Диссертация (1147109), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Наедине с собой. – М.: 2011 - 384 с. – Книга IV2 Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 году / М. Фуко:Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.:Наука, 2007 – 677 с. - с. 4623 Там же.138Здесь Фуко, главным образом, делает ставку на соотношение власти иэтики. Субъективация пронизана выработкой добродетелей. Добродетели сами посебе суть истина. Следовательно, очевидна связь между субъективацией, истинойи власть. Развитие собственных добродетелей приводит к истиной власти.4) Обращение на себя. Довольно сложная и достаточно разностороння дляпонимания техника, которая, тем не менее, упоминается на протяжении всейантичности. М. Фуко, довольно много внимания уделяет этому понятию. Вдействительности,различныеметафорыиобразыобращениячеловекавстречаются в работах Платона, Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета, Плотина.
УПлатона есть термин – epistrophe – который обозначает сразу три вещи – призыв ктому, что бы человек отвернулся от видимости; призыв к тому, чтобы человекпризнал свое незнание и занялся собой, т.е. повернулся к себе; призыв к тому,чтобы человек вспомнил себя (более подробно можно рассмотреть теориюприпоминания Платона); и, наконец, вернулся на родину, к первоначалу.М. Фуко подчеркивает, что в более поздние, эллинистический и римскийпериоды, тема обращения несколько изменилась.
В эти периоды речь, во-первых,идет уже о том, что человек должен повернуться не от одного мира, к другому, ав рамках одного лишь мира, отвернуться от того, что от него не зависит (темастоиков). Во-вторых, целью обращения является не освобождение тела от души (инаоборот), а обретение более цельного и адекватного отношения к самому себе.В-третьих, окончательной целью epistrophe, как и всей заботы о себе в этотпериод, становится не статическая цель - познание себя, а длительный,жизненный процесс тренировки, аскезы и упражнений над собой.
У эллинов такиепрактики уже приобретают другие названия - askesis или convertere ad se.Также, французский философ упоминает переход этого упражнения и вхристианскую практику, в которой она сильно искажается. В III-IV веках дляобозначения христианского обращения, используется термин metanoia. Однако,стоит посмотреть, чем отличается христианская и эллинистско-римская metanoia.Христианская metanoia призывает к освобождению в виде разрыва, к отказу отсамого себя перед Богом, в том время как эллинистическо-римский подход,139metanoia призывает к освобождению как к исправлению себя, бегства от рабства,к трансформации самого себя. Во-вторых, если в христианской традиции взорчеловека должен быть направлен к Богу, а эллины и римляне считали, что взорнужно направлять на себя, удерживать взгляд на себе, смотреть на самогосебя.(отсюда множество выражений у Сенеки и Марка Аврелия – blepe se, observate, se respicere) В-третьих, христиане предполагают некую остановку всамосовершенствовании и ожидания изменений лишь сверху, если на то будетволя Бога, в то время как эллины и римляне говорили о том, что надо идти самомуи лишь к одной цели - к самому себе.Упражнение обращения на себя включает в себе два компонента.
Вопервых, это обозначает отвернуться от других - повернуться спиной к ежедневнойсуете, перестать интересоваться другими, сдерживать свое любопытствоприобрести безмятежность и спокойствие по отношению к ежедневной рутине ибыту. Во-вторых, это означает то, что необходимо концентрироваться на чем-токонкретном и полезном. К примеру, Плутарх, в своем сочинении “Олюбопытстве”, выделяет три сферы, на которые действительно стоит обращатьвнимание – это тайны природы, это история и это спокойной, жизненноймиросозерцание.1 Эти три сферы не обязательны для каждого, но лишьпоказывают пример того, как четко человек должен расставлять приоритеты иконкретизировать свои жизненные цели и задачи.Необходимопониматьто,чтоэтоупражнениенепризываеткразбирательствам и рефлексии в самом себе.
Оно призывает к тому, чтобычеловекконцентрировалсянаодномконкретномделе,оцениваясвоивозможности и просчитывая свой путь. При этом, представление того, гденаходится человек сейчас по отношению к своей цели и каким образом и где ондолжен находится в скорее – один из самых распространенных образов, которыеприменяются к этому упражнению. При этом, самой конечной целью этойтраектории должно быть само совершенствование человека, т.е.
