Диссертация (1146187), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Предполагалось, что усиление войсковых средств даннойсуммой позволит войску обойтись в ближайшие годы без поддержки казны, кпомощи которой ежегодно прибегало войско. Но всякий раз этот проектотклонялся Сенатом4. С началом Первой мировой войны данные попытки былизатруднены, и последний законопроект был подан в Государственную Думу в1916 г. В ходе рассмотрения Бюджетная комиссия Думы не согласилась с тем, чтоподушная подать была наложена на казаков ошибочно, и утверждала, чтопривлечение было вполне правомерным.
Таким образом, эта позиция Бюджетнойкомиссии вернула спор различных ведомств на исходные позиции, несмотря натот факт, что в 1905 г. законодательно была признана ошибочность наложенияданного сбора на забайкальских казаков. В конечном счете, исходя из мнениякомиссии, Государственная Дума отклонила законопроект и сумма так и не былавозвращена казакам, несмотря на их бедственное материальное положение.Таким образом, дальневосточное казачество во второй половине XIX –начале XX вв. выполняло целый ряд самых разнообразных повинностей, которыесистемно входили в понятие «полевой» и «внутренней» службы.Одной из самых обременительных казачьих повинностей была воинскаяслужба, тяжесть которой на Дальнем Востоке была значительно выше, чем вдругих регионах страны.
Она отнимала у казаков огромное количество сил ивремени, а условия ее несения в регионе были крайне тяжелыми.РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 526. – Л. 9.РГИА. Ф. 1276. Оп. 8. Д. 591, 434. – Л. 1.3РГИА. Ф. 1278. Оп. 6. Д. 1039. – Л. 2.4РГВИА. Ф. 1468. Оп. 2. Д. 451. – Л. 105.12107Заслужбуказакинеполучаликаких-либоокладныхденегилипродовольственного пайка, что хоть как-то могло бы компенсировать ихтрудозатраты и способствовать улучшению уровня жизни.
Наоборот, воинскаяповинность требовала от казаков значительных денежных затрат, связанных,прежде всего, с приобретением всего военного снаряжения и строевого коня, отчего регулярные части были освобождены.Вместо этого, в качестве, своего рода, компенсации за службу, казаки имелиправо пользоваться землей, но в таком случае благосостояние казачьих хозяйствзависело исключительно от труда самих казаков. А они, тем временем, по долгуслужбы были вынуждены часто и на продолжительное время отрываться от своиххозяйств, что крайне пагубно сказывалось на экономическом положении казаков.Особенно сильно это стало сказываться в начале XX в., когда за относительнокороткий промежуток времени дальневосточные казаки приняли участие в сериииз трех войн, в результате которых практически все трудоспособное мужскоенаселение после проведения мобилизаций было поставлено под ружье, что вконечном итоге привело к тому, что многие казачьи хозяйства пришли в упадок.Помимо воинской службы казаки Дальнего Востока были обязанывыполнять огромное количество самых разнообразных натуральных повинностей,которые также были крайне обременительными и отнимали много сил, времени исредств.При этом необходимо отметить, что тяжесть всего набора повинностей вдальневосточных казачьих войсках была зачастую значительно выше, чем востальных войсках России.
Это касается как воинской службы, условияпрохождения которой на Дальнем Востоке были намного жестче, так инатуральныхповинностей,чьечислоиобременительностьпревышалианалогичные подати других войск.Ещеоднойпривилегиейдальневосточныхказаков,какидругихпредставителей казачества, за исполнение всех этих обязанностей являлосьосвобождение от уплаты подушной подати и других денежных платежей. Однакона практике это было не всегда так. К примеру, Забайкальское войско в результате108ошибки в течение 30 лет было вынуждено платить подушную подать, а после ееотмены выплаченные казаками деньги так и не были возвращены. Одновременно,в рассматриваемый период многие натуральные повинности дальневосточногоказачества были переведены государством в денежную форму, в результате чегоместное казачье население, по сути, было обязано нести денежные платежи,которые, однако, продолжали называться натуральными податями.Государство, осознавая, что такой объем повинностей был тяжкимбременем для дальневосточного казачества,которые, к тому же, ещенакладывалась на крайне слабые в экономическом смысле казачьи хозяйства, врассматриваемый период взяло курс на постепенное облегчение груза податей.В связи с тем, что воинская повинность дальневосточного казачества немогла быть отменена полностью ввиду того, что это лишало внутренней логикиего существования, так как дальневосточные войска и были созданы именно сцелью обороны границ, государство пошло по пути постепенного облегченияусловий службы и сокращения ее сроков.
Тем не менее, не смотря на все усилия иизменения законодательства в военной сфере, правительству не удалоськардинально изменить ситуацию с воинской повинностью к лучшему. К тому жеспецифика региона не позволяла предпринять все возможные меры длязначительного облегчения службы местных казаков.Одновременно, государством был взят курс на постепенное облегчениеотбывания и снятие наиболее обременительных натуральных повинностей.Однако и здесь не удалось коренным образом переломить ситуацию. Во-первых,полностью были упразднены только самые незначительные из этих повинностей.А во-вторых, многие из этих общественных податей не были полностьюотменены, а были просто переведены из натуральной формы в денежную, что неявлялось значительным послаблением.
