Диссертация (1147109), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Говоря о темпоральной декомпозиции, Марк Аврелий отмечает:“Такие изображения, доходя до самых вещей и проникая в них, дают возможностьувидеть, каковы они на самом деле…если какие-либо вещи кажутся нам,безусловно заслуживающими нашего одобрения, следует обнажить их, прозретьвсю их суетность и устранить ореол, придаваемый им россказнями”.2 Этоупражнение представляет собой разоблачение иллюзорности, разрушениеразличных мифов и предубеждений, которые касаются того или иного предмета.Используя метод анализа каждой вещи можно дойти до самой сути, понять еёвнутреннюю природу и тем самым оценить их по достоинству. Сохранитьгосподство над собой, не быть подверженным чарам, сохранить собственнуюсвободу – вот основные цели.
“Что я такое? Я — плоть, дыхание, разумное началоКак плоть, что я такое? Я — грязь, кровь, кости, нервы, жилы, артерии” и т.д.3Разложение на части преследует схожую цель, но использует методаналитического разделения. Разделить предмет на составные части, увидетьмельчавшие его элементы для того, чтобы не боятся и не поклоняться этомупредмету, избегать всяких ошибочных суждений. У Марка Аврелия можновстретить множество примеров умаления значимости предметов: “Что такоепурпурная полоса на знаменитой латиклавии, предмет зависти для столь многих?1 Фуко, М.
Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 году / М. Фуко:Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.:Наука, 2007 – 677 с. – с. 328; Аврелий М. Наедине с собой. – М.: 2011 - 384с. – Книга XI2 Аврелий, М. Наедине с собой. – М.: 2011 - 384 с. – Книга VI3 Там же. – Книга II143— Шерсть и краска. Что такое шерсть? — Это волосы овцы. Что такое краска? —Кровь, кровь улитки…”.1Описательная редукция или описание с целью умаления значимости,лишения величия путем детального описания. Эта техника более проста,упражнение состоит в том, чтобы составить по возможности более точное идетальное представление о ком-то и с его помощью лишить его ореола,видимости величия, создаваемой окружением, убрать украшения, которые могутпривлечь к нему или внушить страх.Таким образом, в интеллектуальных упражнениях просматриваютсярезультаты,которыевлияютнасубъективациючерездуховноесамосовершенствование.
Вполне возможно, что это упражнение было бы ещёболее актуальным в современном мире, где информационное пространство,идеологии, религии, политические игры запутывают и вводят человека в такоесостояние, при котором он не может позволить себе сделать осознанный ивзвешенныйвыбор.Идеологиинавязываютидеалы,информационноепространства тотально контролируется сверху, религии (в средние века)навязывались насильно, политическая сфера наполнена различными уловками ит.
д. Выстраивание какой-либо субъективации в таких условиях невозможно, в товремя как это упражнение призывало к анализу всех вышеперечисленныхвластных эффектов.Фуко настаивает, что “метод, предложенный Марком Аврелием, целиком иполностью меняет нашу оценку предметов и событий человеческой жизни.Обычно, когда люди хотят что-либо оценить, они применяют систему чисточеловеческих ценностей, зачастую унаследованную от традиции, искаженнуюстрастями.
Это то, что Марк Аврелий называет tupbos, т.е. раздутостью мнения”.27) Одно из самых распространенных и интересных упражнений является такназываемое предвещающее размышление о зле (Preliminario malorum). Эту1 Там же. – Книга VI2 Адо, П. Духовые упражнения и античная философия / Пер. с франц. В.А. Воробьева. М.; Спб.: Изд-во ”Степнойветер”; ИД “Коло”, 2005. – 448 с. - с. 139144особую технику практиковали в основном стоики, и, особенно в имперскийпериод, она была также наиболее популярна и часто встречалась у Цицерона, илинеоплатоников.Понимание этой техники кроется в том, как в античные времена, особенностоики и эпикурейцы, относились ко времени.
Для обоих этих направлений –настоящеевремя, настоящиймомент–является главным инаиболеенеобходимым для человека. Будущее для них - лишь туманные предсказания имечты, а прошлое – пережитый опыт, который не отпускает человека вдальнейшее странствие, но, тем не менее, дает человеку возможностьпреодолевать проблемы легче. Это делает будущее время ненужным, мысли обудущем неразумны, необходимо концентрироваться здесь и сейчас, в этот самыймигнанастоящеммоменте,илижеуходитьвпрошлое.Человек,сконцентрированный на будущем “пренебрегает памятью, давай поглотить себябеспамятству”.1 Однако, preliminario malorum, интересное упражнение в томплане, что оно, по своей сути, концентрирует внимание на возможном будущем.Это упражнение заключается в том, что необходимо представить себя дурнуюситуацию, в которую вы попали.
