Диссертация (1146322), страница 34
Текст из файла (страница 34)
— Такие конвертики встречаются в собрании И. П. Мордвинова в АрхивеСПбИИ РАН, так что он действительно делился собственным опытом обращения с вырезками.Подробнее о библиографическом опыте И. П. Мордвинова см. §4 главы 2 настоящегоисследования. Картотека (или каталог) с конвертами была изображена в его работе «О том, каквознесенцы с вином воевали» (Мордвинов И. П. О том, как вознесенцы с вином воевали.
СПб.,1903. С. 107).101Например, он писал: «Над каждой вырезкой следует сокращенно помечать:1) Название газеты; 2) год; 3) №» (Мордвинов И. П. Как использовать старые журналы и газетыдля целей народного просвещения. С. 2).102Там же. С. 3.103Там же.99100149Заслуживают внимания плакатные библиотеки. Под ними в работахИ. П. Мордвиноваподразумевалосьобычноследующее.Врамусоткрывающимся стеклом наклеивали на листы злободневный, интересныйдля народа материал, и помещали ее в людном месте: у церкви, у школы,библиотеки, у волостной управы.
Такие листы регулярно менялись.Насущными для народа вопросами И. П. Мордвинов считал земельныйвопрос; по волостному земству, по вопросам народной трезвости, посудебным процессам и о народном образовании104. Ученый по природесвоей был талантливым систематизатором и обучал других собирать исохранять материал, который помог бы просветительству. Он желал, чтобыдеятели на местах проявляли энергию, употребляя его рекомендации 105.В 1918 г.
последовал его кратковременный арест, И. П. Мордвиновбыл задержан по ошибке и вскоре отпущен. В любом случае, и в этот год онпродолжал плодотворно работать и подготовил более подробное описаниетого, как необходимо было организовать образование для взрослых. Онпонимал, что все больше людей, получавших внешкольное образование,впоследствии работали в местных учреждениях: в советах, в отделах икомиссиях 106. И. П. Мордвинов писал: «Крайнюю надобность в знании,вероятно, многие члены волостных советов уже испытали лично на себе<...> в деревне возникают всякого рода артели, группы, производительныекооперации, для которых нужны понимающие, хотя бы немногоподготовленные люди»107.
С учетом потребностей времени, независимо отвида школы, воскресной, вечерней или дневной, он считал панацеейдополнительную школу упрощенного типа. Учеба в такой школе имела«обиходно-житейскую» направленность 108.Там же.Там же. С. 4.106Мордвинов И. П. Обиходно-житейская школа для взрослых // Наш край. №1. 1918.1 мая (18 апр.).
С. 3.107Там же.108Там же.104105150ПрименительноИ. П. Мордвиновккурсампредложилсвоюобщихшкольныхпрограммупопредметов,русскомуязыку,математике и естествознанию. Навыки, приобретаемые в ходе такого курса,действительно имели практическое применение. На уроках русского языкаи чтения крестьяне могли выбирать для себя необходимую информацию изпубличных чтений, а из уроков естествознания — сельскохозяйственныезнания и умения; математика давала практику в простейших измерениях напримере торговых счетов109. В качестве эксперимента он предлагал создатьпо одной школе указанного типа в каждой волости, преимущественно там,где были в наличии кадры учителей.
При этом он учитывал, что ввидупродовольственного кризиса учебные пособия на местах не выделялись, идля данного мероприятия требовалось дополнительное финансирование состороны государства в целях привлечения преподавателей110.В начале 1919 г. он стал работать в Петроградском институтевнешкольного образования, читал внешкольный курс по библиографии ируководил учебным музеем.
В 1919 г., после ухода из Института,И. П. Мордвинов читал в летнее время лекции на педагогических курсах вТихвине111. С 1919 по 1924 г. он преподавал на краткосрочных учительскихзанятиях в Череповце и Тихвине и вел дисциплину «Методы внешкольногообразования» в Тихвинском Педагогическом техникуме 112.В преподавании И. П. Мордвинов задействовал свои разнообразныеспособности — склонность к литературному творчеству и любовь крисованию.креативнымИспользуясовременнуюподходом:лексику,И. П. Мордвиновможноназватьстремилсяэтосделатьобразовательные материалы более наглядными, понятными, интересными, асамое главное, доступными для учеников разных возрастов. Пожалуй,этому принципу он был верен практически с самого начала своейТам же.Там же.111ЦГИА СПб.
Ф. 2253. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.112Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. С. 27.109110151педагогической деятельности и до конца жизни. Уже после его смерти, в1925 г. создавая о нем очерк, В. И. Равдоникас отмечал, что внешкольнаяработастаршегосоратника,приоценкесовременногоемупросветительского дела 1920-х годов, в методическом отношении попрежнему во многом являла собой образец для подражания113.§2.
