Диссертация (1146483), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Это поставило под угрозу коммуникации странАнтанты, усилив стратегические позиции Тройственного союза в ВосточномСредиземноморье. Таким образом Египет и дорога в Индию становилисьуязвимыми для ударов со стороны союзника Германии. Вопреки ЛозаннскомуПри этом укрепление Дарданелл производилось под руководством германских инженеров, что характеризуетполитику турецкого правительства, лавировавшую между двумя блоками (Итало-турецкая война // Новоевремя. 1912.
№ 12939. С. 2)319Соображения по морской политике Великобритании (Копия записки для памяти морского агента в Англии),10 августа 1912 г. // РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 2933. Л. 43320Посол в Лондоне Сазонову, 12 июня 1912 г. // МОЭИ. Серия 2. Т. 19. Ч. 2. С. 176321The reopening of the Dardanelles // The Times.
18 May 1912. P. 531880договору с Турцией, подписанному в октябре 1912 г., а также заверениям овременном характере оккупации, Италия так и не эвакуировала свои войска,несмотря на дипломатический нажим со стороны Лондона и Парижа. Секретподобного упорства заключался в дипломатической поддержке, которую оказалРиму Берлин. В Германии опасались, что с уходом итальянских войск островамогли попасть под контроль держав Антанты322.Помимо оккупации Додеканезского архипелага политический и военныйвес Италии в Средиземноморье увеличила сама аннексия Триполитании иКиренаики.
Как сообщал русский морской агент в Австрии и Италии,«завоевание Либии возлагает на [итальянское морское] министерствонеобходимость поддерживать и обеспечить сообщения метрополии с колонией,а увеличение района деятельности флота повлечет как увеличение общегочисла военно-морских баз, так и если не прямое увеличение численного составафлота, то во всяком случае иное распределение эскадр и отрядоввспомогательных и колониальных судов…»323.Располагая морскими базами на Сицилии и юге Аппенинскогополуострова, а также вновь приобретенными портами в Северной Африке(Триполи, Бенгази, Тобрук), Италия получала возможность контролироватьЦентральное Средиземноморье в его самой узкой части324. Итальянцы отнынемогли задержать британский флот и даже полностью преградить ему путь325.Кроме того, в связи с захватом Триполитании французский посол в ЛондонеКамбон опасался распространения отдельных положений Тройственного союзана средиземноморский регион, что вероятно привлекло бы к нему Турцию.Грей пытался привлечь Италию к соглашению с Великобританией и ФранциейЯхимович З.
П. Итало-турецкая война… С. 184Копия рапорта морского агента в Австрии и Италии старшего лейтенанта барона Врангеля от 31 декабря1912 года начальнику Морского Генерального Штаба о программе деятельности итальянского морскогоминистерства на ближайший период времени, в связи с окончанием войны с Турцией и приобретением новойколонии // РГА ВМФ. Ф.
418. Оп. 1. Д. 2949. Л. 1324Яхимович З. П. Итало-турецкая война… С. 184325Донесения военно-морского агента в Англии об откликах в Англии на войну Италии с Турцией // РГА ВМФ.Ф. 418. Оп. 1. Т 3. Д. 3288. Л. 228–22932232381о взаимной защите общих интересов в Средиземноморье при сохранениистатус-кво в его восточном бассейне (подобного рода соглашение было ранеезаключено с Испанией). Одним из условий, поставленных странами Антанты,была немедленная эвакуация Додеканезских островов. Итальянские правящиекруги отнеслись к предложению сдержанно и Грей оставил эту идею.Проанализировав сложившуюся средиземноморскую ситуацию адмирал лордБересфорд пришёл к выводу, что, хотя англо-итальянские отношения были«пока еще дружественны», не следовало забывать, что «потеряв свою силу наСредиземном море, мы создаем такую стратегическую обстановку, при которойдля Италии становится более выгодным откровенно и решительно стать насторону Германии»326. Союз с Италией был важен для Берлина, поскольку вусловиях блокады германских, а возможно бельгийских и голландских, портовсилами Королевского флота можно было рассчитывать на итальянские портыдля связи с внешним миром.
