Диссертация (1147097), страница 21
Текст из файла (страница 21)
В качестве примера можно привести сакрализацию образаматери.Журналист, передающий новость о нападении на редакцию «CharlieHebdo», является представителем символической элиты. Однако, несмотря насвою элитарность, он сам подвержен ограничениям. Власть журналиста103заключается в конструировании реальности, но из-за объективных исубъективных ограничений, накладываемых на него, реальность, создаваемаяим, уже не будет чистой.
На входе в медиадискурс чистое событиераспадается на множество интерпретированных событий. В этой точке«CharlieHebdo» становится триггером, поскольку начинается процесс, безкоторого триггеризация невозможна, – тиражирование. Сервис статистикипоисковых запросов Google показывает, как вырос интерес к запросу«CharlieHebdo» в январе 2015 года: в 16,7 раз по сравнению с февралем 2006года, в 25 раз по сравнению с сентябрем 2012 года, в 50 раз по сравнению сноябрем 2011 года133.Текст (сообщение)Индивид (журналист)ТриггерИнтерпретацияТекст (журналиста)ТриггерРис.
5: Линейная модель механизма триггеризации.Обратившись к схеме, выведенной нами во второй главе данногоисследования (Рис. 2), мы поймем, что триггеризация является непрерывнымпроцессом с момента попадания события из области чистого события вмедиадискурс. Получив сообщение о нападении на офис «Charlie Hebdo»,журналист сталкивается с тем, что в нашей схеме отмечено как «Текст».Затем журналист интерпретирует полученную информацию и вводит в текстобозначение «CharlieHebdo». По мере поступления новой информации133Google Trends // URL: http://www.google.com/trends/explore#q=charlie%20hebdo104журналиствсебольшеобращаетсякобозначению«CharlieHebdo»,интерпретируя его и тиражируя – превращая в триггер. Применительно кодному абстрактному журналисту наша схема, представленная на Рис.
2, наРис. 5 будет выглядеть иначе.На втором этапе распространения триггера происходит его оформлениекак собственно триггера. Это достигается путем тиражирования триггера вмедиасфере. Незадолго до процесса тиражирования – на этапе осмысленияинформации о событии – происходит разрушение чистого события.
Можносказать, что рождение триггера возможно тогда и только тогда, когда мы ужене можем помыслить чистое событие.После того как триггер попадает в медиадискурс и распространяется внем, начинается процесс аккумуляции контекста. Журналисты вспоминают,какие карикатуры публиковались в «Charlie Hebdo» ранее134; аудитория даетотклик на сконструированное событие, высказываются политические элиты ит. д. Триггер разрастается не только вширь, но и вглубь. Вариативностьассоциативных цепочек повышается.
Так, сразу после трагедии высказалсяпрезидентФранциилибертарианскойФрансуаидеологииОлланд,обозначивценностнуюоснованнуюпозициюнафранцузскихполитических элит – свобода слова и единство превыше всего135. Будто впротивовес высказыванию Олланда произошел захват заложников вкошерном магазине. Заявления и действия, интерпретации и ценностныеассоциации начали приумножаться вслед за новостными сообщениями онападении. Не чистая реальность, а сконструированная новостнымиагентствами, дополнилась эксплицитной субъективностью колумнистов,политиков и рядовых пользователей, получивших возможность выразитьсебя в комментариях.Третий этап становления триггера – аккумуляция контекста. Если на134Журнал CharlieHebdo за час до нападения опубликовал карикатуру на лидера ИГ // Взгляд.
URL:http://vz.ru/news/2015/1/7/723461.html135Олланд назвал нападение на CharlieHebdo терактом // Lenta.ru. URL:http://lenta.ru/news/2015/01/07/hollande/105второмэтапенакапливаетсясубъективное,мимикрирующееподобъективное, то во время аккумуляции контекста плодится субъективное,являющее себя медиасфере как субъективное. На этом этапе происходит то,чтопостструктуралистыназвалиредукциейсмыслов.Появлениеинтерпретаций события приводит к борьбе дискурсов, каждый из которыхстремится оставить конкурирующий дискурс в области дискурсивности –пространстве «добавочных значений, возникающих в артикуляционнойпрактике, то есть значений, которые имеет или имел каждый знак, нокоторые исключены определенным дискурсом ради создания единствазначения»136.На четвертом этапе произошло окончательное соотнесение триггера«CharlieHebdo» с сакральным и профанным дискурсами.
Особенно яркотакое соотнесение произошло в сакральном дискурсе. Те СМИ, которыеинтерпретируютдействительностьчерезкатегориисакральностей,окончательно перестали рассматривать «CharlieHebdo» сквозь призмусочувствия. Оборот «да, но», часто встречаемый в этих СМИ в первые днипосле теракта исчезает, на смену ему приходит резкая критика карикатур в«Charlie Hebdo».
Особенно резкой вышла критика карикатуры на жертвразбившегося малазийского «Боинга»: «Потом (после теракта в редакции«Charlie Hebdo». – С. К.) было произнесено много всяких громких слов,насчет важности защищать свободу слова. Даже вышел номер с очереднойкарикатурой на пророка Мухаммеда, правда, новая картинка получиласьскорее пресной, нежели оскорбительной. Более того, в прошлом месяце«Charlie Hebdo» объявил, что мусульман они больше дразнить не будут.Возможно, без постоянных скандалов издание стало плохо продаваться, вотжурнал и выбрал себе новые мишени — несчастных людей, которые точно несмогут ответить»137.Ценностныйтриггеробрастает136политическимизначениями.Йоргенсен М.
