану, все создавалось впроцессе: какие витрины ставить, какое оборудование использовать, какие экспонатызадействовать, какой декор поместить;2)строительство выставки не было подчинено своей первоочередной задаче –продемонстрировать реальность собранных коллекций – сама логика предметов, их сочетаниепочти никак не влияли на то, что строилось, как и в какой очередности;3)Строительство скорее имело свое основание именно в художниках и их видении,в некотором процессе вдохновения, которое накатывало на главного художника, чем врепрезентации <экспонатов>;4)Последнее вызывало несомненный конфликт главного автора выставки, котораявсе хотела делать по плану и художника, который все пытался делать по вдохновению(Дневник наблюдения, 20 ноября 2013 г).В ходе всех вышеприведенных этапов видно, как коллектив музея становится важнымпартнером переговоров автора выставки о своей идее.
На первых этапах он долженсоветоваться с научными сотрудниками, хранителями, заведующими отделами. На второмэтапе он должен говорить с дирекцией и учитывать ее интересы. На этапе строительствавыставки идут переговоры с хранителями, с наличными вещами, и, в большей степени, схудожником. Не стоит преувеличивать роль художника, она большая, и в музее стало почтиконвенциональным полагаться на «вдохновение» штатного художника как на объективныйфакт. В то же время не все научные сотрудники разделяют подобный паттерн поведения.
Так,один информант по этому поводу иронично отмечает: «…как только мы делаем выставку вмузее, и уж всяко, конечно, важно чтобы те, кто отвечает за ее подготовку, чтобы они другдруга понимали, чтобы мы находились в каком-то едином методологическим поле... у нас237Речь идет о штатном выставчном художнике РЭМ. Для некоторых проектов, чаще всего дорогих, могутнаниматься собственные художники.114разные языки, и надо растить взаимопонимание переводчика... можете меня упрекнуть, что яставлю художника в подчиненное положение, я этого не отрицаю, он очень хорошее орудие,как классификация, – но он тоже должен понимать меня в большей степени, чем я его, ондолжен выполнять мои идеи, если я понимаю, что он эту идею отражает так, как мне хотелось,я готов предоставить ему полную широту его языковых форм.
Здесь полет может бытьбескраен и пусть улетит за горизонт, но я понимаю, что он улетел с моей руки...» (инф. 13).Нужно отметить, что если коллеги и дирекция являются «обязательными точкамипрохождения» для выставки, то художника в строительстве той или иной выставки можнозаменить, что и делают некоторые кураторы, нанимая художника со стороны. В то же времяэто стоит довольно дорого, так что это распространяется не на все проекты.После того, как выставка построена, она открывается, что происходит обычно впроцессе «ритуала», когда директор или другое «важное лицо» музея говорит словаблагодарности кураторам, отмечает красоту выставки и т.д. (Дневник наблюдения, 3 декабря2013).
Хотя подобные ритуалы и праздничные события зависят от выставок: если речь идет обольших, особенно заказных или юбилейных выставок, или межмузейных проектах, тообычно приглашаются СМИ, и определенные публичные лица. Иногда открытие выставкипредполагает особые события, например, выступления кружков, культурных центров, мастерклассы, концерты. Это зависит, в общем, также от куратора, поскольку на данном этапе идетречь о том, чтобы сделать выставку информационным и коммуникационным фактом в музее иза его пределами.Наконец, простояв какое-то время (обычно от месяца до 3-4 месяцев, однако есть идолгостоящие выставки (год-два)) выставка демонтируется и в выставочном зале начинаетсястроительство новой выставки по выставочному плану.Также как и у Г.