Диссертация (1147168), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Технологическийаспект коллективных действий, как следует из предыдущего параграфа,характеризует единство креативности, инновационности и согласованности вприменении приемов, процедур и способов коллективной деятельности,направленной на решение конкретных социально значимых проблем.Проблематикаколлективныхдействийприобретаетособуюактуальность в условиях характерного для современной России совпадениякризиса институтов с постмодернистским кризисом субъектности, когданевнятными оказываются не только «правила игры», но и мотивациясоциальной активности.
Поскольку структуры повседневности являются, какправило, наиболее устойчивыми по отношению к любому кризисномувоздействию, то в этих условиях возникают предпосылки для актуализацииактивности обычных граждан, которые знают о своих собственныхпроблемах не из классических медиа, а из собственного повседневногоопыта.Эти предпосылки связаны с новыми возможностями объединенияграждан,сталкивающихсяколлективное165действиесотакихсхожимигражданпроблемами.Совместное,демонстрируетэффективныеМы понимаем под социальными эффектами оциальные и культурные измененияобщественного положения.148результаты не только в диалоге с органами власти и управления, но и вразработке проектов, поиске решений, сборе средств на социально значимыецели. Актуальность практики коллективных действий для современнойРоссии состоит в том, что, как отмечают К.
Клеман, О. Мирясова и А.Демидов,«поледеятельностинизовыхсоциальныхдвиженийпреимущественно лежит по ту сторону официальных институтов власти»166.Поэтому исследование институциональных и организационных условийколлективныхдействий,возникающихвинтерактивноймедиасреде,представляет особый интерес.Проблема коллективных действий восходит к исследованиям М.Олсона и его ставшей классической работе «Логика коллективныхдействий»167. Эта проблема часто связывается с «проблемой безбилетника».В самом общем виде «проблема безбилетника» определяется как трудностьорганизации взаимовыгодных коллективных действий, поскольку субъектыэтих действий могут получить выгоду из произведенных общественных благ,уклоняясь от участия в общих издержках168. Коллективные действия,166Клеман К., Мирясова О., Демидов А.
От обывателей к активистам: Зарождающиесясоциальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010. С.289.167См.: Олсон М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп.М.: ФЭИ, 1995.168Ставший модельным пример «проблемы безбилетника» приводит Дж. Бьюкенен:«Допустим, каждый житель деревни знает, что осушение луга окажется выгодным личнодля него в том случае, если издержки будут равномерно распределены между всемичленами группы. Однако еще более желательной для индивида оказывается ситуация,когда луг осушается другими, что позволяет ему получить выигрыш, не прилагая никакихусилий.
В этом случае у каждого индивида возникнет мотив воздержаться от каких-либодобровольных действий, мотив настолько сильный, насколько он считает, что егособственное поведение не зависит от поведения других участников потенциальногосоциального взаимодействия» (Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией иЛевиафаном // Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бъюкенен.
М.: ТаурусАльфа, 1997. С. 258).149направленные на производство общественных благ, напрямую сталкиваютсяс«проблемойбезбилетника»,посколькуобщественныеблагапоопределению доступны всем, в том числе и тем, кто уклонялся от участия вих производстве.Классическое решение «проблемы безбилетника» представлено вэкономической модели М. Олсона, в которой устанавливаются оптимальныезависимости коллективных действий в производстве общественных благ:«оптимальным для индивидуума является такое количество коллективногоблага, при котором предельная выгода для группы превосходит предельныеиздержки во столько же раз, во сколько групповая выгода превышаетличную»169.Иными словами, оптимальная организация коллективных действий ирешение «проблемы безбилетника» возможны, если эффекты коллективнойдеятельности очевидным образом существенно превышают издержкикаждого участника этих действий.
В силу этого традиционно считалось, чточем больше размер группы, тем меньшая доля общего блага достаетсякаждому из ее участников, поэтому большие группы чаще сталкиваются с«проблемой безбилетника». В малой группе, наоборот, стимулы участвоватьв коллективных действиях более прочные, индивид получает достаточнобольшую долю общей выгоды и понимает, что он выиграет, даже если небудет уклоняться от коллективных действий170.В реальных сообществах эти выводы М. Олсона были многократноподтверждены. Однако вопрос о распространении их на описаниеколлективных действий в виртуальных сообществах требует особого анализа.Этот анализ включает в себя разнообразные аспекты, в том числе169Олсон М.
Возвышение и упадок народов: Экономический рост, стагфляция,социальный склероз. Новосибирск: ЭКОР, 1998. С. 61.170См.: Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп.М.: ФЭИ, 1995. С. 39–40.150исследование особенностей самоорганизации виртуальных сообществ171,анализ способов разрешения конфликтов и стратегий кооперации вуправлении виртуальными сообществами172, социально-психологическихособенностей интерактивных коммуникации173 и др.Организация коллективных действий в интерактивной медиасреде также, как и в других социальных средах, основывается на механизмесогласования общих и частных интересов.
Общие интересы, в частностиобщиесоциальные,политические,экономическиеинтересы,можноопределить как интересы отдельного сообщества или социальной группы.Однако носителем общих интересов является не только соответствующеесообщество, но в той или иной степени отдельный участник этогосообщества. Любой общий интерес персонифицируется только в отдельноминдивиде.
