Диссертация (1146187), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Вместе с тем не менее важным было и то, чтоказаки являлись основой русского населения края.Таким образом, в условиях региона казачество являлось идеальнойколонизационной силой, которая могла как весьма успешно нести службу поохране границы и защите региона, так и осваивать новые территории, вводить вхозяйственныйоборотзначительныеземельныеплощадииразвиватьинфраструктуру.
Еще одним аргументом в пользу казаков было и то, чтостоимость содержания казачьих частей на востоке страны, в сравнении состоимостью содержания регулярных частей аналогичной численности, былакрайне мала, так как казаки всем необходимым обеспечивали сами себя.Тем не менее, несмотря на все это, к середине XIX в. казачество восточныхокраин страны по-прежнему оставалось разобщенным, не имело должнойорганизации, не было сведено в какие-либо крупные военные единицы и былоразбросано по огромной территории.Ясно осознавая, что подобная ситуация не соответствует интересам регионаи России в целом, Н.Н.
Муравьев сразу после своего назначения на должностьгенерал-губернатора Восточной Сибири предложил создать восточнее Байкаласамостоятельное казачье войско (см. Приложения 1, 2). Оно должно было бытьсформировано из пограничных казаков (за исключением дислоцированных вТункинскомотделениизападнееБайкала),Забайкальскогогородового,68тунгусского и бурятских казачьих полков, всех станичных казаков Забайкалья и,кроме того, горнозаводских крестьян при Нерчинских заводах, находящихся всобственности императорской фамилии1.
Данные горнозаводские крестьянеявлялись потомками ссыльных донских, запорожских и яицких казаков,участвовавших в событиях на Яике и Пугачевском восстании, и которые после ихподавления были выведены из казачьего состояния и зачислены в горнозаводскиекрестьяне. Включение в войско этой категории населения объяснялось остройнехваткой представителей казачьего сословия в регионе.Предложение Н.Н. Муравьева о создании Забайкальского казачьего войскабыло одобрено в 1851 г. Формирование нового войска, первого на восточныхокраинах страны, произошло в два этапа: 17 марта было утверждено положение оконной части войска2, а 21 июня – о пешей3.Конная часть войска состояла из 6 полков, в том числе двух бурятских,сведенных в 3 бригады по два полка в каждой.
Изначально штаты былиутверждены только для 4 полков, состоявших из русских и тунгусов, каждый изкоторых был поделен на 6 сотен – всего 24 сотни. Бурятские же полки такогоделения не получили, поэтому Н.Н. Муравьев предложил разделить на сотнитакже и эти два полка, как это было принято во всех казачьих войсках России. Этобыло сделано только в 1854 г., когда бурятские полки также были разбиты на 6сотен каждый, и одновременно в них устанавливался такой же порядоквнутреннего управления, как и в русских полках.
В результате, всего в конномвойске стало 36 сотен. Пешая часть войска состояла из 12 батальонов,составивших 3 бригады4.Всего в Забайкальское казачье войско было зачислено 48 169 чел. мужскогопола5. Однако далеко не все из них являлись потомственными казаками –РГИА. Ф. 468. Оп. 19.
Д. 738. – Л. 661.Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание – 2. Т. XXVI. Ч. 1. 1851. №25039. – СПб., 1852.3ПСЗ. Собрание – 2. Т. XXVI. Ч. 1. 1851. № 25324. – СПб., 1852.РГИА. Ф. 1286. Оп. 10. Д. 829. – Л. 1-2.4РГИА. Ф. 1261. Оп. 3. Д. 134. – Л. 3об.-5об., 7-7об.РГИА. Ф. 1265. Оп. 1. Д. 158. – Л. 8-8об.5Васильев А.П. Указ.
соч. – С. 34.1269бывшими пограничными, городовыми и станичными. При формировании войскабыла крайне высока доля казаков в первом поколении, вновь зачисленных ввойсковое состояние. Выше уже говорилось о зачислении в состав войскагорнозаводских крестьян при Нерчинских заводах. Однако ими дело неограничивалось. Так как природных казаков в регионе было сравнительно мало,для увеличения численности войска использовались совершенно разныекатегории населения. В связи с этим, в Забайкальском войске была крайне высокадоля инородцев, то есть представителей коренного местного населения. Хотяселенгинские буряты и тунгусы и в предшествующие периоды привлекались длязащиты границы и даже составляли свои собственные казачьи полки, «казаками»их можно было назвать только с рядом оговорок, и, по сути, на тот момент кказачеству в полном смысле этого слова их отнести достаточно трудно. Они неслислужбу на совершенно иных условиях, чем русские казаки, чаще всегоуправлялись своими вождями и старейшинами, были вооружены традиционнымдля местного населения оружием и, в целом, не обладали сколько-нибудьсерьезными представлениями о казачьих традициях.В итоге, соотношение природных казаков и вновь зачисленных вЗабайкальском войске на момент его образования было следующее: коренныхказаков – 41,1% (19 814 чел.