При этом есть ряд правил:необходимо представить себе то, что с вами случилось не одно, какое-нибудь ежедневное происшествие, а с вами случилось все, что только моглослучиться.то, что с вами произойдет – произойдет непременно, этого нельзябудет избежать, столкновение с бедой неизбежно и нет шансов, что вы избежитевызова судьбы.То, что вы представили, произойдет не только непременно именно свами, но и произойдет именно сейчас, в ту секунду, когда вы размышляете, тоесть придется использовать те средства, которыми вы обладаете сейчас и никакихзапланированных мер к спасению у вас нет.1 Фуко, М.
Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 году / М. Фуко:Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.:Наука, 2007 – 677 с. - с. 507145Эпикурейцы, имея несколько отличную от стоиков концепцию практикисебя, считали, что это упражнение несет в себе слишком много негативныхрассуждений и разработали аналогичное упражнение, но с концентрацией наблагостных воспоминаниях. “Упражнение в avocatio, которое заключается в том,чтобы отвлекаться от представлений или мыслей о зле, стараясь, напротив, думатьо приятных вещах, которые ожидают нас если не сегодня, то завтра; иупражнение в revocatio, наоборот, предохраняющее и защищающее нас отнесчастий, или, якобы, зол, которые могут нам угрожать, с помощьювоспоминаний о наслаждениях, которые мы когда-то испытали”.1Такиеалгоритмыразмышленийдолжениспользоватьчеловек,упражняющийся в preliminario malorum.
Чем интересно это упражнение? Несмотря на то, что вопреки античной культуре, это упражнение, казалось бы,нацелено на будущее, необходимо понимать, что на самом деле оно призывает кконцентрации на настоящем. Речь идет о том, что человек, представляя будущее,помешает его в настоящее и тем самым, по словам М. Фуко, отменяет будущее.Иными словами, в отличие от упражнения по досмотру своего сознания, где мыконструируем свою реальность, здесь, мы используем некий антиконструктивизм,т.е. производим некую редукцию реальности.Таким образом, это упражнение нацелено на то, чтобы выработать учеловека привычку быть всегда ко всему готовым, ничего не удивляться ирассчитывать только на самого себя. Все это является частью взращивания себякак субъекта, который будет независим не только от каких-либо политическихструктур, но и сможет противостоять власти страха, зла, лести и т.д.8) Melete thanatou или упражнение последнего дня – это крайняя формарассуждения о зле, т.е.
предыдущего упражнения. Тема смерти являлась одной изключевых в античной культуре. С помощью мысли достичь вершины зла, т.е.смерти – вот цель этого упражнения. Для Фуко это упражнение также занимаетнаибоеле высокое положение, поскольку, стимулирует субъективацию до уровня,1 Там же. - с. 508146при котором человек становится независим даже при угрозе смерти. Особенноважным это было в сочетании с техникой парресия.“Размышления” Марка Аврелия пропитаны размышлениями о смерти, зачто очень часто его творчество рассматривается как пессимистическое, а фигураимператора-философа представляется многим людям человеком, который имеетмножество психологических проблем.
Однако, по мнению П. Адо, упражнениепоследнего дня занимает особое место в античной культуре, его часторассматривают как одно из наиболее важных не только для философов, но и длятех, кто хочет иметь господство над самим собой1. Это особая форма познаниясебя, особенный взгляд, который человек направляет сам на себя с точки зрениясмерти. Это упражнение можно смело называть упражнением последнего дня,поскольку среди стоиков, прожить день с установкой на то, что он последний втвоей жизни – очень частый сюжет.
К примеру, XII письмо Сенеки2, в котором онпредлагает Луцилию прожить свой день так, будто он последний в его жизни,ссылаясь на то, что подобно закату дня или концу любого времени года, клонитсяк концу и каждый день и жизнь каждого человека. Марк Аврелий и вовсерекомендует проживать каждый день своей жизни как последний.М. Фуко выделяет две особые функции этого упражнения. Во-первых, этоупражнение позволяет взглянуть на жизнь сверху вниз, мысленно прервать ходзанятий и течение жизни Том миг, который человек запечатлеет, позволит емупонять всю ценность и правильность (или неправильность) своих действий,поступков и т.д.