Диссертация (1146676), страница 23
Текст из файла (страница 23)
В 1906 г. защитил докторскуюдиссертацию - «К вопросу о воспалительных заболеваниях желчногопузыря». Командирован на 2 года (1907, 1908 гг.) за границу дляусовершенствования в области морфологии и патологии крови в клиникуJulius Morgenroth (Берлин), бактериологии и иммунитета в Пастеровскоминституте у И.
И. Мечникова (Париж). Продолжил работу в клиникепрофессора С.П. Федорова ассистентом, приват-доцентом (1910). Автор145научных трудов по хирургии и бактериологии. Действительный членРусского хирургического общества Пирогова (1905). Изучал деятельностьхирургических клиник Берлина, Гейдельберга, Фрейбурга и Парижа (1913). В1914 г. утвержден в должности профессора госпиталя хирургическойклиники Казанского университета. С начала войны до декабря 1914 года –консультант-хирург в Северо-Западном районе военных действий (Стож М.Е., 1917).Василий Иванович Добротворский (1867-1937) с 1891 г.
послеокончания Московский университета работал в клинике профессора Н.В.Склифосовского хирургом. Во время русско-японской войны в отрядеКрасного Креста лечил раненных и больных. С 1908 г. на кафедрегоспитальной хирургии ВМА прошел путь от старшего ассистента доначальника этой кафедры. В 1909 г. защитил докторскую диссертацию «Квопросу о гастроэнтеростомии». С 1909 по 1913 гг. периодическисовершенствовал свои знания в ведущих хирургических клиниках Европы(Берн, Париж, Лондон, Рим, Берлин).
В 1931 г. был назначен заместителемначальника кафедры госпитальной хирургии Военно-медицинской академии,а в 1933 г., в связи с болезнью С.П. Федорова, практически руководилклиникой и кафедрой. После смерти профессора С.П. Федорова (1936) В.И.Добротворскийбылназначенначальникомкафедры,которойбылоприсвоено имя С.П. Федорова (Нечай А.И., 2003).W. J. Mayo очень высоко оценил состояние хирургии, травматологии,ортопедии, акушерства и гинекологии в российских клиниках того времени.К сожалению, зародившиеся связи между хирургами ВМА и клиники Мауо,между двумя величайшими хирурга России и США того времени С.П.Фёдорова и W.W. Mayo, должного развития в дальнейшем не получили, всилу разных причин. Первая мировая война, революция, Гражданская война,Вторая мировая война, «холодная» война с железным занавесом, финансовыепроблемыпрактическиполностьюпрекратилиобщениесоветских(российских) хирургов с коллегами с Запада и США.
Единственным146источником информации о состоянии медицины для нас до конца 90-х былижурналы, не всегда регулярно поступавшие в центральные библиотеки.1476.2.2. Начало реинтеграции российских эндокринных хирургов вмеждународное сообществоСейчас ситуация изменилась. Началом восстановления регулярногоразвитиямеждународногосотрудничествароссийскихэндокринныххирургов на уровне страны оказался XI Российский симпозиум эндокринныххирургов с международным участием (впервые), проведенный в нашемгороде сотрудниками кафедры госпитальной хирургии (Центр хирургииорганов эндокринной системы) Санкт-Петербургской государственнойпедиатрической медицинской академии 15– 17 июля 2003 г. (рис. 49).Рис.
49 Лекторы XI Российского симпозиума эндокринных хирургов с международнымучастием, Санкт-Петербург, 2003 г.: А.Ф. Романчишен, J. Shah, S. Noguchi, G.W. Randolph,А.П. Калинин, H. Kurihara, Е.Г. Матякин, A. Shaha, С.М. Черенько, J. Hay, J.-F. Henry, L.Michel148Интенсивная научно-практическая работа, знание английского языка,достаточное для выражения своих мыслей на бумаге и в аудитории,позволили нашему коллективу принять полноценное участие в 56конференциях в разных странах мира, представить 149 лекций, докладов,видеопрезентаций, опубликовать 117 статей даже за короткий промежутоквремени - в период с 2007 по 2011 гг. Нужно сказать, что это процесс неодносторонний - многие наши зарубежные коллеги (хирурги, онкологи,эндокринологи, морфологи) посетили не только наш город и клиники, ноприняли активное участие в отечественных конференциях в разных городахРоссии, Украины, Белоруссии.
Последними примерами развивающихсятесных профессиональных и личных контактов является организация 1-гоИтало-российского хирургического конгресса в Терни (15-17 апреля 2010 г.)и в Санкт-Петербурге (1-3 июля 2010 г.), интернациональной конференции«Проблемные моменты диагностики и лечения рака щитовидной железы» (9октября 2010 г.) «Современные хирургические и онкологические концепциив лечении больных опухолями головы и шеи» (10-12 октября 2010 г.) мировой турведущихспециалистовIFHNOS(ИнтернациональнаяФедерация Обществ онкологов, изучающих опухоли головы и шеи), ВторойКонгресс (2011) и Обучающие Форумы по хирургии и онкологии в СанктПетербурге и Spello (Italy) в 2012 г.
