Диссертация (1147470), страница 33
Текст из файла (страница 33)
«Психологическоеистощение–сохранность».Эмоциональныйтон179фактора связывается с когнитивной оценкой (опасности и сложностиситуации) и с ощущением истощенности своих личностных ресурсов(мучительная, невыносимая, уничтожающая, сковывающая либо приятная,радостная, простая, расслабляющая, освобождающая);3. «Безысходная неопределенность–обнадеживающая определенность».В данном факторе просматривается неопределенность либо определенность ипассивноелибоактивноеначало(неопределенность–определенность,пассивная–активная, равнодушная–отзывчивая, тихая–громкая) в сочетаниис мистическим переживанием (обыденная–таинственная) и ощущениембезнадежностилибонадежды(безнадежная–обнадеживающая,смертельная–жизнеутверждающая).4.
«Пассивный пессимизм–позитивная энергия» данный фактор мыобозначиликакфакторсилыиэнергиивсочетаниисознакомэмоциональности. Данный фактор на одном полюсе объединил такиеприлагательные,какбезжизненная,вялая,пессимистичная,слабая,проигрышная, тяжелая. На противоположном полюсе — живая, энергичная,оптимистичная, сильная, а также беспроигрышная и легкая.5. «Установка на разрешимость (неразрешимость) ситуации». В данномфакторе преобладают когнитивная оценка разрешимости, возможностипреодоления ситуации. Данный фактор на одном полюсе объединилхарактеристики: неразрешимая, тупиковая, отвергающая, проигрышная,пессимистичная. На другом — разрешимая, преодолимая, принимающая,беспроигрышная и оптимистичная.6. «Включенность в ситуацию (отстраненность) и ее значимость».Данный фактор на одном полюсе объединил характеристики — далекая, незначимая, формальная, отстраненная.
На противоположном — близкая,значимая, личная, захватывающая.Полученные факторы могут характеризовать также субъективнуюкартину любой ТЖС, и согласуются с данными других исследований. Вчастности, об этом свидетельствует частичное совпадение наших данных с180эмпирическими данными Е.В. Битюцкой (2015) М.Л.
Сабунаевой (2006,2007), а также с выделенными другими исследователями субъективнымипараметрами стрессовой ситуации. Например, Е.В. Битюцкая в качествефакторов,характеризующихлюбуюТЖСвыделилазначимость,беспокойство, повышенные затраты собственных ресурсов. К частнымпризнакам она отнесла неподконтрольность, неопределенность, трудности впрогнозировании, принятии решения и др., отмечая, что они варьируют взависимости от типа ситуации и личностных особенностей человека.При анализе личностного отношения к будущему времени,обращает на себя внимание наличие различий, в сравнении с нормативнойвыборкой, по всем измеряемым параметрам, что свидетельствует освоеобразиивременнойкартиныбудущегородственниковдетейсжизнеугрожающими заболеваниями. Будущее нашим испытуемым видитсяболее напряженным и энергетически наполненным (шк.
«Активностьвремени»), высокие оценки по шкале «Эмоциональная окраска времени»свидетельствуютонереалистичности,сверхоптимистичностиинедостаточной критичности в отношении к нему. Обращает на себя вниманиесверх-напряженный мотивационный потенциал и ощущение широкойжизненнойперспективы(шк.«Величинавремени»),преобладаниепредставления о контролируемости событий (шк.
«Структура времени») присниженном ощущении личностной вовлеченности и значимости будущего(шк. «Ощущаемость времени»). Отчасти сходную картину в оценке времениможно наблюдать и у больных с депрессивными расстройствами. Так,завышенные значения по шкале «Величина времени» у этих больныхобъясняется авторами исследования (Вассерман и соавт., 2009а) каквыражение надежд на будущее связанное с определенными надеждами навыздоровление. Что, по-видимому, мы наблюдаем и в нашем случае.Высокие значения по шкале «Структура времени» обнаруживаются убольных с соматоформными депрессивными расстройствами, и трактуетсяавторами методики как наличие планов и осознавание своих потребностей,181реализация которых в настоящем невозможна.
Таким образом, картинабудущего в целом у наших испытуемых может быть истолкована какнекоторая идеализация будущего в сочетании с фрустрацией потребностей внастоящем и чувством отстраненности от объективных реалий будущего. Анализвнутреннейструктурывзаимосвязейисследуемыххарактеристик переживаний обнаружил высокую степень их связности(общее количество связей — 70). Более позитивное восприятие ситуациисвязаносблагоприятнымтекущимэмоциональнымсостоянием,сверхоптимистичным и некритичным предчувствием будущего, ощущениемжизненной перспективы, прогнозируемости и подконтрольности будущего иотрицанием фатализма происходящего. Представление о причинах болезнине оказывает существенного влияния на текущее эмоциональное состояние ипочти не связано со смысловыми единицами ментальной репрезентацииситуации и параметрами субъективного восприятия будущегоС характеристиками эмоционального состояния и параметрамисубъективного восприятия будущего времени связано представление о«разрешимости–неразрешимости» ситуации (общее кол-во связей — 11)., и внаименьшей степени — «погруженность в ситуацию и ее личностнаязначимость» (общее кол-во связей — 3).
