Диссертация (1146283), страница 92
Текст из файла (страница 92)
Однако уархипастырянетцаря-мучителя,аестьтолькоблагочестивыйцарь.Владыкадалдополнительное обоснование мысли Волоколамского игумена о подчинении поданныхрусскому правителю. При этом, в отличие от Иосифа Волоцкого, митрополит Даниил допускалвозможность неповиновения не только мучителю-тирану, но и праведному государю, еслипоследний приказывал подвластному человеку совершить какой-либо «душевредный»поступок. По мнению владыки, безоговорочно подчиняться власти следовало только в томслучае, когда она действовала по Божьей правде и закону.
Нами также установлено, что в своихпроизведениях владыка Даниил, в отличие от Волоколамского игумена, затрагивал вопросы,связанные с разными отраслями государственного управления.В диссертационной работе установлено, что старец Филофей обосновал идею о«самодержавной» власти светского правителя, отраженную в его посланиях Василию III, ИвануIV и великокняжескому дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину. Для характеристики представленийпсковского книжника о полномочиях государя нами также было привлечено «ПосланиеФилофея во Псков в беде сущим и утешительное послание к опальному вельможе», котороенекоторые исследователи приписывали Сильвестру.
Использование этого источника позволилоболее полно выявить сходство представлений псковского книжника о великокняжеской властис идеями его современников Иосифа Волоцкого, митрополита Даниила, Максима Грека и Ф.И.Карпова. В диссертации установлено, что, по мнению старца Филофея, московский «царь» как«броздодержатель святых Божиих престолъ» должен был управлять государством по заповедямВсевышнего, защищать православную веру и церковь от еретиков, соответствоватьопределенным христианским требованиям: 1. быть щедрым, милостивым, человеколюбивым,313защищать «обидимых» и «менших» подданных от притеснителей; 2.
следить за соблюдениемподвластными людьми канонических правил; 3. заботиться о морально-нравственном обликепаствы и об искоренении в обществе пороков.В диссертационной работе было установлено, что Спиридон-Савва и автор «Сказания окнязьях владимирских» обосновали идею о верховной власти светского правителя. Намидополнительно аргументировано употребление Спиридоном-Саввой предикатов «вольныйсамодержец» и «царь» по отношению к Василию III. В диссертации сделан вывод о том, чтоприменение этих титулов к великому князю Московскому было связано не только спотребностямивнутреннейивнешнейполитикиРоссии,нотакжеобъяснялосьэсхатологическими представлениями автора «Послания о Мономаховом венце», которыйрассматривал русского государя как защитника православной веры, призванного Всевышнимстать спасителем вверенных его попечению подданных в день Страшного Суда.
Во второйчасти «Послания о Мономаховом венце» – Родословии литовских князей – Спиридон-Савва,исходя из соображений внешней и внутренней политики единого Русского государства, указална низкое происхождение великих князей Литовских. В «Родстве великих князей литовских»тверская и литовская линии этого произведения с политической точки зрения являлисьцентральными и были одинаково принципиальны для Московского великокняжеского двора. Вдиссертации сделан вывод о том, что в «Послании о Мономаховом венце» и в «Сказании окнязьях владимирских» была сформулирована идея о высоком международном статусерусского правителя. При этом во втором памятнике более четко прослеживается линияпреемственности власти великих князей Владимирских от киевских, а от них – к московскимправителям.Комплексное исследование «Слова похвального» Василию III позволило нам датьвсесторонний анализ представлений написавшего его публициста о природе, целях, значении иобязанностях верховной власти светского правителя в России.
В процессе исследования этогопроизведения мы пришли к выводу о том, что можно расширить его источниковую базу.Сопоставление уподобления Василия III Константину Великому, Владимиру Святому исолнечному светилу, наделение великого князя Московского качествами библейских пророковв тексте памятника с произведениями русской книжности позволило нам выявить новые, посравнению с указанными в историографии, источники «Слова похвального», такие как:«Память и Похвала князю Владимиру» монаха Киева-Печерского монастыря Иакова, «ЖитиеАлександра Невского», «Слово о житьи и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича»,«Слово похвальное» о великом князе Тверском Борисе Александровиче инока Фомы,«Послание на Угру» архиепископа Ростовского Вассиана, «Извещение о пасхалии на осьмуютысячу лет» московского митрополита Зосимы, 16-е слово «Просветителя» и Послание314Василию III о еретиках Иосифа Волоцкого, Послание великокняжескому дьяку М.Г.
