Диссертация (1147824), страница 42
Текст из файла (страница 42)
То есть основное различиемежду исследованными группами по когнитивному стилю ригидности / гибкостиинтеллектуального контроля касается степени интеграции словесно-речевых исенсорно-перцептивных функций. На инициальном этапе параноидной шизофрении отмечается снижение интегрированности функционирования двух основныхспособов обработки информации, что отражает ослабленную регуляцию процессаобработки информации.
Наши данные о распределении психически здоровых лици обследованных пациентов по отдельным полюсам когнитивного стиля «ригидный/гибкийинтеллектуальныйконтроль»соответствуютданнымЕ.Л. Коробовой. Автор пишет, что о свойственной длительно болеющим (в среднем – 10, 74 лет) пациентам с простой и параноидной формами шизофрении ри-240гидности интеллектуального контроля и дезинтеграции словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций; при этом на выборке психически здоровых лиц автор отмечает гибкость интеллектуального контроля, высокую сформированностьмеханизма словесно-образного перевода, слабую чувствительность к когнитивному конфликту (Коробова Е.Л., 2007).По когнитивному стилю «импульсивность / рефлективность» в группе сравнения представлены четыре подгруппы респондентов: импульсивные, то есть«быстрые и неточные», «быстрые и точные», «медленные и неточные», «рефлективные», то есть «медленные и точные».
В экспериментальной группе выделенылишь две подгруппы «импульсивных» и «медленных и неточных» обследуемых.То есть по параметру импульсивности / рефлективности в группе сравнения представлены все известные когнитивно-стилевые субгруппы, в то время как на инициальном этапе параноидной шизофрении отмечается низкая точность перцептивного сканирования при выпадении более продуктивных когнитивно-стилевыхсубгрупп и ослаблении регулирующих аспектов интеллектуальной деятельности.По когнитивно-стилевому параметру «широта / узость диапазона эквивалентности» в группе сравнения представлены две подгруппы: «дифференциаторы» и «категоризаторы».
В экспериментальной группе выделяются четыре подгруппы: «детализаторы», «дифференциаторы», «глобалисты» и «категоризаторы».В отношении когнитивного стиля «узкий / широкий диапазон эквивалентности» общим для всех обследуемых группы сравнения является тенденция к использованию категориальных критериев сортировки. В экспериментальной группе представлены 4 полюса данной когнитивно-стилевой характеристики при невыраженном преобладании пациентов, предпочитающих использовать в процессеобработки информации формальные, несущественные, субъективные или ситуативные признаки вследствие ослабленной регуляции процесса обработки информации.Таким образом, в нашем исследовании подтверждается тезис о том, что феномен расщепления полюсов когнитивного стиля проявляется в зависимости отособенностей выборки (Холодная М.А., 2004; Коробова Е.Л., 2007).
Специфика241«расщепления» полюсов когнитивного стиля на инициальном этапе параноиднойшизофрении проявляется в отсутствии когнитивно-стилевых субгрупп мобильныхполенезависимых, гибких, интегрированных, «быстрых и точных» и рефлективных респондентов. Соответствующие когнитивно-стилевые особенности отражают высокий уровень регуляции познавательных процессов и достаточную объективированность ментальных репрезентаций реальности и характерны для психически здоровых лиц в отличие от пациентов на инициальном этапе параноиднойшизофрении. Необходимо отметить, что, хотя использованный нами теоретический подход (Холодная М.А., 2004), ранее был реализован некоторыми исследователями (Кострикина И.С., 2001; Коробова Е.Л., 2007), литературные данные окогнитивно-стилевых подгруппах на инициальном этапе параноидной шизофрении в изученных нами источниках отсутствуют.Между выделенными в настоящем исследовании когнитивно-стилевымиподгруппами была проведена математико-статистическая процедура оценки достоверности различий (критерии Манна-Уитни или Крускала-Уоллиса в зависимости от количества сравниваемых групп).
Полученные статистически значимыеразличия между когнитивно-стилевыми подгруппами описаны в подпараграфе3.3.2.При этом необходимо отметить, что в группе сравнения с более высокимуровнем социальной адаптации сочетается (помимо перечисленных выше когнитивно-стилевых характеристик) узость диапазона эквивалентности. Таким образом, в исследованной группе психически здоровых лиц высокий уровень социальной адаптации сочетается с мобильной поленезависимостью, интегрированностьюсловесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций, узостью диапазона эквивалентности, использованием в процессе обработки информации мелкомасштабных,но строго категориальных критериев.Кроме этого, получены данные об относительно более высоких возможностях социальной адаптации у пациентов, склонных к более длительным периодаманализа информации в ходе сканирования зрительных стимулов и обнаруживающих когнитивно-стилевые характеристики полезависимости и нечувствительно-242сти к когнитивному конфликту.
Подтверждена обнаруженная нами ранее взаимосвязь относительно высоких возможностей социальной адаптации и предпочтенияобобщенных критериев анализа информации. Таким образом, результаты оценкидостоверности различий между выявленными когнитивно-стилевыми подгруппами позволяют уточнить совокупность когнитивных особенностей, сочетающихсяна инициальном этапе параноидной шизофрении с относительно высоким уровнем социальной адаптации. К таким когнитивным характеристикам, помимо отмеченных ранее (относительно высокие показатели памяти и внимания, большаяточность зрительного сканирования, более широкий диапазон эквивалентности,использование категориальных критериев анализа информации), относятся тенденция к более длительным периодам анализа информации в ходе сканированиязрительных стимулов, полезависимость и нечувствительность к когнитивномуконфликту.На следующем этапе с помощью двухфакторного дисперсионного анализаопределялись статистически значимые различия в структуре личностных чертмежду психически лицами и пациентами на инициальном этапе параноидной шизофрении.