Если бы Италия вступила во враждебнуюкоалицию, снабжение Германии продовольствием и сырьем оказалось бы «вкритических условиях»327. В качестве ответа на усиление позицийТройственного союза в Средиземноморье Англия по новому организоваластратегическое планирование, усилила собственный военный флот иприступила к ещё более тесному морскому сотрудничеству с Францией328.2.2 Создание Морского генерального штаба и новыйсудостроительный стандартОбострение англо-германского морского соперничества, изменениедислокации Королевского флота и развитие вооружений сделали особоактуальной проблему практической разработки стратегии морской войны.Первая морская держава мира Великобритания отставала в данном вопросе отВырезка из газеты «Русский инвалид» со сведениями о военно-морском флоте Англии. 23–24 июня 1912 г.
//РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 2654. Л. 38327Стратегическое значение Средиземного моря для флотов европейских держав // Морской сборник. 1912. №6. С. 152328Яхимович З.П. Итало-турецкая война… С. 18432682других государств, имевших сильные флоты. Морские генеральные штабы подразными наименованиями создали к началу 1910-х гг. почти все великиедержавы (исключая Австро-Венгрию): Япония (1893 г.), Германия (1899 г.),Франция (1902 г.), Россия (1906 г.), Италия (1907 г.), США (1909 г.). В своёвремя адмирал Фишер отказался от идеи создания морского генеральногоштаба, мотивируя это тем, что подобные функции мог бы выполнятьКоролевский военно-морской колледж, обучавший штабных офицеров329.Напротив, Черчилль, сознававший важность стратегического планирования вновых международных условиях, приступил к созданию Морскогогенерального штаба сразу после вступления в должность Первого лордаАдмиралтейства330.Проект будущего Морского генерального штаба был изложен вдокладной записке, представленной Вторым морским лордом принцем Л.Баттенбергом на рассмотрение Черчиллю, который впоследствии писал: «вседетали [проекта Морского генерального штаба]… были разработаны принцемЛуисом»331.
Штаб предназначался для того, чтобы давать советы главеисполнительной власти по всем вопросам, связанным с подготовкой к войне332.Принятие этих советов зависело от решения Первого морского лорда333. Вданном вопросе Черчилля поддержал Фишер: «Плюс существования Морскогогенерального штаба заключается в том, что страна не погибнет, если мы будемиметь несчастного дурака в должности Первого морского лорда»334.Как подчёркивал Первый лорд, более специфические функции штабадолжны были состоять в изучении зарубежных военно-морских флотов ивоенно-морской политики иностранных государств. Штабу следовалоOttley to Churchill, 24 October 1911. PRO. CAB 1/31.
URL: http://www. nationalarchives.gov.uk (датаобращения: 20.04.2014)330Копия донесения морского агента в Англии о морских, стратегических и оперативных планах Англии, 9октября 1912 г. // РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 1315. Л. 82331Churchill W.
The World Crisis… P. 74332Draft memorandum on the Naval War Staff by Battenberg with comments by Churchill. PRO. CAB 1/31. URL:http://www. nationalarchives.gov.uk (дата обращения: 20.04.2014)333Ibid334WSC. P. 132432983выполнять эти функции «настолько основательно, чтобы он мог давать советыпо поводу наилучших средств противодействия одному или большемуколичеству вероятных противников с серьезными шансами на успех»335. В своюочередь «советы» подразумевали предложение таких типов кораблей, которые«превосходили бы суда вероятного противника и имелись бы в достаточномколичестве, были укомплектованы обученными экипажами, собраны вместе идислоцированы с таким расчетом, чтобы в конечном итоге вступить в войну,ведущуюся согласно плану, основанному на законах стратегии и тактики»336.Кроме того, следовало осуществлять «тесное и искреннее» взаимодействие вделе подготовки военных планов между генеральным штабом вАдмиралтействе и генеральным штабом в военном министерстве.Другая идея Баттенберга заключалась в том, чтобы у штаба имелись свои«агенты на борту», то есть офицеры, состоящие при адмиралах, командующихфлотами: «Эти должным образом подготовленные офицеры штаба затем будутвыполнять по отношению к своим адмиралам те же консультативные функции,которые начальник генерального штаба будет выполнять по отношению кАдмиралтейскому Комитету.