мужского пола), вновь зачисленных – 58,9% (28 355чел. мужского пола, из которых 27 136 горнозаводских крестьян и 1219 крестьяни бурят, живших в районе пограничной линии)1.Таким образом, с самого начала существования Забайкальского войскабольшинствоегонаселениянеобладалоустановившимисяказачьимитрадициями, стремлением к былой «вольнице» прошлых веков, в связи с чем онобыло весьма лояльно настроено к власти, не требовало расширения своихпривилегий, и, следовательно, было удобно с точки зрения управления.
Этимотличалось формирование всех казачьих войск Дальнего Востока от аналогичныхпроцессов в «старых» казачьих областях. В дальнейшем, эта ситуация продолжала1Васильев А.П. Указ. соч. – С. 35.70сохраняться за счет регулярного включения в состав дальневосточного казачествавневойсковых элементов и выходцев из других социальных слоев общества.К моменту создания Забайкальского войска во всех казачьих войскахРоссии такое понятие как «вольница» уже было давно ликвидировано. Казачьесамоуправление было практически упразднено, выборные должности замененыназначаемыми, а система управления войсками была глубоко централизована.Положением от 12 декабря 1840 г.1 выборность основных должностных лиц вказачьих войсках страны была окончательно отменена, и все административныедолжности назначались императором, военным министром или войсковымнаказныматаманом,(назначенным)которыйодновременноявлялсяигубернатором казачьей области.Система управления Забайкальским казачьим войском состояла извойскового наказного атамана, войскового дежурства и войскового правления.Последнее состояло из 3 экспедиций: хозяйственно-исполнительной, гражданскойи контрольной.
В 1858 г. хозяйственно-исполнительная экспедиция быларазделена на две самостоятельные. Председателем войскового правления являлсянаказнойатаман,обязанностикотороговозлагалисьнагубернатораЗабайкальской области. С 1858 г. при войсковом атамане состояла особаяканцелярия2. Таким образом, наказной атаман сосредотачивал в своих руках всеуправление войском.Низшими органами управления войском являлись бригадные управления,батальонные и сотенные правления. Бригадное управление состояло изкомандира,канцеляриииправленияподпредседательствомбригадногокомандира.
Во главе батальона и сотни стояли командир и руководимое имбатальонное или сотенное правления3.В военно-административном отношении войско делилось на конное ипешее, каждое из которых состояло из 3 бригадных округов. Бригадный округПСЗ. Собрание – 2. Т. XV. Ч. 1. 1840.
№ 14041. – СПб., 1841.РГИА. Ф. 1261. Оп. 3. Д. 134. – Л. 3об.-5об., 9об.-10.3ПСЗ. Собрание – 2. Т. XXVI. Ч. 1. 1851. № 25039. – СПб., 1852.Положение о Забайкальском казачьем войске. – СПб., 1851. – С. 31-43.1271конного войска состоял из 12 сотенных округов, а пешего – из 4 батальонных. Ввоенное время каждый округ обязан был выставлять соответствующую строевуючасть, а в мирное – один сводный пеший казачий батальон выставлялся каждойбригадой по очереди1. Первый сводный батальон был укомплектован к 1 октября1852 г.2Численный состав войска с распределением по бригадам был следующим: в1-й и 2-й конных – по 5-6 тыс.
русских и тунгусских казаков, в 3-й конной – 10тыс. казаков-бурят, в трех пеших бригадах – по 10 тыс. казаков3. Таким образом,новообразованноеЗабайкальскоеказачьевойскопредставлялособойзначительную военную силу.Преобразования казачьих частей в Восточной Сибири проходили не тольков Забайкалье. Здесь также располагались Енисейский, Иркутский и Якутскийгородовые казачьи полки и Камчатская казачья команда, которые являлисьсамостоятельными единицами. Положениями от 21 октября 1849 г.4 и 4 января1851 г.5 Енисейский и Иркутский городовые полки были преобразованы в конныеказачьи полки. В их состав также вошли проживавшие в этих местах станичные ипограничные казаки и ряд крестьянских селений6. В округе Енисейского полкапосле реорганизации числилось 5833 казака, а Иркутского – 6325. Они составлялиближайший резерв войск, расквартированных в Забайкалье7.Забайкальское войско, Енисейский и Иркутский полки были переведены вВоенное ведомство, а Якутский городовой полк и Камчатская казачья командаоставлены в гражданском.
Для руководства казачьими частями при управлениигенерал-губернатора Восточной Сибири было создано специальное казачьеотделение8.Положение о Забайкальском казачьем войске. – С. 10-11.РГИА. Ф. 1265. Оп. 1. Д. 158. – Л. 12об.3Васильев А.П. Указ. соч. – С. 40.4ПСЗ. Собрание – 2. Т. XXIV. Ч. 2. 1849. № 23596. – СПб., 1850.5ПСЗ. Собрание – 2. Т. XXVI. Ч. 1. 1851. № 24796. – СПб., 1852.6Сергеев О.И.