То есть разрешимость ситуацииможно рассматривать в качестве системообразующего, или ключевогофактора переживаний. Именно с разрешимостью ситуации соотносятся всеостальные группы показателей и наибольшее количество остальныхпоказателей — с ней связано текущее эмоциональное состояние, отношениек будущему, и отрицание фатальности болезни.Исследование копинг-поведения обнаружило наличие определеннойспецифики реагирования в данной ситуации, в сравнении с нормальнойжизненной ситуацией. Была выявлена средняя представленность практическивсех видов копинга и его слабая дифференцированность по интенсивностииспользования. Что может свидетельствовать об отсутствии четкого выборамодели совладания в связи с непредсказуемостью ситуации.
А также182отражать индивидуальные особенности «работы горя», вследствие утратыпрежней жизни, крушении планов на будущее и существующей угрозыпотери болеющего ребенка.Сравнение полученных с данных с данными нормативной выборки,выявляютнекотороепреобладаниестратегии«Бегство-избегание».Следующими по степени выраженности являются копинги «Положительнаяпереоценка», «Поиск социальной поддержки» и «Планирование решенияпроблемы».
В сравнении с нормативной выборкой, наибольшие расхожденияпо степени выраженности отдельных копингов обнаружили «Планированиерешения проблемы», «Бегство-избегание» и «Положительная переоценка».То есть, они оказались наиболее чувствительны к контексту ситуации. Крометого, данные копинги оказались и наиболее тесно связанными сосмысловыми единицами оценки ситуации, с текущим эмоциональнымсостоянием и представлением о причинах болезни ребенка. «Бегствоизбегание»,«Положительнаяпереоценка»,«Планированиерешениепроблемы» наиболее тесно интегрированы в структуру переживаний. С«Дистанцированием» связана только ментальная репрезентация ситуации», ас «Конфронтацией» только текущее эмоциональное состояние.
Остальныекопинги оказались ситуационно независимыми. Копинги «Поиск социальнойподдержки», «Принятие ответственности», «Самоконтроль» не обнаружилиустойчивых взаимосвязей ни с одним из исследуемых параметров, то естьони оказались более универсальны и менее зависимы от исследуемыхсубъективных и объективных характеристик ситуации.Таким образом, полученные данные подтвердили нашу гипотезу о том,чтопозитивнаяоценкаситуациииотносительноблагоприятноеэмоциональное состояние предполагают завышенные (нереалистичные,сверхоптимистичные) ожидания в отношении будущего в сочетании сотрицанием собственной вины и фатальности происходящего, а такжеспособствуют выбору конструктивных копинг-стратегий.Исследуявзаимосвязьобъективныхфакторовситуациис183переживанием и копинг поведением, мы частично подтвердили нашугипотезу о том, что объективные характеристики ситуации (длительностьзаболевания; диагноз; характер родственных отношений с ребенком; наличиедругих детей в семье; место проживания: местные-приезжие; возрастребенка), социально-экономические, половые и возрастные характеристикивзрослых — влияют на выбор копинг-стратегий и связаны с такимиэлементами переживания ТЖС, как текущее эмоциональное состояние,ментальная репрезентация ситуации и оценка причин болезни ребенка, но невлияют на восприятие будущего.Мы выявили, что внешняя активность в любом ее проявлении (хобби;социальная активность, как активная жизненная позиция; наличие работы) —способствует позитивному эмоциональному состоянию родственников.
Этиданные соотносятся с результатами других исследований: “успешнопреодолевают трудности те люди, которые, находясь в трудной жизненнойситуации, способны найти для себя такое дело (занятие, хобби), от которогоони получают удовольствие, которое их увлекает” (цит. по: Шумакова, 2009.С.43); сохраняют профессиональную занятость (Белорукова, 2003; Крюкова,2003; Гришунина, 2011; Чепик, 2013а; Мазурова, 2014) и др. Мы такжевыявили, что хобби, социальная активность — способствуют либопланированию решения проблемы, либо поиску положительного значенияситуации.Попыткипреодолениянегативныхпереживанийзасчетсубъективного снижения значимости проблемы и высокая энергичностьхарактерны скорее более молодым взрослым. Возраст родственников старше30 лет, отсутствие высшего образования, активная жизненная позиция,особенности возраста ребенка младше 16 лет, онкологический диагнозребенка (в сравнении с другими тяжелыми заболеваниями, к примеру, какмножественные нарушения в развитии) — преломляют видение данной ТЖСв более позитивном свете.
Полученные данные частично соотносятся свыводами о том, что к числу факторов индивидуальной уязвимостиродителей в период онкологического заболевания у ребенка, может184рассматриваться«возрастродителей»(Корень,Масихина,2014).Подростковый возраст ребенка, в ситуации хронической его болезни —особенно сложен для семьи (Акатов, 2003).