Диссертация (1146322), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Серия 4: Педагогика. Психология. Вып. 1 (16). 2010. С. 73.124[Б. а.] Отчет о деятельности Александро-Невского общества трезвости. За 1907-й год// Трезвая жизнь. 1908. №11. С. 117–123. — Также о деятельности АНОТ см.: [Б. а.] Отчет одеятельности Александро-Невского общества трезвости. За 1907-й год (Продолжение) // Трезваяжизнь. 1908. №12.
С. 97–106.125Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. С. 27.126Мордвинов И. П. Дело трезвости на Руси. Северный край // Трезвая жизнь. 1910. №7.С. 106.127Мордвинов И. П. Как открыть общество трезвости // Трезвая жизнь. 1909. №11. С.
35,36.154современных исследователей существует диаметрально противоположноемнение на этот счет. К примеру, И. Р. Такала заметно ограничиваетпонимание деятельности, а следовательно, и вклада церковных трезвенныхобществ в антиалкогольную пропаганду. 128 Именно светские организации,по ее мнению, открывали за счет большего количества средств приюты,лечебницы, чайные, столовые и прочие заведения, хотя при этом сама онаговорит о том, что таких успешных светских обществ было немного ибольшая часть трезвенных структур относилась к церковным 129.Напротив, И.
П. Мордвинов в своих работах неустанно подчеркивалположительное воздействие именно последних на личность любогочеловека 130 и призывал открывать общества трезвости повсеместно, прикаждом приходском городском или сельском храме 131, так как основнойэффект просветительского воздействия признавал за ними.Известнейшим деятелем, повлиявшим на открытие обществ трезвостипо всей России, был выдающийся педагог Сергей АлександровичРачинский (1833–1902). После первой волны 1850-х годов, когда по всейстране образовывались общества трезвости, а потом наступило затишье, онстал одним из первых, кто создал в 1882 г. новое общество трезвости в128С.
155.Такала И. Р. «Веселие Руси»: История алкогольной проблемы в России. СПб., 2002.Там же. С. 155, 156.Мордвинов И. П. Общества трезвости, руководимые духовенством, основы ихдеятельности и современная работа // Трезвая жизнь. 1910. №3. С. 263–282. — Особеннокрасноречива такая цитата И. П. Мордвинова: «В то время, когда за трезвость ломаются копья надумской трибуне, на кафедрах ученых обществ, на газетных страницах; когда, по-видимому,кипит горячая работа, сулящая народу что-то когда-то, — напрягающая все силы к поимкепроблематического журавля, <…> там, в глуши деревень, среди невежественного, косного,убогого крестьянства, без шума и блеска ширится и растет подлинная активная борьба салкоголизмом, влагающая в руки народа ту самую синицу, которая так нужна ему в настоящиймомент.
И дело этой, безусловно, значительной по результатам и размерам борьбы выносят насвоих плечах, руководимые служителями церкви, общества трезвости — те самые, бедныематериально, но богатые духовно общества, к которым, в силу некоторых досадныхнедоразумений и случайных исключений, так пренебрежительно относится большинствопредставителей современной интеллигенции» (Там же.
С. 263).131Мордвинов И. П. Дело трезвости на Руси. Северный край // Трезвая жизнь. 1910. №7.С. 101.129130155с. Татеве Смоленской губернии. По его примеру открывались затем новыеобщества в разных частях России132.В собрании И. П. Мордвинова сохранились 25 оригиналов писем отС. А. Рачинского к священнику Петру Белоцветову 1890–1899 гг.133 Впримечании, написанном рукой владельца этой коллекции, значится, что в1904 г.
письма первоначально были переданы в редакцию АНОТ вПетербурге, а по прекращении его деятельности остались у сотрудникаредакции И. П. Мордвинова134. Судя по всему, он, понимая ценностьпопавших к нему писем, собирался направить их в рукописное отделениеРоссийскойпубличнойбиблиотеки 135.Приэтомпредварительнособственноручно сделал копии некоторых из них, дойдя до 22 ноября1890 г., но в итоге и оригиналы, и копии И. П. Мордвинова сохранились вСПбИИ РАН. В их числе — письмо Петра Белоцветова из с. Щербово136.Оно представляет собой рассказ об открытии общества трезвости (вс.
Щербово) благодаря помощи С. А. Рачинского. По содержанию этописьмо воспринимается как предисловие к остальным посланиям, которые,вероятно, вместе с ним должны были быть опубликованы АНОТ в одном изего изданий. Однако известны другие письма С. А. Рачинского, изданные в1899 г., 1903 и 1904 гг. 137, а переписка с Петром Белоцветовым в печатномвиде пока не найдена.Благодаря щепетильному подходу И. П. Мордвинова к хранениюписьменных источников до нас дошли и другие ценные материалы,связанные с историей борьбы за трезвость в России. Сохранение этихГусев Г. В.
Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительногообразования (конец XIX–XX в.). С. 64, 65. — О С. А. Рачинском см. также, напр.: [Б. а.]С. А. Рачинский // Трезвая жизнь. 1905. №12. С. 85–117.133СПбИИ РАН. Ф. 89. Оп. 1. Д. 7. Л. 3–53.134Там же. Л. 2. — Об издательской деятельности АНОТ подробно см.:Спиридонова Е. К. Издательская деятельность Александро-Невского общества трезвости //Вестник Русской христианской гуманитарной академии.
2015. Т. 16. Вып. 4. С. 291–296.135СПбИИ РАН. Ф. 89. Оп. 1. Д. 7. Л. 1.136Там же. Л. 55–58.137См.: Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М., 1899; ПисьмаС. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. 2-е изд. Казань, 1903; [ПисьмаС. А. Рачинского / Сост. С. Казанский]. СПб., 1904.132156источников также позволяет говорить о важной просветительской ролиИ. П. Мордвинова как борца за трезвость.Его размышления о вреде алкоголя и о распространении пьянства встране остались на страницах дневников, а также, безусловно, в егопубликациях. Они основывались на личном опыте И.
П. Мордвинова138. Вего дневнике за 1900 г. встречаем рефлексию на эту тему: «Громадноебольшинство алкоголиков стало таковыми благодаря приобретенному илиунаследованному бессилию воли, которое в свою очередь является прямымследствием угнетения духа. Почему пили и пьют выдающиеся, передовыелюди? вполне сознающие, конечно, ужасающий вред опьянения? В силуугнетения духа. Условия среды, эпохи, общественного строя угнетали их,парализировали их духовные силы, не давали последним действовать впотребном направлении, — и в результате получилось пьянство,позволяющее человеку забыть все невзгоды, обиды, и томительные болинеудовлетворенного бытия» 139.В журнале «Трезвая жизнь» подобные высказывания получатдальнейшее развитие. В них, помимо трезвенных идей, отразилосьмировоззрение И.
П. Мордвинова, его отношение к тому, как человекдолжен строить свою жизнь и бороться с пороками. Подобныеразмышления ученого опровергают мнение, будто И. П. Мордвинов пришелк пропаганде трезвости и к работе в трезвенных обществах лишь для того,чтобывестивоззренийподпольноесредираспространениерабочих 140.Имвсоциал-демократическихпервуюочередьруководилаК своему опыту И. П. Мордвинов апеллировал постоянно и использовал его какоснову для рассуждений. «Если я, положим, прожил в деревне 20 лет, близко видел и ощущалдеревенскую пьяную разруху — пропой мирских денег и имущества, от полевых участков додеревенского быка включительно, пропой урожая, заработка, имущественного инвентаря, — томое личное убеждение в том, что народ беднеет от пьянства, не может быть неискренно: этоубеждение навязано мне самою жизнью, навязано очевидностью, и я не могу от негоосвободиться» (Мордвинов И. П.
Правда та и эта // Трезвая жизнь. 1908. №5–6. С. 149).139ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 16об., 17.140И. П. Крупейченко так сообщал о жизни И. П. Мордвинова в 1890-е годы влифляндском г. Валке: «Рабочие по ночам собирались на квартире Исаакия Петровича,находившейся возле больших железнодорожных мастерских. Они рассаживались на полу,слушали, как хозяин читает что-либо из вновь поступившей литературы. Потом вели горячие138157приверженность гуманистическим ценностям, не прагматизм и тщеславие,но сопереживание общенародным проблемам и задачам.
Вопросы трезвостиорганично вплетались в решаемый им круг проблем, среди которыхпросвещение народа занимало далеко не последнее место.Об этом, в частности, он писал: «Тоска культурного человека — этохорошая, высокая тоска. Тоска от бледности жизни, от далекости от насидеала, от нашей слабости, от ширины людского горя, той жизнибеспросветной нищеты и плохо оплачиваемого тяжкого труда, на которуюобреченобольшинствочеловечества,отхолодностисчастливыхвзысканных судьбою к тем, кого жизнь обошла, тоска, может быть, у иныхпо небу и по отдаленности рая.
И вот, неужели эту высокую тоску можноутопить в вине? Для разрешения ее есть один только верный путь: делайтедобро. Если жизнь кажется вам ужасной, злой и уродливой — делайте еевокруг себя красивой, благой и справедливой. Мы не можем быть, сколькобы мы ни тосковали, тем рычагом, который разом повернет жизнь на новыйпуть. Но всякий из нас может и должен ее украшать» 141.споры. И часто прямо отсюда в 6 часов утра по гудку отправлялись на работу.
Чтобы расширитьпропаганду, Мордвинов попытался использовать нелегальные средства. Из рабочих организацийтогда допускались лишь общества трезвости (курсив наш. — Е. С.). Такое общество и открыл вВалке Исаакий Петрович. Его деятельность, разумеется, выходила далеко за рамкинаименования. Так, под формой прогулок общество устраивало в лесу празднование 1 Мая»(Крупейченко И.