Взгляды И. П. Мордвинова на вопросы борьбы за трезвость и егоантиалкогольные работыКак было сказано выше, несмотря на то, что И. П. Мордвинов преждевсегоизвестенкактихвинскийисторикикраевед,собирательмонастырских документов, особое значение он придавал педагогическойдеятельности. Вероятно, в связи с этим его увлекало не толькопреподавание для детей и взрослых, но и пропаганда среди самых широкихслоевнаселенияздоровогообразажизниитрезвости.«Вера,нравственность, просвещение, — вот основы, на которых покоитсятрезвость», — писал он114.Причем дети, как и старшее поколение, вполне могли усваиватьзнания о пользе трезвости из статей И.
П. Мордвинова, но, конечно же, вформе, адаптированной в зависимости от возраста читателей. Онрасценивал решение проблемы алкоголизма как задачу государственнойважности, так как «только в трезвенном государстве можно бытьспокойным за ненарушимость гражданских прав» 115.По вопросам трезвости неутомимый просветитель крестьян и рабочихнаписал более 50 отдельных книг и брошюр, а также свыше 300 статей 116.
В113114С. 154.115116Там же. С. 28.Мордвинов И. П. Железнодорожное общество трезвости // Трезвая жизнь. 1910. №8.Мордвинов И. П. Алкоголизм и школа // Трезвая жизнь. 1907. №6. С. 89.Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. С. 27.152СПбИИ РАН в собрании И. П. Мордвинова хранится довольно подробныйсоставленный им список собственных подготовленных вплоть до 1911 г.антиалкогольных трудов.
Этот список был опубликован в объявлении впервом номере журнала «Тихвинец»117. Более полный перечень работ отрезвости приведен в рукописном библиографическом списке всехсочинений И. П. Мордвинова за 1892–1918 гг.118.В«валкский»периодИ. П. Мордвиноввпервыеувлексяантиалкогольной пропагандой, что, по мнению некоторых исследователей,позволяло ему распространять социал-демократические идеи и вестиподпольную политическую деятельность119. В. И. Равдоникас считал, что вподавляющем большинстве антиалкогольных сочинений И. П. Мордвиноваистинные его взгляды были скрыты, так как он вынужден был выполнять«социальный заказ» церковников из АНОТ 120. Тем не менее, его горячаяприверженность идеям трезвости на протяжении дальнейшего жизненногопути позволяет говорить о том, что для него трезвенное просвещение оченьскоро стало вполне самостоятельным направлением для творчества.В дневниковых записях за 1899–1900 гг.
встречаем упоминания о том,что сам И. П. Мордвинов изредка все же выпивал (например, по случаюрождения первенца Антония121), однако, это не мешало ему участвовать вработе Валкского общества трезвости. Позднее в дневниках уже неговорится об употреблении алкоголя, время от времени внимание уделяетсяразмышлениям о трезвости.В 1906 г. И.
П. Мордвинов установил контакты с представителямиАНОТ и участвовал в издании журнала «Трезвая жизнь»122. Это ОбществоСПбИИ РАН. Ф. 89. Оп. 1. Д. 85. Л. 37; Тихвинец. 1914. №1. С. [30].См.: СПбИИ РАН. Ф. 89. Оп. 1. Д. 84.119Крупейченко И. П. Исаакий Петрович Мордвинов // Трудовая слава. 1986. 16 июля.117118С. 3.Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов.
С. 29.«Несмотря на свою нервозность, я выдержал характер и казался вполне спокойным,хотя этому в большей мере помогла водка» (ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 11).122Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. С. 11; также см.: Трезвая жизнь.1905–1917. — Журнал выходил с 1901 по 1917 гг. Как один из сотрудников редакции АНОТИ. П.
Мордвинов упоминается на страницах одного из его номеров ([Б. а.] К истории120121153являлось тогда крупнейшей подобной организацией в России. За годы своейдеятельности оно зарегистрировало более 200 тысяч членов-трезвенников,построилонесколькохрамов,организовалонесколькотысячбогослужебных и внебогослужебных бесед123, оказывало влияние на многиетрезвенные организации по всей стране124.И. П. Мордвинов считал, что всякое общество трезвости в идеалеявлялось универсальной формой внешкольной работы. Он видел в немклуб, народный дом, театр, библиотеку 125. Причем общество трезвости, всравнении с другими антиалкогольными организациями, по мнениюИ. П. Мордвинова, было не только самым распространенным способомборьбы за трезвость, но и наиболее эффективным в этом деле.Так, он писал, что разного рода «попечительства» о народнойтрезвости использовали только образовательные средства, не допуская приэтом народ в собственный состав.
Неоднократно И. П. Мордвинов указывална их вялое развитие и низкую продуктивность 126. Существовали и кружкиабсолютных трезвенников, создаваемые ими для самих себя, но влияния нанародные массы они опять-таки не оказывали.Напротив, церковно-приходские братства и общества трезвости,образованные при поддержке Церкви, при помощи проповедей и благодаряосознанно установленной цели воздействовать на многих людей, достигалинаилучшихрезультатоввантиалкогольнойпропаганде127.ЭтимИ. П.
Мордвинов объяснял свое внимание к подобным организациям. СредиВсероссийского Александро-Невского братства трезвости. Издание выборных АлександроНевского братства трезвости. Пг., 1916. С. 11).123Гусев Г. В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительногообразования (конец XIX–XX в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарногоуниверситета.