Диссертация (1147109), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Иными словами, объектом власти в модерне можноназвать того, кто вынужден принимать некое воздействие власти, чувствуетприменение власти над самим собой через самые различные инструменты –юридические, полицейские, силовые и другие механизмы. Приэтом вмодернистской концепции власти именно вышеперечисленные ресурсы юридическая сила, военные или полицейские механизмы, мифы, мораль илирелигия, экономика и т.п.- являлись способом насаждения власти,ееактуализации.Предполагая разделение творчества М. Фуко на раннее и позднее,необходимо принять, что ранний период берет за основу модернистскоепредставление о субъекте и объекте власти. Однако необходимо поставить вопросо том, как именно М.
Фуко понимал субъект в поздний период. Это наиболееинтересно потому, что покажет, как именно М. Фуко пытался выйти из тупика, вкоторый зашли его исследования и в целом, проследить за эволюцией еговзглядов. Субъект и объект власти представляются для него уже несколькодругими категориями, так как меняется основной механизм использования власти.Благодаря использованию и взаимодействию таких понятий как дискурс, сетьотношений, субъективация, идеи М. Фуко, по сути, дают возможность выделитьтри основных черты субъекта власти.114Во-первых, субъект власти не рассматривается им как постоянный носительвласти. Субъект власти не может обладать ей, утверждает французскиймыслитель.
Он пересматривает феномен власти, и из некой постоянной функции,которая дает возможность воздействовать на других, превращает ее в сетьотношений1. В такой сети, которая, в трудах Ж. Делеза позже обозначается какризома, есть лишь тот субъект, который может располагать властью лишьвременно, может использовать определенные механизмы или ресурсы для ееосуществления на непостоянной основе. Такой субъект уже не может являтьсяносителем власти, это скорее ее оператор . Оператор власти – это особый субъектвластных отношений, который лишь временно обладает определенным наборомразличных механизмов для осуществления своих полномочий и постоянно меняетсвою позицию внутри сети властных отношений. Оператор власти создает изадает динамику власти внутри властных отношений.Во-вторых, субъект власти не обладает неким основанием, котороеобеспечивает ему безвременное или постоянное властное положение.
Операторвласти занимает свою властную позицию лишь временно потому, что нет никакихпервопричин для его постоянного нахождения у власти. В качестве примеров,Фуко, в различные этапы своего творчества приводил примеры короля, врача психиатра, философа - советника и других персонажей, которые, в рамкахопределенных дискурсов, имели некий фундамент для осуществления своейвласти, обладали определенными ее механизмами, но лишь пока дискурсивныепрактики позволяли им быть субъектом власти. Иными словами, тот, кто получилвласть и может ее осуществлять, должен быть также озабочен и тем, чтобы своювласть сохранить и укрепить, а не только использовать.
Такой субъект власти,которого условно можно назвать оператором власти, активно используетдискурсивные практики для того, чтобы поддерживать свое положение внутривластных отношений как можно дольше. Именно здесь наиболее удачно находит1 Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С.Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова.
— М.: Праксис, 2002. — 384 с. - c.68115свое место понятие дискурс, которое Фуко использует для обозначения одного измеханизмов работы политической власти.В-третьих, всякий субъект власти активно использует дискурс - особоепространство, которое определяет правила высказывания и целую системуразнообразных правил, по которым можно формировать знание в целом.Формируя систему знаний, субъект власти получает доступ не столько к телуобъекта, не столько к его материальной оболочке, сколько к его внутреннейсоставляющей, к его мировоззрению, представлению о мире, о науке, искусстве, клюбой другой системе знаний.
Эта характеристика является наиболее значимойдля постмодернистского субъекта власти философии власти Мишеля Фуко.Для Фуко объект власти представляется не как точка приложения власти, ееконцентрации или давления, а скорее как точка сопротивления, имеющая вполневыраженное сопротивление всяческому насаждению власти1. Во-первых, объектвласти не является пассивным игроком в игре, которую “разворачивают”властные отношения. В отличие от приемщика власти, от ее раба илипослушника, вполне может сопротивляться любому властному давлению и самымразличным технологиям власти. Во-вторых, такой объект власти может не толькооказывать активное сопротивление насаждаемой власти через различные тактикии уловки, в том числе через дискурс, но и, пользуясь своей способностьюсопротивляться, имеет возможность влиять на выстраивание дискурса.
