Диссертация (1147097), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Из первого пункта вытекает и второй: в сакральном дискурсетриггер «антисанкции» может распространиться на любые другиетриггеры, имеющие отношение к оппозиционным дискурсам, дажеесли эти триггеры не имеют отношение к собственно продуктовомуэмбарго. Приведенный нами выше пример с ковриком – неединственный; грубая десакрализация при конфликте дискурсов неимеет границ и находит поддержку в сетевых сообществах.3. Таккактриггер«антисанкции»аккумулируетконфликтныеинтерпретации, то кажется логичным, что в сакральном дискурсеупор будет сделан на эффект от введенного эмбарго. Подсчетыпотерь «врага» – важный прием в сакральном дискурсе в периодконфронтации с профанным, он помогает, во-первых, немного«профанировать» эффект (через экономические и политическиекатегории), а во-вторых, подкрепляет сакральный дискурс черезинтерпретацию эффективности проводимой властью политики.Небольшое дополнение по первому пункту: в своем противоборстве,и сакральный, и профанный дискурсы «заходят на территориюсоперника», поскольку атака на профанные категории со сторонысакрального дискурса и наоборот – это демонстрация твердостисвязей в своем дискурсе и их слабости в другом.
Даже в короткихновостных сообщениях можно проследить попытки анализа: «Ужесейчас понятно: в ближайшее время предложение будет сильнопревышать спрос, и для большого количества компаний введениеэмбарго станет финальной точкой в карьере»161. Конфронтация160Западные СМИ о российских «антисанкциях»: москвичи вытирают ноги о флаг США // Вести. URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id=2227234161Европа подсчитывает убытки от антироссийских санкций // Суть событий. URL:http://argumentiru.com/world/2014/08/358078126дискурсов идет поистине по военным законам: необходимоинформировать не только о своих победах, но и о потерях врага.Рис.
6. Расширение триггера «антисанкции» в сакральномдискурсе. Источник: социальная сеть Instagram.В противовес сакральному, профанный дискурс интерпретируеттриггер «антисанкции» иначе – главным образом, через профанныекатегории.1) Большинство сообщений профанных СМИ о продуктовом эмбаргопосвящены подсчету убытков России от введенных ограничений.Подчеркивается высокий уровень продуктовой инфляции (как и вслучаестриггеромассортиментаи«санкции»),слабыйэффектуказываетсяврамкахнаобеднениеимпортозамещения.Показательным выглядит материал с сайта «Слон.ру», в которомсобраны все указанные нами темы: «Для рядовых потребителейглавное следствие антисанкций – дополнительный импульс дляраскручивания продовольственной инфляции. <…> Ассортимент –127обеднел.
<…> Цены, очевидно, продолжат быстро укрепляться. Поитогам года рост, весьма предварительно, можно оценить на уровнепрошлого года, то есть в районе 15% <…> Наиболее заметнымибенефициарами антисанкций стали производители сыров и масла»162.2) В противовес сакральному дискурсу, в котором антисанкции РоссиипредстаютдляЕвропы«катастрофой»163,впрофанныхСМИсдерживаются в оценках ущерба, который несут европейские страны.Более того, в некоторых СМИ даже появляется информация о выгоде,которую Европа получает от антисанкций: «За год, прошедший свведения Россией продуктового эмбарго для ЕС, Европа нарастилаобъем экспорта на 5%. Всего в третьи страны было поставленопродуктов на 105,6 млрд евро, что на 4,8 млрд евро больше, чем впериод с августа 2013 по май 2014 годов»164.3) В профанном дискурсе большое внимание уделяется социальным икультурным последствиям санкционной войны, а политическиепоследствия, как ни странно, отходят на второй план (видимо, потому,что они уже интерпретированы с помощью ценностно-политическоготриггера «санкции»).
Для сакрального дискурса это менее характерно,поскольку социальное и культурное – категории профанные, а,следовательно, по умолчанию незначимые. Профанные СМИ пишут, вчастности,огастро-турахзасанкционнымипродуктами:«Петербуржцы массово отправляются в Финляндию за маслом, сыроми молоком, к которому они привыкли, и которое теперь у нас подзапретом»165.Любопытнойпредставляетсяещеоднасвязь,установившаяся в профанном дискурсе: на волне уничтожения162Полгода назад Россия ввела антисанкции. К чему они привели? // Слон.ру. URL:http://slon.ru/biz/1212272/163Российские антисанкции стали катастрофой для европейских стран // Вести.ру. URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id=1899541164Евросоюз заработал 5 млрд евро на российских антисанкциях // Новый день.
