Диссертация (1147222), страница 28
Текст из файла (страница 28)
о воображаемой географии: Саид Э. В. Указ. соч.383Кундера М. Трагедия Центральной Европы // Проза.RU. URL: https://www.proza.ru/2005/12/16-142(доступно 7.02.2016).37938086Европа между Гитлером и Сталиным»384; он позволил объединить все земли между Германиейи Россией как «кровавые земли», как жертвы «кровавых режимов». В рецензии на его книгу В.Рижковський заметил, что в последние годы Центральная Европа «переизобретается» как заслон западной цивилизации от российской угрозы. «Центральная Европа» транслировала,прежде всего, культурный миф о своей цивилизационной несовместимости с Россией.
При этомв «Центральную Европу» включают Украину и Беларусь, тем самым отрывая их от России,маркируемой как не-Европа.385 Таким образом, это понятие помогает новому размежеванию Европы, отвечающему стратегии ЕС.Символическая картография границ Европы осуществляется и с помощью школьныхучебников географии и истории. Так, Т.Мареш, анализирующая польские учебники истории,отмечает, что многие польские авторы учебников обозначают границы Европы по ЗападномуБугу,386 что выносит Россию за пределы европейской цивилизации.В данном параграфе предметом анализа и станут практики исключения России в политике идентичности политических акторов ЕС, декларирующих в качестве цели своей деятельности формирование европейского единства в рамках одного политического сообщества. К этимакторам относится подавляющее большинство из тех, кто определяет сегодня политику ЕС иего политических институтов, в том числе и политику европейской идентичности.Для того чтобы получить репрезентативные данные о роли образа России в формировании современной политической идентичности ЕС, проанализируем политику идентичности,осуществляемые различными политическими акторами в различных странах ЕС.
Сначала мывыявим факторы, влияющие на политику исключения России из Европы. Далее мы проанализируем, какие политические акторы в ЕС в каких именно формах (заявления ЕП, решения ЕК, политических партий и др.) используют образ России в своей политике идентичности. Затем изучим основные виды политики идентичности, включающие образ России (образовательная политика, символическая политика и т.д.).
Наконец, выявим функции, которые выполняет образРоссии в политике европейской идентичности еврооптимистов.Анализируя причины исключения России из «Европы» следует, прежде всего, обратитьвнимание на особенности формирования ЕС. Как мы видели, идея Пан-Европы по самой своейсути основывалась на негативном образе России – именно такой образ обусловливал необходимость объединения стран Западной Европы. Создание ЕС в годы Холодной войны также представляло собой ответ на вызов, связанный с усилением Советского Союза.
Наконец, расшире384Snyder T. Bloodlands: Europe Between Hitler and Stalin. NY: Basic Books / Random House, 2010. 544 p.Рижковський В. Как сделаны «бладленс»? // Ab imperium. 6.06.2012 URL:http://net.abimperio.net/node/2564 (доступно 07.02.2016).386Мареш Т. Образ восточного соседа: История Руси, России и СССР в польских учебниках для среднейшколы (40-90-е гг.
XX в.) // Вестник РГГУ. 2008. № 4. С.64.38587ние ЕС после распада СССР, расценивавшегося как крупнейшее геополитическое поражениеРоссии, потребовало разрушения прежних символических границ ЕС и создания новых. Обратим внимание на то, что для стран Центральной и Восточной Европы, ранее состоявших в Варшавском Договоре, вступление в ЕС трактовалось не как присоединение к Европе, но возвращение в нее. История послевоенного развития этих стран рассматривается как противоестественный разрыв с Европой.387 Вся история стран Восточной и Центральной Европы в современном нарративе ЕС выглядит как своеобразное «бегство от России». В исследовании И.
Ноймана «Конструируя Европу: Россия как Другой Европы» было впервые обращено внимание нато, что расширение ЕС, последовавшее после распада СССР, потребовало акцентирование неевропейскости России. 388В условиях, когда стремительное расширение Евросоюза требует переформатированияпонимания «Европы» (или возвращения к тем представлениям, которые существовали болееполувека назад в панъевропейской идеологии), ситуация изменилась. Создание ЕС произошлоза короткий по историческим меркам срок. Помимо организации политико-правовых институтов, успешность данного проекта предполагала и формирование «европейцев» как в большейили меньшей степени единого сообщества. Дифференциация от Другого, как было показано вГлаве I, является одним из способов обеспечения подобного единства.
Основным Другим, позволяющим прочертить новые границы Европы, становится Россия. Поскольку, как было отмечено выше, «своим» по причине стремления группы к позитивной идентичности, приписываются обычно характеристики, оцениваемые позитивно, а «чужим» - негативно, то неудивительно, что для характеристики россиян как «чужих» используют негативные стереотипы, вплоть докрайних форм русофобии.
Характеризуя тенденции репрезентации России в целом, проследим,как осуществляют символическое исключение ее из Европы различные акторы (Европарламент,Еврокомиссия, политические партии, эксперты, медиа и др.) в различных видах политики идентичности (образовательная политика, экспертные оценки, информационная политика и др.) и вразличных формах (решения ПАСЕ, резолюции Европарламента, заявления политиков и эксНапример, на официальном веб-сайте посольства Эстонской Республики в Москве дается такая характеристика присоединения к СССР в 1940 г.: «три Балтийских государства, безусловно, были принудительно сбиты с пути их исторического развития» (23 августа 1939 года: общеевропейский день памятижертв всех тоталитарных и авторитарных режимов // Эстонское посольство: веб-сайт.