подкрепление1 Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 году / М. Фуко:Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.:Наука, 2007 – 677 с. - с. 247140своей субъективации, позиционировании себя и истины для большего допуска ввласти и сопротивление власти1.5) Следующая техника – это досмотр души. Это упражнение также можноувидетьв других значениях. К примеру, у пифагорейцев, которых считаютавторами этой техники, встречается название - досмотр сознания, а Мусоний Руф- стоик времен имперского периода- называет это упражнение по самоконтролю.Как правило, досмотр души производился два раза в день – утром ивечером. У пифагорейцев досмотр души, в вечернее время, необходим для того,чтобы перед сном очиститься от дурных мыслей и вынести суждение о том, чтобыло сделано за день. Стоики уже разделяют это упражнение на утреннее ивечернее, каждое из которых дополняет другое.
Утренний вариант предполагает,что необходимо перебрать в голове все, что ты собираешься сделать за день,какие обязательства выполнить, с кем встретиться, какие делать сделать и какиемогут быть препятствия на пути к их осуществлению. Вечерняя же процедурапринуждает нас к тому, чтобы перед сном, в тишине и покое, можно былососредоточиться на то, что было сделано за день, какие цели достигнуты были, акакие нет, выяснить причины успеха или провала.Это упражнение можно встретить и у Сенеки, который говорил: “каждыйвечер я гашу светильник и, когда умолкнет жена, собираюсь с мыслями ипридирчиво разбираю весь день” или, также: “время от времени надоразворачивать перед собой свиток собственной жизни и минувших времен”.2Таким образом, утренний досмотр заключается в том, чтобы ставить передсобой цели и задачи, продумывать используемые средства.
Это в очередной разподчеркивает направленность данных упражнений на укрепление субъективации.Вечерний досмотр подводит итоги, дает оценку и является, в дополнение ко1 Yates, C. Stations of the Self: Aesthetics and Ascetics in Foucault’s Conversion Narrative. - Foucault Studies, 2010. - No.8. - pp. 78-992 Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 году / М. Фуко:Пер. с фр. А.Г. Погоняйло.
– СПб.:Наука, 2007 – 677 с.- с. 185141всему, упражнением памяти. Видно, что предлагаемые практики непосредственносвязаны с различными сфера самосовершенствованиями, описанными выше.6) Упражнение по разложению на составные части. Для полного пониманиясути этого упражнения, надо обратиться к весьма большому пассажу МаркаАврелия, который анализируется как М. Фуко так и П. Адо, в котором онподробно говорит, как необходимо смотреть на вещи для их разумного познанияи принятия1. По сути, это упражнение предстает перед нами как прообразсовременного общенаучного анализа, который применяется в различныхдисциплинах. Если выделить по пунктам метод анализа Марка Аврелия, то онбудет выглядеть так:Описать и определить предмет.
При этом необходимо отделятьусловности и иллюзорные предубеждения об этом предмете, для того, чтобыувидеть его в “чистом” виде, обнаженными и без примесей.Мысленно разложить предмет на составные части. Здесь МаркАврелий говорит о возможности разделения предмета по количественномупризнаку (на несколько вещей) и по качественному признаку (на составные частиединого целого).
Чем более мелкие детали мы получим в конце, тем болеправильным будет наш взгляд на предмет.Произнести название предмета и запомнить его. Здесь важна самавербализация имени, которое мы даем предмету – она позволяет лучше запомнитьвсе то, о чем человек размышляет, подвергая анализу тот или иной предмет.Функция памяти также присутствует здесь и играет немаловажную роль –необходимо не только изучить, но и запомнить.Определить значимость или ценность предмета. Ценность, связь смиром, значение для граждан и для себя самого – этот ряд синонимов подводитнас к тому, чем должно завершаться это упражнение.
Основной целью, помимотренировки ума, является разоблачение различных вещей, с которыми человекможет столкнуться в природе и в каждодневной жизни.1 Там же. - с. 318142Очевидно, что это упражнение одновременно предназначено как дляразвитияинтеллектуальныхкачеств,такидлядуховных.Именнозаключительный этап этого упражнения приводит нас уже к духовному аспектуэтого упражнения. М. Фуко берет принцип этого анализа для того, чтобыохарактеризовать и наделить смыслом три других, более частных упражнения,которыепредлагаетМаркАврелий.Этоупражнениепотемпоральнойдекомпозиции, упражнение по разложению на составные части и описательнаяредукция1.