Диссертация (1146187), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Поположению 1889 г. они были разделены на 3 участка: в Полтавский и ПлатоноАлександровский участки входили одноименные станичные округа, а вУссурийский участок – Казакевичевский и Козловский округа. Управление всемиокругами осуществлялось в соответствии с Положением об общественномуправлении в казачьих войсках, утвержденном Александром III 3 июня 1891 г.3В 1899 г.
Козловский станичный округ в связи с увеличением своегонаселения был разделен на два: Козловский и Донской. На тот момент в 50поселках и станицах войска проживало 1523 семьи и 12 293 чел. В связи с этимРГИА. Ф. 1149. Оп. 11. Д. 41. – Л. 3-6.Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. XXV. – СПб., 1890. – С.438-439.3ПСЗ.
Собрание – 3. Т. XI. 1891. № 7782. – СПб., 1894.1281войско могло уже выставить больше строевых частей, поэтому пешийполубатальон был переформирован в Уссурийский конный казачий дивизион1.В середине 90-х гг. XIX в. некоторые изменения произошли и в Амурскомказачьем войске. В 1895 г. был упразднен округ пешего казачьего полубатальона,а его территория и население были присоединены к округу конного полка. Наначальника единого округа, которым стал командир Амурского конного полка,была возложена обязанность по заведованию всем населением войска вполицейском и административном отношениях. В том же году округ был разделенна три полицейских участка. Что же касается общественного управленияАмурского войска, то в конце XIX в.
оно состояло из 10 станичных округов2.Последние преобразования второй половины XIX в. в казачьих войскахДальнего Востока произошли в 1898 г. Командиры строевых частей былиосвобожденыотобязанностейокружныхначальниковпозаведованиюнаселением Амурского и Уссурийского казачьих округов. В связи с этимуправление Амурским казачьим округом было возложено на войсковоеправление3. В Уссурийском войске в том же 1898 г. образовалось свое войсковоеправление, аналогичное Амурскому и подчиненное Приморскому губернатору, ккоторому и перешло заведование Уссурийским казачьим округом4.Таким образом, вторая половина XIX в. вошла в историю Дальнего Востокакак период, когда здесь было создано сразу три самостоятельных казачьих войска– Забайкальское, Амурское и Уссурийское.
Формирование на восточной окраинестраны этих войск и их последующие переформирования и многочисленныеструктурныеизмененияподтверждаюттотфакт,чтовэтотпериоддальневосточное казачество окончательно вошло в орбиту государственнойполитики как особо важная в рамках региона и страны в целом группа населения.Еще одним ярким подтверждением этого могут служить и визитывенценосных особ на Дальний Восток, которые были нехарактерны дляРГИА.
Ф. 1290. Оп. 4. Д. 483. – Л. 1.РГИА. Ф. 1149. Оп. 12. Д. 27. – Л. 1-8.3РГИА. Ф. 565. Оп. 1. Д. 353. – Л. 2-6, 19.4РГИА. Ф. 1149. Оп. 12. Д. 131. – Л. 3, 7.1282предшествующих периодов, но с созданием дальневосточных казачьих войскстали регулярными. Эти визиты давали возможность высшим государственнымдеятелям и членам императорской фамилии лично проинспектировать новыеказачьи войска и ознакомиться с состоянием местного казачества. Одновременно,это позволяло продемонстрировать местному казачьему населению, что, несмотряна удаленность этой восточной окраины от центральной России, они являютсяважной частью населения страны, и правительство «знает об их существовании» иоб их нуждах, осознает стратегическое значение для страны казачьих войскДальнего Востока.Так, в 1873 г.
дальневосточные войска посетил великий князь АлексейАлександрович, в 1887 г. – великий князь Александр Михайлович, а в 1891 г. –наследник престола Николай Александрович. Последний визит имел особоезначение, так как престолонаследник одновременно являлся августейшиматаманом казачьих войск1, то есть атаманом всех казачьих войск России. Этапочетная должность была впервые введена Николаем I в 1827 г., когда онназначил на нее наследника престола цесаревича Александра. 2 марта 1881 г.атаманом всех казачьих войск был назначен цесаревич Николай2.