МисирюМунехину старца Елеазарова монастыря Филофея, «Главы поучительные начальствующимправоверно» и «Слово о правде и милости» Максима Грека. В диссертации также выдвинуттезис о сходстве представлений о великокняжеской власти автора «Слова похвального» сидеями его современников Иосифа Волоцкого, митрополита Даниила, старца Филофея,Максима Грека и Ф.И. Карпова свидетельствует о том, что публицист пользовался широкимкругом памятников современной русской книжности.
Нами установлено, что применениетитула «белый царь» к великому князю московскому было связано с представлениемпублициста о суверенным статусе русского правителя, наделенного Всевышним обширнойвластью и сакральными качествами монарха. В диссертации обоснован вывод о том, чтокнижник считал Василия III самодержавным, благочестивым «царем», покровителем,защитником православной веры и Русской Церкви от еретиков, государем, обладавшимнабором положительных морально-нравственных качеств, являвшимся благодетелем для своихподданных и гарантом стабильности и правопорядка внутри страны.Вдиссертацииполучилавсестороннееобоснованиемысль,высказаннаяВ.Е.Вальденбергом, о гармонии двух начал, светского и духовного, в представлениях МаксимаГрекаоб«истинном»управлениивПравославнойдержаве.Намидополнительноаргументирован тезис о том, что идея о симфонии «священства» и «царства» стала базисом длявсех последующих теоретических построений афонского старца о власти русского государя.
Впублицистике Максима Грека с идеей о богоустановленности светской власти верховногоправителя тесно связан вопрос о понятии «истинного царя», разработанный в византийскойполитической литературе. Мы обосновали вывод о том, что идеалом Святогорца являлсяблагочестивый,воспитанный,образованный,милостивый,щедрый«самодержец»,управляющий государством по заповедям Всевышнего, заботящийся о своих подданных,учредивший в стране справедливый суд и поборовший в себе пагубные страсти.
Нами былоаргументировано положение о представлении Максима Грека о необходимости создатьсословно-представительную монархию, органично вписанную в систему управления единогоПравославного царства во главе с великим князем Московским. В диссертации акцентировановнимание на том, что афонский старец разработал модель всемирно-исторического развитиячеловечества, которая представлялась ему вереницей смены царств, а Русское государствоявлялось завершающим этапом в этом процессе.
Впервые в историографии обоснованоупотребление Максимом Греком термина «царь» по отношению к Василию III, официальноэтого титула не имевшего. В диссертации установлено, что применение этого предиката кмосковскому государю указывало на исключительный статус русского правителя вправославном мире, его высокое происхождение как правнука византийского императора315Мануила II, а также вызвано стремлением афонского старца создать всемирное ПравославноеЦарство, в котором политическим и церковным центром должен был стать Константинополь.Также нами был обоснован вывод о новизне и большом значении для русской общественнополитической литературы программы наставлений для молодого царя Ивана IV, разработаннойМаксимом Греком.В диссертационной работе дополнительное обоснование получил тезис о влиянии напредставления публициста идей греческого философа Аристотеля, римского писателя ПублияОвидия Назона и отреченной книги «Тайная Тайных». В процессе исследования «Посланиямитрополиту Даниилу» мы пришли к выводу о том, что можно расширить источниковую базуэтого произведения.
Нами был выдвинут тезис о том, что в этом памятнике прослеживаютсяидеи Платона, византийских государственных и духовных деятелей (императора Юстиниана I,Петра Патрикия, кесаря Василия I, Феофилакта Болгарского и др.), законодательного памятникаЭклоги, богослова Максима Исповедника, а также «Слова о законе и благодати» киевскогомитрополита Илариона.
В диссертационной работе мы также выявили сходство представленийФ.И. Карпова о моральной ответственности государя перед Всевышним со взглядами на этотвопрос Иосифа Волоцкого и митрополита Даниила. Нами было высказано предположение отом, что боярин разделял мысль старца Елеазарова монастыря Филофея о Русском государствекак о наследнике величия и религиозного значения библейского Иудейского царства.