Изменившаяся международнаяобстановка открыла возможности для сотрудничества и объективной оценкисвоих преимуществ и недостатков в организации образования, медицины,хирургии и жизни в целом.149Глава 7. Факторы и периоды развития тиреоидной хирургииПомереболееглубокогопогружениявматериалынашегоисследования, а также использования метода науковедческого анализаполученных данных, нам стало ясно, что в имеющиеся периодизации(Welbourn R.B., 1991, Романчишен А.Ф., 2009) необходимо внести некоторыекоррективы.
Прежде всего, представилось целесообразным определитьчеткие хронологические рамки периодов, разработать критерии, на которыхбудет основываться периодизация и дать названия периодам.7.1. Факторы, определявшие положительную динамику развитияхирургии ЩЖ в России на протяжении 200-летней историиПрогрессированиехирургическоголечениябольныхтиреоиднойпатологией в России, так же как и в других странах, обусловлено общимразвитием науки, в целом, и медицины, в частности.
Для того, чтобы понятьпричины неуклонного развития хирургии, мы рассмотрели основныефакторы, оказавшие существенное влияние на диагностику, обеспечениеобезболивания, предупреждение опасных осложнений в ходе - и послеопераций на ЩЖ, замещение функции удалённого органа и доказать ихважностьдляобоснованногопредложенияобновлённоговариантапериодизации. В качестве доказательства важности факторов, определившихрост безопасности и эффективности тиреоидной хирургической практики вразные периоды развития, мы положили изменение частоты раннихпослеоперационных осложнений и летальности после вмешательств на ЩЖ вРоссии на протяжение последних двухсот лет. С нашей точки зренияосновными факторами прогресса тиреоидной хирургии стали следующие.1.Рост уровня знаний анатомо-топографических, морфологическихи функциональных особенностей ЩЖ, благодаря описанию операций наЩЖ, выполненных в России (Мухин Е.О., 1807, Соломон Х.Х.,1840);150топографо-анатомическому обоснованию вмешательств на этом органе ипервой, достаточно полно запротоколированной, резекции ЩЖ в России(Н.И.
Пирогов, 1831); регулярные вмешательства на ЩЖ под визуальнымконтролем ВГН (Бобров А.А., 1893, цит. по Лежнев Н.Ф., 1904; Lahey F.H.,1938); изучение хирургической анатомии ВГН с клинической адаптациейполученных данных для разработки оптимальной техники таких операций(Романчишен, Ф.А., 2006 г. и Карпатский И.В., 2007 г.).2. Динамика представлений и практика использования общего иместногообезболиванияприоперацияхнаЩЖ(первоевмиревмешательство на ЩЖ под общим обезболиванием Пирогова Н.И., 1847,местная анестезия кокаином, а затем морфием - Halsted W.S., 1880-е гг.).3.Использованиевпрактикехирурговметодовантисептикипрепаратами йода для обработки операционного поля (Пирогов Н.И.
с 1847г.), карболовой кислотой (Lister J, 1867) и асептики (Bergman E., 1886 – 1891гг.).4.УлучшениераннейдиагностикиракаЩЖспомощьюпункционной и эксцизионной биопсий и морфологической верификацииудаленных медуллярных и недифференцированных карцином (РазумовскийВ.И., 1903).5. Выполнение операций с учётом топографо-анатомических аспектови косметических требований к вмешательствам на шее, в частности,использование воротникообразного доступа по складкам шеи (Boecel J.,1881), параллельные горизонтальные разрезы для тиреоидэктомии илимфаденэктомии при раке ЩЖ (MacFee, 1960), «зигзагообразный» разрез набоковой поверхности шеи для шейной лимфаденэктомии (Романчишен А.Ф.,1989);1516. Открытие, экстракция, синтез и применение на практике гормонов,замещающих функцию полностью или частично утраченной ЩЖ экстрактом(Murray G.R., 1891), тироксином (Kendall E., 1914).7.
Разработка методик хирургических вмешательств на ЩЖ суменьшениемихтравматичности,снижениеминтраоперационнойкровопотери, частоты послеоперационных осложнений и летальностиблагодаря применению кровеостанавливающих зажимов с замками (ПироговН.И., 1845 Wells S., 1874), различных методов коагуляции (Шамов В.Н.,1912, Doyen E L., 1908), мониторинга ВГН (Романчишен А.Ф., 2009);использование микроскопов (Мирский М.Б., 2010); методики фасциальногоукрытия и уменьшения ложа ЩЖ париетальным листком четвертой фасциишеи, гипертонического теста (Романчишен А.Ф., 2011);8.
Внедрение в клиническую практикупереливания крови с учетомизосовместимости (Мирский М.Б., 2010), позволившей выполнять обширныеоперации на ЩЖ при раке и ДТЗ, в том числе при внутригрудномрасположении зоба;9.Разработкаиприменениеметодовгемокорреции для подготовки больных осложнённымэкстракорпоральнойнекоррегируемымтиреотоксикозом, профилактики и лечения тиреотоксических реакций икризов (Петров В.Ю., 1987)10. Открытие и применение лучевых, лабораторных, генетических,цитологических методов диагностики, прогнозирования течения, лечениязаболеваний и планирования операций на ЩЖ и других органах у больныхпапиллярным, фолликулярным и медуллярным раком ЩЖ, синдромовмножественнойэндокриннойнеоплазии;использованиемаркероврецидивирования ДТЗ в виде антител к рецепторам к ТТГ и рака ЩЖ поуровню тиреоглобулина и кальцитонина (Романчишен А.Ф., 2009).15211.