URL:http://newdaynews.ru/economy/540189.html165В России появились новые шоп-туры – по продуктовым магазина Европы // Сургутинформтв. URL:http://sitv.ru/arhiv/news/russia/71028/128санкционных продуктов, в сетевых сообществах установилась связьмежду геополитической ситуацией и уровнем жизни населения, врезультате чего появились и распространились предложения отдаватьнезаконно ввезенные санкционные продукты нуждающимся, вместотого, чтобы уничтожать сыр, мясо и прочую еду: « Лучше бы изъялиэту санкционку и нуждающимся отдали вместо того, чтобы еще и наутилизацию деньги тратить!!!! Сытый голодного не разумеет! И здесьстановиться очевидным, кто есть кто!»166 Нельзя не оценить и эффект,который оказал триггер «антисанкции» на культуру.
Главным образом,этот эффект проявился в тиражировании в сетевых сообществахюмористических картинок, посвященных «антисанкциям». Это можносчитатьнебольшойактуализацияпобедойвирусногопрофанногоэффектадискурса,вкупеспосколькусатирическойнаправленностью контента обладает мощным убеждающим илиподкрепляющим (заметим, не переубеждающим) импульсом (см.Рис. 7). Справедливости ради отметим, что и в сакральном дискурсезамечено вирусное распространение посвященных антисанкциямкартинок, но в них не юмористический, а «подбадривающий» импульс,позволяющий интерпретировать санкции в контексте сакральнойборьбы в целом, а также самодостаточности и самобытности русскойгастрономической культуры в частности (см. Рис.
6).В целом, отметим, что триггеры «санкций» и «антисанкций» являютсяярким примером того, как политическая информация интерпретируется идозируется в разных дискурсах. Если в триггерах «CharlieHebdo» и «Крым»заложены основания для их диаметрально противоположной интерпретации(культурные различия в первом случае и несовершенство международнойправовой системы, допускающее нерешаемые ситуации, во втором), тотриггер «санкции/антисанкции» уникален не просто как неразрывнаясовокупность двух концептов в одном.
«Санкции/антисанкции» – триггер,166Виктор Власов // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall209393352_2238129который в своем лексическом значении несет весьма ограниченныйгерменевтический потенциал. И на его примере мы можем наблюдать то, чтонекоторые назвали бы манипулятивными техниками и с чем мы вынужденыне согласиться. Ограниченность герменевтического потенциала триггера«санкции/антисанкции» – это вызов и для сакрального (в большей степени), идля профанного (в меньшей степени) дискурсов, поскольку им приходитсязадействовать все свои интерпретационные возможности, чтобы встроитьэлемент в себя.
И у них это, на наш взгляд, получается.Рис. 7. «Культурный эффект» триггера «антисанкции» в профанном дискурсе.Источник:https://mediazor.ru/68889runet_otmetil_god_bez_sanktsionnoy_edyi_sotnyami_produktovyih_memov.htmlРис. 8. Визуальная интерпретация триггера «антисанкции» всакральном дискурсе.
Источник:https://pp.vk.me/c625231/v625231212/73a/bqSR4i4Rm0U.jpg130Отметим также, что в ценностно-политических триггерах «санкции» и«антисанкции» заложен, на наш взгляд, низкий потенциал для выводасообществ за пределы виртуальности. С одной стороны, сообществаинтерпретируют триггер «санкции» как безусловно негативный, что создаетпротестныйпотенциал.Однаковсакральномдискурсепротестныйпотенциал быстро нивелируется интерпретацией «санкций» как трудностей,которые надо преодолеть. Профанный же дискурс, по нашему мнению,артикулирует и интерпретирует триггер «санкции» так, как это подобаетсимволическим элитам – прибегая к цифрам и используя научный подход вцелом.Нодляпереубежденияиндивида,склонногоксакральнойинтерпретации политических событий, этого недостаточно, посколькусакральный дискурс, как мы уже упоминали, во многом опирается на веру.Единственное, что может найти отклик у индивида с сакральныммышлением, – это уничтожение санкционной еды, которую можно было быотдать нуждающимся.