Автореферат (1147593), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Tajfel).Примерно в это же время зарождается интеракционизм, в котором идентичность человекапонимается как результат взаимодействия с другими людьми в рамках социальнойсистемы, в результате чего происходит принятие социальных ролей (Ch. Cooly, G. Mead).В дальнейшем последователи Дж. Мида сместили акцент с принятия социальной роли врезультате взаимодействия с другими людьми на ее интернализацию в результатевзаимодействия с социальной системой в целом (P. Burke, Sh. Stryker, J.
Stets, G. McCall, J.Simmons), что сблизило их подход с социальными теориями личности. Дискуссия М.Хогга, последователя А.Тэшфела, и П. Бурке, последователя Г. Мида, заключается впризнании различной теоретической базы в основе понимания социальной идентичностив когнитивизме и интеракционизме: если социальная идентичность в когнитивизмеявляется результатом групповых и межгрупповых процессов и зависит от контекста, тотеории идентичности в интеракционизме основаны на микросоциальных взглядах инаправленны на объяснение поведения относительно социальных ролей и общества вцелом.
Поэтому теории идентичности в интерракционизме более эффективны дляизучения идентичности, зависящей от структуры общества, тогда как теория социальнойидентичности применима к описанию групповых и межгрупповых процессов (M. Hogg).Г. Брейквелл, ученица и последовательница А. Тэшфела, назвала теорию социальнойидентичности теорией конфликта, не позволяющей изучить представления индивида осебе как о субъекте социальных отношений, и создала теорию динамики идентичности напересечении теории социальной идентичности и теории социальных представлений С.Московичи (G.
Breakwell). Далее, современные теории социальной идентичности всебольше тяготеют к описанию идентичности как стабильного конструкта,формирующегося в результате взаимодействия человека с социальной системой:социальный конструкционизм (K. Gergen), нарративная психолоия (R. Harre), теориястатусов идентичность Дж. Марсии и ее модификации (H. Grotevant, K. Luyckx, A.Waterman), теории идентичности на пересечении нарративной психологии и психоанализаЭ. Эриксона (К. McLean, D.
McAdams).Встраивание человека в ткань социальной реальности (И.А. Климов) означаетосознание им занимаемого места в обществе и нахождение в точке пересеченияразличных социальных сил, которые обусловлены принятием социальных ролей (П.Бергер, Т. Лукман).
Социальные роли являются не только маркерами социальногоповедения человека (Большой психологический словарь), но и отражают егосамоценность и успешность как субъекта социальных отношений (П. Бурке), определяютсоциальный статус человека, предполагающий определенные права и обязанности вобществе (Т.
Парсонс).Существует несколько теорий об иерархической структуре социальнойидентичности. Самая ранняя была создана Дж. Марсией и включала в себя этапыстановления идентичности в период подросткового кризиса. Среди выделенных этаповбыли следующие: диффузная идентичность, мораторий и достигнутая идентичность. П.Бурке утверждал, что структура идентичности имеет ядро и периферию. Похожих идейпридерживалась Г.
Брейквелл, которая также выделяла ядро и периферию. Более того, в еетеории динамики идентичности идентичность рассматривалась в системе двух векторов:содержание и оценка. Содержание включает как социальные (групповое членство, роли,отнесенность к социальным категориям, пр.), так и индивидуальные (ценности,установки, когнитивный стиль) характеристики. Оценка означает отношение индивида кего идентичности. Н. Л. Иванова выделила три составляющие структуры идентичности,соответствующие трем уровням развития личности в социуме: базисную (сформированнаяна основе семейных, национальных, родственных отношений), индивидуальноличностную (конструкты, созданные под воздействием нравственных норм, ориентация11на духовный и личностный рост) и профессионально-деловую (деловые отношения,обучение).Несмотря на существующие теории о структуре идентичности, их авторами не былипредложены методы, позволяющие построить иерархическую структуру социальныхролей.
Анализ структуры идентичности, разработанный ирландскими психологами А.Эрскином (A. W. Erskine), Д. Хаззардом (D. W. Hassard) и Дж. Лэйном (J. Lane),позиционирующими свой метод как единственный, позволяющий построить структуруидентичности, основан на теории структуры идентичности П. Вайнрайха, последователяЭ. Эриксона, и методе репертуарных решеток Дж. Келли. Целью анализа являетсясравнение показателей различных Я между собой и в соответствии с нормативамиданного общества. П. Вайнрайх выделяет идеальное Я, реальное Я, прошедшее Я,человек, которым восхищаются, человек, которого не любят. Для всех состояний Явыделяются либо артикулированная (хорошо структурированная), либо простая, либофрагментарная структуры идентичности.
Ф. Франселла и Д. Баннистер утверждают, чтосистема идентичности здорового человека включает как минимум два кластера.Метод Эрскина и коллег позволяет построить структуру идентичности, однакосодержание данной идентичности отличается от структуры социальных ролей. Поэтомувместо различных состояний Я, предложенных П. Вайнрайхом, нами было решеноописать социальные роли, соответствующие сферам социальной жизни: семья,профессиональная сфера, отдых и социальная активность (А.И. Кравченко).