В 1890 г.Николай Александрович предпринял кругосветное путешествие, а на обратномпути в 1891 г. посетил ряд казачьих войск, в том числе Уссурийское иЗабайкальское войска. Это было первое посещение особой такого высокого рангаказачьих войск восточной окраины России3.Таким образом, дальневосточное казачество в XVII-XIX вв. прошлодлинный путь своего эволюционного развития. В процессе открытия, заселения ихозяйственного освоения восточных окраин страны оно вместе с казачествомдругих регионов России трансформировалось из небольшой социальной группы вобособленное от основной массы населения сословие.
Однако до середины XIX в.Коваленко А.И. Казачество восточных окраин России: харизматический компонент вментальности // Казачество Дальнего Востока России во второй половине XIX – XX вв.:сборник научных статей. – Хабаровск, 2006. – С. 9.2Иванов В.Д., Сергеев О.И. Указ. соч. – С. 32-34.3Василевский В.И. Указ. соч. – С. 18-21.183дальневосточное казачество так и не имело должного организационногооформления в виде войска и еще полноценно не вошло в орбиту государственнойполитики. Правительство рассматривало местных казаков лишь как удобноеорудие для исследования новых земель, расширения границ, введения в русскоеподданство местного населения, добычи пушнины, заселения новых территорий,их хозяйственного освоения и защиты.Тем периодом, когда в отношении дальневосточного казачества понастоящему стала активно проводиться государственная политика, стала втораяполовина XIX в.
К этому времени дальневосточное казачество значительноувеличилось численно и достигло возможности своего организационногооформления, что выразилось в формировании Забайкальского казачьего войска.Однако войско было создано не только за счет потомственных русскихказаков, проживавших в регионе уже значительное время. Состав войска активнопополнялся и за счет других немаловажных источников. Прежде всего,значительную часть его населения, особенно в первые годы, составляли выходцыиз местных инородцев, прежде всего буряты и тунгусы, которые и впредшествующие периоды активно привлекались правительством для охраныграницы. Вместе с этим, в войско вошли и представители других социальныхслоев, которые переводились в казачье сословие и составили существенную долювойскового населения. Поэтому с самого начала существования казачьих войск наДальнем Востоке основу их населения составляло не коренное казачество, анововведенные в войсковое сословие казаки в первом поколении, не обладавшиеусвоявшимися казачьими традициями и стремлением к вольнице.Окончательное присоединение к России Приамурья и Приморья открылоновую страницу в истории дальневосточного казачества – на этих землях былисозданы еще два казачьих войска – Амурское и Уссурийское.
Это требовалось длязакрепления за Россией новоприобретенных территорий и образования здесьзначительной военной силы, способной защитить регион и границы страны, атакже наладить хозяйственное освоение новых земель. Одновременно это84ознаменовало окончательное вхождение дальневосточного казачества в орбитугосударственной политики.Все три войска объединяла общность происхождения, так как Амурскоевойско взяло начало от Забайкальского, а, в свою очередь, Уссурийское – отАмурского. Также они были взаимосвязаны между собой относительнойгеографической близостью и единством выполняемых задач по защите ихозяйственному освоению восточных окраин страны.
Также эти три войскаподчинялись единому органу – Приамурскому генерал-губернатору, которыйявлялся атаманом, так называемых, Приамурских казачьих войск, которыми онивсе вместе и являлись.По мере своего развития к началу XX в. дальневосточное казачествопредставляло собой уже значительную военную силу не только в рамках региона,но и страны в целом. Тем не менее, до рубежа веков местные казаки непринимали широкого участия в крупномасштабных военных конфликтах,ограничиваясь задачей защиты границы. Тем временем, когда военный потенциалдальневосточных казачьих войск был использован государством в полной мере,стало начало нового столетия.Вместе с этим, значителен был хозяйственный и колонизационныйпотенциал дальневосточного казачества, поскольку местное казачье население иих хозяйства во многом являлись основой развития региона и его благосостояния.85Глава 2.
Государственная политика в отношениисоциально-экономического положения дальневосточного казачестваво второй половине XIX – начале XX вв.2.1. Система повинностей дальневосточного казачестваво второй половине XIX – начале XX вв.Основной обязанностью российского казачества во второй половине XIX –начале XX вв., так же как и во все предшествующие периоды, являлась воинскаяслужба.