Диссертация (1146322), страница 37
Текст из файла (страница 37)
128–130.Мордвинов И. П. Трезвость и просвещение // Трезвая жизнь. 1905. №1. С. 73. — На тотмомент И. П. Мордвинов уже был известен как автор увлекательного и популярного в народепроизведения «Как вознесенцы с вином воевали», а также как создатель сборника «Отрава»(Мордвинов И. П. 1) О том, как вознесенцы с вином воевали. СПб., 1903; 2) Отрава. Сборникрассказов о вреде пьянства. СПб., 1904). Отметим, что оно стало первым адаптированнымруководством по борьбе с пьянством в череде его пособий и произведений, посвященных этомувопросу (Там же. С.
72; Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. Очерк жизни идеятельности. С. 27. См. также с. 191 настоящей работы).157Мордвинов И. П. Трезвость и просвещение // Трезвая жизнь. 1905. №1. С. 72–94; №3.С. 29–52.158Мордвинов И. П. Трезвость и просвещение // Трезвая жизнь. 1905.
№1. С. 72.155156162благополучия населения. В современных условиях меры по борьбе салкоголизмом, хотя и в трансформированном виде, по-прежнему включаютв себя применение данных средств, популярных в начале прошлогостолетия.СовсейщепетильностьюИ. П. Мордвиноврассматривалзаконодательные положения159, связанные с каждым из направленийтрезвеннойборьбы,атакжеперечислялучебныеисправочныематериалы160.Народные чтения, по его мнению, должны были проводиться нетолько на тему «неупотребления» алкоголя, но и на темы по медицине,гигиене, ветеринарии и животноводству. Вообще он стремился показать,что любая занимательная тема, которая также способна принести пользудля развития знаний в сфере повседневной жизни или о ведении хозяйства,была способна отвлечь народ от пьянства 161.Нельзя не отметить подход, рекомендованный И.
П. Мордвиновымдля организации чтений, очевидно, применявшийся им в просветительскойдеятельности довольно часто, иногда даже с некоторыми «перегибами». Онутверждал, что «среди деятелей всегда кто-нибудь выделяется, идет вперед,становится “душой”, берет на себя наиболее тяжелую часть. Другие, радиобщей пользы, должны по возможности облегчать работу вожака, немешать ему позабыть на время личные расчеты»162. Если обратиться кбиографииИ. П. Мордвинова,принаписанииземскихкалендарей-справочников и прочих трудов, предполагавших коллективное участие, оннередко вынужден был брать основное бремя работы на себя, либопопросту оказывался наиболее инициативным и деятельным участником 163.См.
там же: С. 80–83 и др.См. там же: С. 84–86.161Там же. С. 77, 78.162Там же. С. 87.163В этом плане можно указать на участие И. П. Мордвинова в издании журнала«Тихвинец», газет «Наш край» и «Тихвинские уездные ведомости», см. §3 главы 2 настоящейработы.159160163В роли лучших помощников при организации народных чтенийИ. П. Мордвинов выделял школьников, что вполне объясняет возможностьучастия его сыновей в этом процессе (в студенчестве они вместе с отцомработали в Петроградском институте внешкольного образования). При этомон считал важным применение вспомогательных наглядных пособий, чтообретало воплощение благодаря его увлечению живописью.
Он нередкосамостоятельно готовил наглядный материал для трезвенных чтений, как идекорации для народных спектаклей. Стоит отметить, что И. П. Мордвиновобладал чутьем к актуальным новейшим приемам в работе просвещения, атакжеоннередкоинтуитивноугадывалинамечалпередсоотечественниками круг научных проблем, требовавших скорейшегорешения во благо страны.Следует обратить внимание на его предложение о выборе и оценкематериалов, предназначавшихся для народных чтений.
Для началаучастники трезвенного кружка записывали и предлагали понравившиесякниги, статьи, а после коллективного прочтения избирались наиболееподходящие: после того, как к каждому произведению также задавалисьвопросы и проверялось понимание слушателями прочитанного им текста.Только тогда текст допускался к публичным чтениям164. Таким образом,И. П. Мордвинов считал необходимым учитывать интеллектуальные инравственные особенности и потребности участников.
В отдельныхизданиях и публикациях он представил образцы подобных работ по оценкематериалов для чтения. Кроме того, являясь сотрудником журнала «Трезваяжизнь», он публиковал статьи с отзывами о наиболее актуальнойтрезвенной литературе 165.Там же.
