Диссертация (1147237), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Политика давления на Иран в связи с его ядерной программой и на Россию в связис кризисами на Украине и в Сирии, которой Москвой оказывается помощь взащите суверенитета и независимости, взаимосвязана со стратегией Запада поукреплению своей гегемонии на международной арене. Данные события вдополнение к иным угрозам, определили ряд возможностей взаимодействия Иранаи России. Самое главное, они привели к более глубокому пониманиюсуществующего потенциала во взаимоотношениях, который не использовался ещесовсем недавно. Отражением этого является геостратегическое взаимодействие22между Тегераном и Москвой в Сирии против ИГИЛ. Одновременно сантитеррористическимидействиямирасширилосьпартнерствоподругимнаправлениям.Апробация результатов исследованияОсновные положения и выводы диссертации были апробированы в трех статьяхавтора105, опубликованных в журналах перечня ВАК РФ. Соискатель также являетсяавтором других научных статей (на русском, английском и персидском языках) о ИЯП,внешней политике России в отношении Ирана и Ближнего Востока 106.
Ряд положенийдиссертации обсуждался автором в ходе участия в заседании по линии Научнообразовательной программы "Диалог во имя будущего", ключевом проекте ФондаГорчакова, состоявшемся 8-14 декабря 2014 года в Москве. Автор выступал также вдискуссиях на факультете международных отношений СПбГУ по проблемам БольшогоБлижнего Востока, по глобальным мирополитическим процессам, а также в научныхзаседаниях кафедры мировой политики СПбГУ. Доклад по текущим отношениям Иранаи России сделан на заседании иранской диаспоры Петербурга с участием министракультуры Ирана г-на Али Джаннати и посла Ирана в России г-на Мехди Санаи 14декабря 2015 года.Структура диссертацииОпределяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, 4 главы(включающих 13 параграфов и 29 пунктов), заключения, списка использованныхисточников и литературы и списка сокращений.
Общий объем диссертации – 236машинописных страниц.Нури Алиреза. Россия и переменная "США" в десятилетнем конфликте вокруг ядерной программы Ирана //Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 2. C. 304-316.; Нури Алиреза. Геополитические отношения междуИраном и Россией: новые возможности для сотрудничества // Исторические, философские, политические июридические науки, культурология и искусствоведение.
Вопросы теории и практики. Грамота, 2015. № 6 (56): в 2х ч. Ч. II. C. 13-19.; Нури Алиреза. Россия и ядерная программа Ирана в геополитическом контексте БлижнегоВостока // Политика и Общество. 2015. № 7. С. 879-888.106Нури Алиреза. Россия и ядерная программа Ирана: геополитические аспекты и последствия // NB:Национальная безопасность (c 1 декабря 2014 год журнал "Вопросы безопасности"). 2014. № 4. С.70-90.; NooriAlireza. Russia and Iran’s Nuclear Program // Discourse: An Iranian Quarterly. Fall 2013-Winter 2014.
№11 (1-2): 155179; .119-141 ص.4 شماره،13 سال. فصلنامه مطالعات راهبردي جهان اسالم// روسیه و برنامه هسته اي ايران؛ منافع و دستاوردها.نوري عليرضا("Россия и ядерная программа Ирана: интересы и достижения")10523Гдава 1. Теоретические подходы к исследованию геополитических аспектовиранской ядерной программы1.1.
Неореалистический анализ иранской ядерной программыНеореализм или структурный реализм — течение в теории международных отношений,возникновение которого можно связать с публикацией в 1979 году книги КеннетаУолтца «Теория международной политики»107. Неореализм был ответом Уолтца на«дефициты классического реализма». Хотя термины иногда используются попеременно,неореализм и реализм разделяют много фундаментальных различий.
Неореализм в лицеК.Уолтцаизбегаетиспользованиячастыхэссенциалистскихпонятийтипа«человеческая природа», чтобы объяснить мировую политику. Вместо этого, идеологинеореализма развивают теорию, что привилегии структурных ограничений ложатся наагентов стратегии и мотивации — на государства.Согласно Уолтцу, мир существует в состоянии бессрочной международной анархии.Анархия международной политики (то есть нехватка центрального двигателя)вынуждает государства действовать так, чтобы гарантировать свою безопасностьпрежде всего, поскольку это предпосылка к достижению других целей.
Эта движущаясила — первичный фактор, влияющий на их собственное поведение,— в свою очередьгарантирует, что государства начнут развивать наступательные военные способностидля иностранного интервенционизма, как средство увеличения их относительнойвласти.Государств, как считает Уолтц, схожи с точки зрения потребностей, но не ввозможностях для их достижения.
Место расположения государств в мире определяетихвозможностиипотенциал.Структурноераспределениевозможностейограничивается (равно как и сотрудничество между государствами) из-за опасенияотносительногоуспеха,достигнутогодругимигосударствами,атакжеиз-завозникновения вероятности зависеть от этих государств. Стремление каждогогосударства максимизировать свою власть на мировой арене, приводит к балансу сил,который и формирует международные отношения.107Waltz K. Theory of International Politics.