В результате были выявлены статистически достоверные различия встепени выраженности личностных особенностей, оцениваемых шкалами импульсивности (шкала Pd МЛО-А), паранойяльности (шкала Pa МЛО-А), психастении (шкала Pt МЛО-А), шизоидности (шкала Sc МЛО-А), гипомании (шкалаMa МЛО-А).
Эти личностные особенности в большей степени выражены у обследованных пациентов, по сравнению с психически здоровыми лицами.Отметим имеющиеся в соответствующей литературе указания, что на инициальной стадии процессуальных психических заболеваний нет оснований говорить о патологических изменениях личности (Рохлин Л.Л., 1970б). Кроме этого,манифестация шизофренического процесса возможна на разнообразной личностной почве, которая в последующем влияет на дальнейшее течение заболевания(Каменева Е.Н., 1970; Фрумкин Я.П., Мизрухин И.А., 1970).
С учетом этих положений, а также основываясь на приведенных в первой главе литературных данныхо преморбидной измененности психической сферы при шизофрении, мы расцени-243ваем выявленные различия в структуре личности пациентов и психически здоровых лиц как один из факторов преморбидной уязвимости к стрессу и предрасположенности к развитию психического заболевания.Изучение личностных особенностей при шизофрении проводилось как с позиции психиатрии, так и в русле клинико-психологических работ.
Так, в монографии В.П. Критской с соавторами выделены практически идентичные личностныеособенности в преморбиде больных шизофренией и у их здоровых родственников(Мелешко Т.К., Филиппова В.А., 1973; Критская В.П. с соавт., 1991). Выявленныеавторами 7 типов личностных особенностей: гипертимные личности, стеничныешизоиды, сенситивные шизоидные личности, диссоциированные (мозаичные)шизоиды, возбудимые личности, «образцовые» личности, дефицитарные личности, – соотносятся с результатами нашего исследования. Так, гипертимностьопределяется шкалой гипомании МЛО-А; стеничные шизоиды характеризуютсяразличными сочетаниями импульсивных, паранойяльных, гипертимных и шизоидных черт. Сенситивные шизоидные личности обнаруживают, помимо собственно шизоидного, психастенический личностный радикал; типу возбудимыхличностей соответствуют черты, диагностируемые шкалой импульсивности (возбудимости) МЛО-А; к мозаичным шизоидам могут быть отнесены индивиды ссочетанием шизоидного склада с импульсивными и паранойяльными чертами.Кроме этого, обнаруженные в нашем исследовании импульсивные и паранойяльные (в другой терминологии (Березин Ф.Б.
с соавт., 1976) – возбудимые и эпилептоидные соответственно) черты личностного склада на инициальном этапе параноиднойшизофрениисоотносятсясописаннымиТ.А. НевзоровойиР.Ф. Коканбаевой преморбидными особенностями личности больных с параноидной формой шизофрении: инертностью мыслительных процессов и поведенческих актов, эмоциональной эксплозивностью с чрезмерной устойчивостью аффективных реакций, избирательной фиксацией как на положительных, так и на отрицательных ситуациях (Невзорова Т.А., Коканбаева Р.Ф., 1970).При анализе возрастных особенностей структуры личности обследуемых вэкспериментальной группе обнаружены значимые корреляционные связи возраста244пациентов со степенью выраженности гипотимных черт (шкала D МЛО-А) и социальной интроверсии (шкала Si МЛО-А), при этом в группе сравнения значимыхкорреляций возраста обследуемых с изученными личностными особенностями невыявлено.В методических руководствах, посвященных описанию адаптированногодля русскоязычной выборки варианта теста MMPI, указывается на умеренное повышение показателей шкалы пессимистичности (которой соответствует шкала DМЛО-А) с возрастом (Березин Ф.Б.
с соавт., 1976; Собчик Л.Н., 2003). Выявленные нами в экспериментальной группе взаимосвязи возраста пациентов и степенивыраженности шкалы D МЛО-А могут быть проявлением этой описанной в литературе закономерности.С другой стороны, пассивность личностной позиции, интровертированность, снижение уровня включенности в социальную среду, оцениваемые шкалами D и Si опросника МЛО-А, могут быть выражением рассмотренной выше (глава1) преморбидной изменённости пациентов. В этом случае понятно отсутствие вгруппе сравнения взаимосвязей возраста обследуемых и степени выраженностиуказанных личностных особенностей.Были проанализированы (критерий Манна-Уитни) личностные особенностиобследованных пациентов в зависимости от длительности заболевания и уровнясоциальной адаптации, оцениваемого по показателю экспертной оценки.В результате было показано, что личностные особенности, оцениваемыешкалами ипохондрии (Hs), истерии (Hy), психопатии (Pd), шизоидности (Sc), вбольшей степени выражены у пациентов с низким уровнем социальной адаптации(41 пациент, 23 мужчины, 18 женщин).