Большинство же повинностей так и былисохранены и продолжали выполняться в прежнем виде.Такимобразом,врассматриваемыйпериодсистемаповинностейдальневосточного казачества, несмотря на различные государственные меры, небыла существенно облегчена, и это накладывалось на крайне тяжелое109экономическое положение местного казачества, сложившееся в данное время. Этопривело к тому, что к началу XX в.
многие из представителей дальневосточногоказачества стали тяготиться своей сословной принадлежностью и, прежде всего,обязанностями, с нею связанными.2.2. Переселенческая политика правительствав отношении дальневосточного казачестваво второй половине XIX – начале XX вв.На протяжении долгого времени население восточных окраин Россииоставалосьотносительнонемногочисленным.ОсобенноэтокасалосьДальневосточного региона, крайне удаленного от наиболее густонаселенных ипромышленно развитых районов Центральной России.
К этому добавлялось и тообстоятельство,чтотерриторииПриамурьяиПриморья,окончательноприсоединенные к России только в 1858-1860 гг. в результате заключения сериидоговоров с Китаем, к тому моменту были крайне слабо заселены, а русскоенаселение в этих областях отсутствовало в принципе.В результате, во второй половине XIX – начале XX вв. правительствоРоссии приступило к реализации целого пакета мер, направленных на увеличениеобщей численности русского населения края.
Как отмечал в 1858 г. ВторойСибирский комитет, «вопрос о заселении Приамурского края есть вопроспервостепенной важности. Усиление там населения существенно необходимо дляразвития огромных материальных сил края. Без этого вновь присоединенныйбогатый край не принесет той пользы, которую от него вправе и ожидать, итребовать Россия»1.Основной составляющей данного плана было направление на ДальнийВосток переселенцев из более густонаселенных регионов страны, прежде всего,из европейской части. Происходило это за счет двух основных колонизационныхпотоков переселенцев – крестьянства и казачества. При этом крестьянские1РГИА.
Ф. 1265. Оп. 7. Д. 240. – Л. 40об.110переселения были нацелены исключительно на увеличение хозяйственногопотенциала региона, тогда как казачьи переселения, являвшиеся составной инеотъемлемой частью данного общего курса по увеличению русского населениякрая, имели еще и другую, не менее важную цель.Дело в том, что казаки, так же, как и крестьяне, могли выполнять функциюхозяйственного освоения новых земель и введения их в хозяйственный оборот,чем решалась государственная задача по колонизации края. Но вместе с этим,казачество являлось еще и военной силой и, соответственно, могло одновременновыполнять функцию обороны новоприобретенных земель, тогда как местныекрестьяне справиться с данной задачей не могли ввиду того, что они былиосвобождены от несения воинской повинности. Иными словами, переселениемказаков на Дальний Восток государством решалась как задача повышенияхозяйственного потенциала региона, так и его военного потенциала в связи сувеличениемобщейчисленностивооруженныхсилвкрае.Последнееобстоятельство было особенно актуально в свете того, что регулярные воинскиесоединения этой восточной окраины к середине XIX в.
были еще относительномалочисленны, в связи с чем роль основного защитника новоприобретенныхземель Приамурья и Приморья, границы с Китаем и всего Дальневосточногорегиона в целом в этот период была возложена государством именно на казаков.По этим причинам, учитывая, что, как и все население восточных окраинРоссии в целом, казачество региона к середине XIX в. было весьманемногочисленным, на протяжении второй половины XIX в. государство провело3 масштабных централизованных переселения казаков на Дальний Восток сцелью увеличения их численности.Первое казачье переселение на Дальний Восток страны было осуществленов 1855-1862 гг.
и имело под собой три основные задачи: а) заселить новыетерритории по Амуру и Уссури, обеспечив их оборону и хозяйственное освоение;б) составить контингент для образования нового казачьего войска в регионе –Амурского; в) увеличить общую численность казачьего населения края. Первыедве задачи были решены путем переселения на Амур и Уссури забайкальских111казаков, а третья – переселением и включением в состав как Забайкальского, так иАмурского войск штрафованных нижних чинов из гарнизонных батальоноввнутренней стражи, расквартированных в европейской части страны1.Переселение казаков на Амур из Забайкалья началось сплавом коннойсотни, которая по прибытии на место основала на одном из островов вблизиМариинского поста станицу Сучи, которая стала первой казачьей станицей,основанной на территории Приамурья и Приморья во второй половине XIX в. В1856 г.
часть конной казачьей сотни была переселена с нижнего Амура на р.Бурею, куда в том же году прибыли и семьи казаков для постоянного проживания.В дальнейшем, эти казаки вошли в состав конной части Амурского войска, аоставшиеся в станице Сучи – пешей2.Переселение же основной массы казаков Амурского конного полка ибудущего Амурского войска началось в 1857 г. Оно проводилось на следующихусловиях: им заранее подбиралось удобное в сельскохозяйственном отношенииместо для жительства с лесом, который был необходим как строительныйматериал для постройки домов и в качестве топлива.