Даннаямодель проверялась эмпирически.Вторая глава «Социальная эксклюзия как социально-психологическийфеномен» описывает феноменологию социальной эксклюзии, границы феномена, вчастности, отличие социальной эксклюзии от социальной депривации. Описанымеханизмы, связывающие переживание исключения из социальной системы сформированием структуры социальной идентичности. Рабочее определение социальнойэксклюзии, использованное нами, было сформулировано Амандой Син как социальнопсихологический феномен, характеризующийся разрывом психологических связей междучеловеком и социальной системой, когда социальная система перестает быть длячеловека носителем норм и ценностей, идеальным пространством, в которомсуществует человек. Это определение подкреплено в исследованиях ряда авторов (W.Wilson, R.
Aponte, A. Sen, М. Студенна, Е. Степанова, М. Ефлова). Примером социальнойэксклюзии может быть состояние людей, находящихся за чертой бедности (W. Wilson, R.Aponte) и иммигрантов (S. Klimidis, G. Stuart, I. Minas, A. Ata).Изучение лиц, находящихся за чертой бедности, привело к выводу о том, что помимонищеты в данных группах людей существует разрыв между социальными ценностями иценностями, выработанными внутри данногых сообществ (W.
Wilson, R. Aponte). Приизучении иммигрантов состояние невозможности интегрироваться в культурубольшинства было обозначено как "психологическая миграционная болезнь" (S. Klimidis,G. Stuart, I.H. Minas, A.W. Ata), вызванная как противоречием между уже сформированнойу эмигрантов ролевой идентичностью и новой социальной реальностью, так и менееперспективным местом в пределах новой социальной системы по сравнению ссоциальным положением в родной стране (F.A. Lewin). Существующие до сих пор моделисоциальной эксклюзии - Бристольская шкала социальной эксклюзии Р. Левитас (BristolSocial Exclusion Matrix) (R.
Levitas, T. Scharf), модель взаимодействия людей с социальнойсистемой А. Шнайдера и Х. Инграма (A.Schneider, H.Ingram), концепцияперераспределения ресурсов П. Тоунсенда (P.Townsend) – в качестве причины социальнойэксклюзии рассматривают только материальные и статусные показатели.Однаковероятно, что за противоречиями между сформированной социальной идентичностью иновыми ролями, за нежеланием принимать менее престижные социальные роли, наконец,12за принятием ценностей, противоречащих общепринятым, что усугубляет разрыв междучеловеком и социальной системой, стоят психологические причины.Среди психологических причин разрыва связи между человеком и социальнойсистемой можно выделить мотивационные, когда человек заинтересован не бытьвключенным в группу (D.
Abrams, N. Emler, K. Kawakami, K. Dion), и эмоциональные,когда предшествующий негативный опыт контакта с людьми программирует дальнейшееасоциальное поведение (J. Twenge, R. Ciarocco, C. Baumeister, N. DeWall, J. Bartels). Если впервом случае речь идет о невозможности системы удовлетворить потребности человека,то во втором – страх этого, вызванный переносом прежнего опыта.Согласно теории самодетерминации (E.L.
Deci, R.M. Ryan), существуют врожденныесоциальные потребности, не зависящие от контекста: потребность в автономии,принадлежности и компетенции. Исследование, проведенное группой канадских ученыхво главе с Кейт Амиот (C. Amiot), указало на то, что в случае неудовлетворения базовыхсоциальных потребностей студенты начальных курсов испытывали затруднения винтеграции в университетскую жизнь. Такие же сложности адаптации к университетскойсреде были выявлены в результате исследования профессионально-личностногостановления иностранных студентов в российских вузах (Булгаков А.В., Логинова В.В.).Следовательно, невозможность удовлетворить базовые социальные потребности можетбыть необходимой и достаточной причиной, препятствующей интеграции человека всистему социальных отношений и приводящей к нарушению структуры ролевойидентичности.В третьей главе «Эмпирическое исследование нарушения структурысоциальной идентичности как результата исключения из системы социальныхотношений» приводится программа исследования, перечислен инструментарий, а такжеописано полевое исследование и эксперимент.Структура социальной идентичности.
Данная методика является модификациейметодики репертуарных решеток Дж. Келли. Решетка состоит из элементов —социальных ролей, которые респондент вписывает самостоятельно, и конструктов —ситуаций, через которые характеризуются вписанные социальные роли. Как и в случае сIdentity Structure Analysis (P. Weinreich, A. W. Erskine, D. W. Hassard, J. Lane), носителямиролей были сами респонденты.Конструкты представлены в виде биполярных шкал:1. Чувствую себя наиболее защищено — Чувствую себя наиболее уязвимо.2.