Addison-Wesley, 1979.24Таким образом, в теории Уолтца исходными понятиями являются структура исистема международной политики. «Система — это набор взаимодействующих единиц.На одном уровне система состоит из структуры, которая является компонентойсистемного уровня и делает возможным изучать, за счет чего единицы образуют некийнабор, отличный от простой совокупности.
На другом уровне система состоит извзаимодействующих единиц»108. Основными положениями неореализма являютсяследующие;Международныеотношениярассматриваютсякакцелостнаясистема,функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системныйанализ может раскрыть природу международных отношений.Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровеньмеждународной системы, структурные свойства которой не зависят от усилиймалых и средних государств, а являются результатом взаимодействия междувеликими державами.Неореализм отличает стремление к методологической строгости.Главные действующие лица — государства и их союзы.
Их основные цели —защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статускво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей —сила и союзы.Движущая сила международных отношений — в жёстком, сдерживающемвоздействии структурных ограничений международной системы109.К. Уолтц выступает за системный подход: международная структура действует какограничение на государственное поведение так, что выживают только те государства,чьи результаты находятся в пределах ожидаемого диапазона действий.
Несмотря напродолжающуюся критику, неореализм сохраняет позиции ведущего теоретическогонаправления. Он весьма разнообразен по содержанию и динамичен в своем развитии,при этом некоторые варианты неореализма сближаются с другими теоретическимипарадигмами110.Конышев В. Н. Американский неореализм ... С. 62.Цыганков П. А. Глава 5. Современные школы и направления в теории между народных отношений. Спорнеореализма и неолиберализма.
Неореализм // Теория международных отношений. — М.: Гардарики,2003. С. 126—132.110Конышев В. Н. Американский неореализм ... С. 3.10810925Системный взгляд на политику означает выяснение вопросов, как на субъектыполитики влияет организованность среды (международной системы) в качествеограничивающего и направляющего начала. Однако в этой диссертации такжеобращается внимание на то, что практическая политика зависит не только от системноговлияния, но и от внутриполитических факторов.
Как пишет Уолтц, в отличие отредукционистского, системный анализ должен решать две исследовательские задачи:«во–первых, прослеживать ожидаемое развитие международных систем, например,указав на вероятное время их жизни и способность к мирному существованию; во–вторых, показывать, как структура … влияет на взаимодействие единиц и как они, всвою очередь, влияют на структуру»111. В числе главных особенностей системногоподхода в контексте анализа международных отношений выделяются следующиеособенности.Во-первых,международныеотношенияпосвоемухарактеруявляютсясоциальными отношениями, из чего следует, что международные системыотносятся к типу социальных систем.Во-вторых, социальные, в том числе и международные, системы принадлежат, какправило, к особому типу открытых и слабоорганизованных систем.
В отличие отсистем физического или биологического типа пространственные границымеждународных систем носят чаще всего условный характер.В-третьих, еще одна общая особенность международных отношений, котораяоказывает влияние на системный подход к их изучению, связана с тем, что ихосновные элементы представлены социальными общностями, группами иотдельными индивидами. Отсюда следует, что международные системы – этосистемы взаимодействия людей, руководствующихся в своих действиях волей,сознанием, ценностными ориентациями.В-четвертых,общаяособенностьмеждународныхотношений,котораяснеобходимостью должна приниматься во внимание при системном подходе к ихизучению, заключается в том, что они являются по преимуществу политическимиотношениями,главнымзвеномкоторыхостаютсявзаимодействиямеждугосударствами.111В-пятых, главная специфическая особенность международных отношений состоитТам же.
С. 58.26в том, что они характеризуются отсутствием верховной власти и «плюрализмомсуверенитетов». С этим связан свойственный международным системам низкийуровень внешней и внутренней централизации. Иными словами, международныесистемы – это социальные системы особого типа, отличающиеся слабой степеньюинтеграции элементов в целостности, а также значительной автономией этихэлементов112.Теоретико-методологической основой данного диссертационного исследованияявляется системный анализ. Соответственно, системное давление на Иран подпредлогом его ядерной программы, политика России по отношению к ИЯП игеополитические аспекты этой программы анализируются в контексте взаимосвязанныхсобытий в однополярной системы. В этой связи, рассматривается одна особенностьнеореалистической концепции, касающейся распространения ЯО (или «пороговый»ядерный статус) и его роли как инструмента сдерживания, существование которогоукрепляет стабильность системы международных отношений.К.
Уолц и Дж. Мершаймер выступают адвокатами определенных форм ядерногораспространения, которое, по их мнению, способствует предотвращению вооруженныхконфликтов,особенноврегионахмира,характеризующихсяполитическойнапряженностью. Если Мершаймер выступает за селективное распространение, то Уолцотстаиваетпринципlaissez-faireвотношенииядерныхпрограмм,подобныхсеверокорейской113. К. Уолц утверждает, что государственные акторы рациональны, иуказывает на вероятное снижение риска военного столкновения в результате числаядерных государств. В своих рассуждениях Уолц опирается на опыт «холодной войны»и тоже на примеры современных Индии и Пакистана114.К. Уолтц исходит из того, государства являются рациональными акторами,склонными к минимизации рисков. Ядерные державы, имея дело друг с другом, будутвести себя крайне осторожно, поскольку понимают, что цена конфликта может бытьслишком велика.