Указанные офицеры будут также поддерживатьпостоянную связь между Первым морским лордом и адмиралами,командующими флотами, с целью согласования действий, без малейшегоущемления адмиральской инициативы или препятствования столь желаемомунепосредственному взаимодействию между этими высшими офицерами»337.Кроме того, следовало предварительно согласовать будущуюдеятельность Морского генерального штаба с военным министром лордом Р.Холденом, с которым Черчилль провёл переговоры, достигнув «полногосогласия» по следующим пунктам:335Draft memorandum on the Naval War Staff by Battenberg with comments by Churchill. PRO. CAB 1/31. URL:http://www.
nationalarchives.gov.uk (дата обращения: 20.04.2014)336Ibid337Ibid841. Морской генеральный штаб будет поддерживать тесную связь ссухопутным генеральным штабом по всем вопросам, касающимся совместныхопераций;2. Хотя информация, находящаяся в распоряжении штаба, будетпредоставляться по запросу любому члену Адмиралтейского Комитета, штаббудет работать под непосредственным руководством Первого морского лорда.После проведения всех необходимых приготовлений 8 января 1912 г. былопубликован меморандум о Морском генеральном штабе338.
Документ гласил:«Штаб возглавит адмирал. Он будет ответственен перед Первым морскимлордом, работая под его началом как главный помощник и доверенное лицо…Первый лорд и Первый морской лорд смогут в любое удобное времясовещаться с начальниками различных управлений или другими офицерами,если в том возникнет потребность… Начальник возглавляет и координируетработу всех подразделений генерального штаба.
Он будет, при необходимости,сопровождать Первого лорда и Первого морского лорда на заседаниях вКомитете имперской обороны»339. В меморандуме подчеркивался следующийпринцип: все контакты между начальником штаба и Первым лордомАдмиралтейства должны были осуществляться через Первого морскоголорда340. В отсутствие Первого морского лорда его замещал Второй морскойлорд341. Согласно плану Черчилля, штаб состоял из 3 отделений:операционного, информационного и мобилизационного. Личный состав долженбыл набираться «из офицеров флота различных чинов и специальностей… Поокончании курса…такие офицеры… могут быть назначены какнепосредственно в Морской генеральный штаб, так и в штабы флотов, но собязательным возвращением через некоторое время в строй.
Всем им, равно какнаходящимся теперь в Морском генеральном штабе, будут даны права особых338Naval War Staff. Immediate Admiralty changes. Statement by the First Lord // The Times. 8 January 1912. P. 9–10Memorandum by the First Lord on a Naval War Staff // The Naval Annual. 1912. Р. 385–390340Ibid. Р. 115341Донесения военно-морского агента в Англии об учреждении Морского военного штаба (Naval War Staff), 29января 1912 г. // РГАВМФ. Ф. 418. Оп.
1. Д. 3303. Л. 4–1033985специалистов, «штабных офицеров», с денежными добавлениями, подобнымиминным, артиллерийским и другим специальным офицерам»342.Хотя меморандум фактически был опубликован 8 января343, официальнойдатой основания Морского генерального штаба считалось 1 января 1912 г.Ранее состоявший личным секретарём Первого лорда Адмиралтейства контрадмирал Э. Трубридж принял на себя обязанности его начальника в декабре1911 г.Русский военно-морской агент 29 января 1912 г.