С. 89, 90.Данная рубрика о трезвенной литературе появилась в журнале «Трезвая жизнь» ссентября 1908 г., ее вел И. П. Мордвинов (см.: Мордвинов И. П. О книгах // Трезвая жизнь. 1908.№9. С. 121–128; 1909. №1. С. 107–113; №3–4. С. 107–114). Безусловно, опыт библиографическихобзоров, печатавшихся в журналах, в том числе обзоров антиалкогольной литературы, ужеимелся у И.
П. Мордвинова благодаря более ранним его подобным работам (см., напр.:Мордвинов И. П. Литературные заметки // Вестник трезвости. 1901. №75. С. 28–31).164165164К циклу народных чтений он относился как к последовательномупроцессу, а потому в качестве способа систематизировать чтения предлагалподбирать материалы так, чтобы они зачитывались по порядку, будучилогически связанными друг с другом в плане представления ими научныхсведений и нравственных идей 166.Сам способ выразительного чтения, по И. П.
Мордвинову, можноописывать так: «Чем более вкладывается в чтение жизненности и простоты,— тем лучше» 167.Вполне можно говорить о том, что он, как и в педагогике и музейномделе, был приверженцем передовых технологий в антиалкогольнойпропаганде. Для трезвенных лекций (а их он считал очень важными), по егомнению, обязательно требовался целый комплект наглядных материалов, втом числе световых картин, которые отображались на экране (полотне)благодаря световому фонарю (его также именовали «волшебным»фонарем).И.
П. Мордвиновнасобственномопытелектораубедилсявэффективности тех или иных способов подготовки и показа световыхкартин и в одном из очерков под названием «Трезвость и просвещение»рассказал об этом168. Он постоянно следил за новшествами в своем деле ипередал читателям составленные им библиографические списки поподготовке световых картин и фотографий.
Вероятно, работы В. В. Девеля—известногодеятелянародногообразования—вдохновлялиИ. П. Мордвинова на создание подвижного музея наглядных картин по егопримеру169. А общение с жителями г. Валка (Лифляндской губ.) позволилоему отобразить успехи местного общества трезвости, при котором былсоздан кружок фотографов-любителей, ставивший перед собой цельМордвинов И.
П. Трезвость и просвещение // Трезвая жизнь. 1905. №1. С. 90–92.Там же. С. 94.168Мордвинов И. П. Трезвость и просвещение // Трезвая жизнь. 1905. №3. С. 29–52.169Там же. С. 48, 49.166167165подобрать и составить коллекции картин по художественным оригиналамдля проведения общедоступных чтений170.ВсвоихработахИ.
П. Мордвиновсопоставлялдеятельностьпопечительств о народной трезвости и обществ трезвости. Первые онпредставлялкак«мертворожденноедитягосударственногобюрократизма»171. Его, безусловно, интересовала форма трезвеннойорганизации. Он видел будущее именно за теми формами, за которымистоял непосредственно народ, а в некоторых инициатива шла не со стороныгосударства, но «снизу». Он неоднократно указывал на то, что самгосударственныйконтрольнадобщественнымиструктурамиизатрезвенной деятельностью необходим, но недопущение к антиалкогольнойборьбе широких народных масс было для нее губительным.Он предлагал заменить попечительства и комитеты о трезвости приГосударственном совете на единый «Комитет народной трезвости».
Этобыл бы новый вариант правительственного аппарата, регулирующегоантиалкогольную деятельность. Он мог бы на научной основе проводитьстатистические исследования о детском и взрослом алкоголизме, овзаимосвязи несчастных случаев и пьянства. Кадры для «Академиитрезвости», помогающей данному комитету, состояли бы не только изчиновников, но наполовину — из ученых и представителей Церкви172.Каквидим,И. П. Мордвиновпредлагалцелыйпроектгосударственной организации трезвости нового типа.
В таких воззрениях оншелвпередимногихсвоихсовременников.Обществатрезвости,образовывавшиеся как частные организации, вели борьбу без какой-либокоординации действий между собой довольно долго.Там же. С. 49.Мордвинов И. П. Желательное дело // Трезвая жизнь. 1908. №5–6. С. 157. — Дебаты опопечительствах о народной трезвости шли в Государственной Думе, и необходимость ихупразднения ввиду того, что они не справлялись с задачами контроля над торговлей алкоголя илечения страдавших пьянством, ставилась под вопрос ([Б.
а.] Известия и заметки // Трезваяжизнь. 1909. №3–4. С. 68–70).172Мордвинов И. П. Желательное дело // Трезвая жизнь. 1908. №5–6. С. 157–163.170171166Тем не менее, в 1908 г. в журнале «Трезвая жизнь» появилосьобъявление АНОТ с просьбой к читателям присылать краткие сведения отех или иных известных им обществах и организациях трезвости и о мерахборьбы с пьянством в той или иной местности.