URL.http://www.estemb.ru/esileht/estonija/istorija/newwin/aid-2128)388Neumann I. B. Constructing Europe: Russia as Europe's Other // Political Symbols, Symbolic Politics: European identities in transformation / Ed. by U. Hedetoft. Aldershot: Ashgate, 1998. Следует также упомянутьработу Т. Зарицкого, который адаптировал идеи Э.В. Саида и И.Б. Ноймана к случаю Польши, показавважную роль негативного образа опасной и чуждой, «варварской» России в поддержании польскойидентичности. (Зарицкий Т. Российский дискурс в Польше: образ России в конструировании польскойидентичности // Россияне и поляки на рубеже столетий. Опыт сравнительного исследования социальныхидентификаций (1998-2002 гг.) / Сост. Е. Н.
Данилова, В. А. Ядов. СПб.: Издательство РХГА, 2006. С.63-87.)38788пертов, публикации в СМИ, выпуск исторических исследований, организация исследовательских институтов, создание документальных и художественных фильмов и др.).Объясняя инаковость России, политические акторы ЕС обращали внимание на различные факторы: от географического и конфессионального до антропологического и этнического.Проанализируем те дискурсивные практики, маркирующие Россию как не-европейскуюстрану, которые заключаются в приписывании ей черт, отличных от отмеченных европейскихценностей, а то и противоположных им. Эти маркеры могут быть разбиты на несколько групп;рассмотрим исключение России через постулирование ей чуждости Европе в политикоправовом, социально-экономическом и культурном отношениях.Прежде всего, Россия позиционируется как не отвечающая критериям европейскости вполитико-правовом отношении.
Можно выделить ряд аспектов обоснования ее неевропейскости при помощи политико-правового дискурса.Во-первых, в качестве неевропейской репрезентируется политическая система страны,которую представляют как не соответствующую канонам демократии: Россия - это авторитарная страна, где вся власть сосредоточена в руках одного человека, постоянно нарушаются праваи свободы граждан. Кроме того, в России отсутствует разделение властей, и более всего этопроявляется в отсутствии независимой судебной власти.
Особое место оценка политикоправовой системы России занимает в деятельности ПАСЕ. На протяжении нескольких лет Россия подвергалась с ее стороны жесткой критике за «несоответствие демократическимстандартам», причем даже в периоды «партнерских отношений» между ней и ЕС. В 2008 году на сессии ПАСЕ Россия осуждалась за то, что условия для выражения мнений в СМИна предыдущих парламентских выборах оказались неравными для разных партий, что в Россиивведен непозволительно высокий, семипроцентный, барьер для политических партий для прохождения в парламент.
Констатировалось, что свобода слова в России отсутствует, а журналисты подвергаются запугиванием.389 Особое внимание в разные годы уделялось ПАСЕ и проблеме разделения властей: контроля исполнительной власти над судебными органами, чрезмернойроли прокуратуры.390Далее, Россия осуждается за отсутствие свободы слова (которая, как уже отмечалосьвыше, является важной европейской ценностью) и преследование журналистов. На протяжениипоследних полутора десятилетий Россия постоянно подвергается критике за ограничение сво-В ПАСЕ начинаются жесткие дебаты по поводу демократии в республиках бывшего СССР. URL:http://ryzkov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19963&catid=1:2011-12-26-10-2425&Itemid=25kov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19963&catid=1:2011-12-26-10-2425&Itemid=25 (доступно 8.02.2016).390Россия является одной из самых отсталых стран // Newsland.com.
25.06.2009. URL:http://newsland.com/news/detail/id/379248/html (доступно 7.02.2016).38989боды медиа, введение цензуры, преследование оппозиционных журналистов – причем со стороны не только СМИ391, но также таких европейских институтов, как Европарламент, ПАСЕ,неправительственных организаций (например, «Репортеры без границ», «Европейская федерация журналистов» и др.).392Наконец, Россия критикуется за нарушения прав человека. В 2009 году ПАСЕ осудилаРоссию за ситуацию с правами человека («Россия является одной из самых отсталых стран Европы с точки зрения защиты прав человека»). Основанием выступило то, что Россия - единственная страна Совета Европы, которая не отменила смертную казнь, а лишь ввела мораторийна ее исполнение, не ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека и не подписала конвенцию о противодействии торговле людьми.Во-вторых, России приписывается нарушение прав этнических меньшинств (например,этносов Северного Кавказа (в резолюциях Европарламента от 1999, 2002 и 2004 года)393 илифинно-угорских народов (в заявлениях эстонского президента394); в связи с этим актуализируется такой маркер страны, идущий из европейского дискурса XIX века, как «тюрьма народов».395В-третьих, популярным доводом в данном контексте становится утверждение об агрессивности внешней политики РФ, о ее империалистических амбициях, которые угрожают соседям (особенно из числа бывших союзных республик).
Неевропейскость России здесь проявляется также весьма отчетливо, учитывая, что миролюбие, напоминаем, признано одной из важ391Radziwinowicz W. Kto tańczy lub się przebiera, to się w piekle poniewiera // Gazeta Wyborcza. 3.06.2015.URL: http://wyborcza.pl/1,75477,18042291,Kto_tanczy_lub_sie_przebiera__to_sie_w_piekle_poniewiera.html.(доступно 07.02.2016).392Тема соблюдения свободы слова в России поднималась этими организациями в 2009, 2011, 2012, 2013году. См.