Для такогообъекта власти больше подошел бы термин клиент власти, нежели ее приемщик.Клиент, как субъект, имеющий способность и волю к отказу от властногодавления, к сопротивлению ей.Продолжая мысль Фуко, можно сказать, что модернистский субъектвласти, то есть носитель власти, использует скорее дисциплинарные иматериальные ресурсы (которые более характерны для суверенного типа власти) –экономика, институты наказания, полицию и т.д. - для того, чтобы подавитьприемщика власти, то есть, объект властных отношений.
Он в гораздо меньшей1 Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Магистериум Касталь, 1996- 446 с. - с. 196116степени использует дискурс для осуществления своего контроля над объектомполитической власти, то есть над людьми. Субъект в модерне выстраиваетдискурс иосуществляет контроль над знаниями, всячески пытаясь не датьобъекту ворваться в пространство дискурса и подвергнуть некой угрозе своенезыблемое положение. Субъект власти использует его для поддержки своейвласти, а не для осуществления контроля над объектом власти. Фуко говорит обэтом в своем курсе лекций «Нужно защищать общество»: ”Традиционнаяфункция истории…говорить о праве власти и усиливать ее славу…юридическиприкрепить людей к власти”1.
Другими словами, история, как часть науки,которая контролируется государством (к примеру, через цензуру), стоит на страженезыблемостигосударственногострояилидеятельностиполитическогоруководства именно через воздействие на сознание общества, в данном случае –через образовательную систему. В рамках модерна, именно технологиинаказания, запрета, исключения – контролируют объекта или объекты властныхотношений.
Все эти технологии осуществляются главным образом черезключевые социально-дисциплинарные институты, такие как церковь, армия,полиция, больница, суды и законодательная система и т.п. Доступ к влиянию назнания в целом у объекта власти здесь отсутствует, так как субъект властиотсекает его от дискурса.По мнению Фуко,отношения власти выстраиваются по иной схеме, аточнее – с другой точкой приложения сил. Субъект власти в большей степенивыстраивает дискурс так, чтобы объект власти не только не обладал волей ксопротивлению, но и вовсе не имел никаких механизмов, которые помогли быему сопротивляться власти. Заведомо формируя и предоставляя объекту властиопределенные, выверенные, дозированные,знания, субъект власти может нетолько гарантировать себе властное положение, но и приручить, выдрессироватьобъект власти и принудить его, уже без различных пенитенциарных мер, к чемуугодно.
Различные дисциплинарные технологии, которые развивались примерно с1 Фуко, М. Нужно защищать общество: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005. - 312 с. - с. 82117XVII века, выстраивались так, чтобы подчинить объект власти через практикизапрета, наказания и исключения.
А в фукодианском анализе власти основноезначениеимеет уже не контроль над конкретным индивидуумом через егофизическое тело (объект властных отношений), а сбор, регистрация и анализзнаний об объекте в целом. Такая смена основных функций или режимовсоциально-дисциплинарныхинститутовявляетсяотличительнойчертойбиовласти, о которой Фуко говорил в конце своего переходного периода. Фукоговорит об этом и на примере психиатрических больниц, королевской власти ит.д.
утверждает, что такая работа институтов формирует необходимую, илидостаточную для подчинения, картину мира, в рамках которой, объект властиможет сопротивляться, но не обладает достаточным знанием, чтобы пользоватьсясвоей возможностью сопротивляться1. Именно воздействие на сознание людей,через знание, через формирование различных знаний во всех сферах человеческойжизнедеятельности, пользуясь терминологиейФуко – через дискурс, властьоказывает влияние на объект власти. Это одно из ключевых отличийпостмодернистского субъекта власти.Таким образом, рассматривая проблему власти и властных отношений спозиций М.
Фуко, можно выделить не только такие категории как субъект, объекти ресурсы, которыми пользуется субъект для осуществления своей власти надобъектом, но и категорию дискурс. Фуко утверждает, что дискурс отвечает не заосуществление власти одних над другими, а является областью формированиязнания в целом, пространством на котором разворачивается основная борьбамежду оператором и клиентом власти, в то время как в модернистской концепцииэтой борьбы нет и быть не может.Однако то, что было продемонстрированно на примере эволюции носителявласти в оператора власти и жертвы власти в клиента власти – является яркимпримером того, насколько М.