Но любой индивид осознает прежде всего свой индивидуальный,частный интерес. Поэтому соотношения в реализации индивидуального иобщегоинтересовмогутбытькакпротиворечивыми,такинепротиворечивыми.171См. напр.: Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier.Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Co., 1993.172См. напр.: Бахмин А.В.
Сотрудничество и конфликт в виртуальном сообществе //Социологический журнал. 1997. № 1/2. С. 65-92; Kollock P., Smith M. Managing the VirtualCommons: Cooperation and Conflict in Computer Communities // Computer-MediatedCommunication: Linguistic, Social, and Cross-Cultural Perspectives. Ed. by S. Herring.Amsterdam: John Benjamins, 1996. P. 109-128; Hamman R. Introduction to VirtualCommunities Research and Cybersociology // Cybersociology Magazine. 1997. № 2; Kollock P.The Economies of On-line Cooperation: Gifts and Public Goods in cyberspace // Communities inCyberspace.
Ed. by P. Kollock, M. A. Smith. London, N. Y.: Routledge, 1999. P. 220-239.173См. напр.: Suler J. E-mail Communication and Relationships // J. Suler The Psychology ofCyberspace. 1998. (http://www.rider.edu/~suler/psycyber/emailrel.html); Donath J.S. Identityand Deception in the Virtual Community // Communities in Cyberspace / Ed. by P. Kollock,M.A. Smith. New York: Routledge, 1999. P. 29-59.151Согласование частных и общих интересов, т.е. снятие в сознанииотдельных индивидов противоречий между ними, возможно в процессеинтерактивного обсуждения.
Такое обсуждение имеет значение, посколькулюбая система интересов противоречива по внутреннему содержанию. Этипротиворечиявключаютвсебя,например,противоречиемеждупотреблением и накоплением, между актуальными и долгосрочнымипотребностями, между индивидуализацией и социализацией и т.п. Поэтомулюбой интерес не может быть одномерным и односторонним, что открываетвозможность его интеграции с другими интересами как в теории, так и напрактике. Именно согласованные внутри отдельных сообществ интересысоздают устойчивую мотивацию для интеграции усилий отдельныхиндивидов в совершении коллективных действий.Согласование интересов представляет собой процесс, в которомосуществляетсясовместнаякоммуникативнаядеятельность отдельныхиндивидов по поводу фактического достижения согласия о пределах, объемеи формах выражения частных интересов в коллективном целедостижении.Это прежде всего обсуждение вопросов о том, в какой мере в общеминтересе представлены частные интересы и, соответственно, в какой меренеобходимо удовлетворение или ограничение отдельных частных интересов.Еслиинтересыдифференцируются,тонеобходимопонимать,чемопределяется вычленение приоритетного интереса и каким образомвозможно оптимальное согласование противоречивых или несовпадающихинтересов.
Последнее возможно на основании компромисса, в рамкахкоторого индивиды добровольно отказываются от ряда своих частныхинтересов ради достижения общего интереса, который для них имеетсущественное значение. Например, участники интерактивных медиапроектовготовы пожертвовать своим временем и личными ресурсами в том случае,если они осознают, что это будет способствовать созданию значимого дляних лично общественного блага.152Подсогласованиеминтересовпонимается,такимобразом,координируемая деятельность индивидов по обсуждению и согласованиюсвоих позиций относительно предмета конкретного социального интереса.Согласованныйколлективнойинтересволи,выступаетвыраженнойисточникомвисогласованныхосновойобщейиндивидуальныхдействиях, имеющих интегрируемый эффект.
В коллективных действияхвыраженные в личных позициях их участников специфические частныеинтересы обретают свойства общего интереса.Точки интеграции частных и общих интересов, как правило, лежат напересечении тех прав граждан, которые непосредственно связаны с ихповседневной жизнью, с одной стороны, и сложностей в реализации этихправ – с другой.
В частности, речь идет о праве на жилье и обеспечениедостойных жилищных условий и городской инфраструктуры, на труд (или наобеспечение должных условий труда), на социальное обеспечение, в томчисле лиц с ограниченными возможностями. Предпринятый автороммониторинг интерактивных медиа показывает, что именно нарушение этихправ наиболее часто ведет к организации коллективных действий.Ряд исследований174 показывает также, что проблемы, лежащие в руслереализации этих прав, например нарушения трудового законодательства,«замороженное»долевоестроительствоисокращениесоциальногообеспечения, становятся движущей силой протестных движений. Этот факттребует необходимости создания условий для вовлечения органов власти иуправлениявдиалог,направленныйнасогласованиеинтересовисовместного поиска возможных путей разрешения социально значимыхпроблем.
Только в этом случае возможно сохранение легитимности власти ипридание протестному движению конструктивных форм. Чем более174См. напр.: Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам:Зарождающиеся социальные движения в современной России . М.: Три квадрата, 2010.153эффективным будет такой механизм, тем более успешной будет организацияколлективных действий.На организацию коллективных действий влияние оказывает такжестепень разнородности интересов. Если участники коллективных действийзаинтересованы в их успехе в разной степени, то больше вероятность того,что среди них найдутся как наиболее заинтересованные участники, которыеосновные издержки возьмут на себя, так и наименее заинтересованные,которые будут стремиться к уклонению от участия175.Интерактивнаямедиасредасоздаетновыеусловиядлясамоорганизации виртуальных сообществ и поддержания внутри них общихинтересов.