В., Филлипс Л. Д. Указ. соч. С. 57.Неуместная шутка: Charlie Hebdo выбрал для карикатур жертв малайзийского «Боинга» // Вести.ру. URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id=2652596137106Идеологический раскол между Россией и европейскими странами повлиял на«политизацию» триггера «CharlieHebdo», в результате которой индивиды,интерпретирующие триггер в сакральном дискурсе, встали перед выбором. Содной стороны, теракт в редакции привел к гибели журналистов, а смертьявляется особой категорией в сакральном дискурсе. С другой стороны,слишком велики оказались идеологические разногласия: если сакральныйдискурс тяготеет к национал-консерватизму, то профанный дискурс (врамках которого действует «Charlie Hebdo» – к либерализму).
В итогеполитическое перевесило: выстроенные в рамках сакрального дискурса связиотторгли понятие тотальной свободы слова и установились антагонистичнопо отношению к триггеру.Стремление дискурсов установить единство значения, о котором мыписали выше, можно соотнести с природой сообществ, проявляющих себя врамках этих дискурсов. В дальнейшем на примере сетевых СМИ мы будемрассматривать, каким образом явили себя ценностно-политические позиции вразличных дискурсах, поэтому имеет смысл вести речь именно о сетевыхсообществах. Сетевое сообщество, как мы уже писали выше, – этоизначальное стремление к преодолению дифференциации, объединение спомощью дискурса в дискурсе.
При этом возможности для объединенияограничены,посколькудифференциацияужелегитимированасамойприродой сообщества. Поиски единого значения – это архаизм, создающиймнимое единство внутри множества, которое может быть нарушено привнедрении в дискурс нового знака. Сама суть множеств подразумеваетвозможность перемещения между дискурсами. Можно вспомнить словаП. Бурдье: «Культура объединяющая (медиум коммуникации) есть культураразделяющая (инструмент различения), которая легитимирует различия»138.Диалектика сетевых сообществ в данном случае подразумевает борьбудискурсов в одном пространстве, в которой не будет проигравших илипобедивших, поскольку в нем нет арбитров и четких правил. Члены138Бурдье П. Указ.
соч. С. 112.107сообществреализуютбытие-вместе,котороевовсенеговоритонеобходимости сливаться в одно целое. Они группируются вокругрелигиозных или политических ценностей, поскольку такие ценностиподразумевают присутствие высших идентичностей, но связи настолькоослаблены, что имеет смысл говорить о существовании мини-сообществвнутри других сообществ – то есть о дальнейшей дифференциации. Минисообщества сохраняют верность высшим идентичностям, но как только мырассмотрим их в контексте всемирных сообществ, то увидим, что «бытьвместе означает, напротив, неимение подобной идентичности в какой бы тони было форме и соучастие в этом ―отсутствии идентичности‖. На языкефилософии это называется конечностью, а конечность и есть то, что образуетсообщество»139. Иными словами, мелкое в едином сохраняет верностьединству, но оно уже не является всеобщим, а погружено в свой дискурс.
И вто же время, наличие таких малых сообществ является иллюстрацией кпроцессам дифференциации, характерных для множеств.Мы предположили, что именно ценности, апеллирующие к высшимидентичностям, составляют базу для ценностной интерпретации материаловСМИ: наличие двух оппозиций в материалах, посвященных атаке наредакцию «Charlie Hebdo», представляет собой стремление к преодолениюдифференциации в кризисное время.Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу, мыпроанализировали 112 публикаций, посвященных атаке на «Charlie Hebdo» и327 комментариев к ним.
Анализ публикаций (напомним, что подпубликациями мы имеем в виду как собственно журналистские тексты, так икомментарии к ним) велся по следующим категориям:–общая позиция. Нас интересовали публикации, позиции авторовкоторых можно условно обозначить либо как «Я – Шарли», либо как «Я – неШарли»;–139апелляция к высшим идентичностям;Петровская Е. Указ. соч. С. 24.108–лингвистическиесредства,спомощьюкоторыхведетсяаргументация;–конкретные ценности, представленные в материале;–наличие в публикации категории «зла» и конкретные лексемы,идентифицирующиеся с ней;–действия, ассоциирующиеся с публикациями, то есть выход запределы собственно сетевого сообщества (сетевых сообществ).Полученные данные мы систематизировали в Табл. 1.Табл. 1.
Точки ценностного единства в материалах сетевых СМИ,посвященных нападению на «CharlieHebdo»Позиция«Я – Шарли»«Я – не Шарли»Высшая идентичностьПрофанный характер.Сакральный характер.ЦенностиПолитические: свободаРелигиозные: смирение,слова, единство, свободааскеза, свободасамовыражения, жизнь,вероисповедания, жизнь,человек.Бог.Лингвистические средстваЛексемы, связанные сКонструкция: «Да, но».лишением жизни, главнымобразом, «убийство»Категория «зла»Убийцы, фундаментализм.Карикатуры.Действия (выход за сетевоеМарш Республики, митинги Митинги противсообщество)в память о погибших,религиозных карикатур,возложение цветов кубийство Бориса Немцова.посольству Франции.Проанализируем полученные данные.Наличие двух полярных точек зрения, как фиксируемых в медиасфере,так и нашедших свое отображение в виде конкретных действий, говорит, впервуюочередь,обограниченностивозможностейдляценностнойинтерпретации нападения на «Charlie Hebdo».