Диссертация (1146187), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Здесь даже появились первые лавки торговцев. Постысоздавались только на левом берегу Амура, и никому из команды не былоразрешено переходить на правый берег реки. Они были упразднены только сприбытием на Амур постоянного русского населения4.Таким образом, многообразие задач, возлагавшихся на команды этихпостов, говорит о том, что их значение выходило далеко за рамки только базснабжения.
Фактически они являлись опорными пунктами России вдоль Амура иплацдармом для дальнейшей колонизации левобережья реки, которая в серединеXIX в. проходила исключительно мирным путем, без каких-либо военныхстолкновений с Китаем.Практические шаги, предпринятые русским правительством по освоению иобороне края, приближали окончательное разрешение Амурского вопроса.Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1315. Оп. 1. Д. 5. – Л.
90-91.История дипломатии: в 5 т. Т. 1 / В.П. Потемкин [и др.]; под ред. В.А. Зорина [и др.]. – М.,1959. – С. 774.3РГИА. Ф. 1315. Оп. 1. Д. 5. – Л. 91об.4Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. – С. 53-54.1263Появление на берегах этой реки военных постов, а затем и оседлого русскогонаселения, давало правительству еще одно веское основание в диалоге с Китаемдля воссоединения территорий Приамурья и Приморья с Россией.Этому способствовали и дальнейшие административные преобразования натерритории русского Дальнего Востока. В конце 1856 г. была образованаПриморская область из бывшей Камчатской области, территории нижнего Амураи Сахалина.
Резиденцией губернатора новой области стал Николаевский пост,переименованный в город Николаевск-на-Амуре.Таким образом, ни Россия, ни Китай не были заинтересованы впроникновении иностранных держав на буферную территорию, оставшуюсянеразграниченной между двумя странами по Нерчинскому договору 1689 г. Этоопределяло необходимость окончательного урегулирования и оформления в видедоговора русско-китайских политических, территориальных и экономическихотношений1. Поэтому правительство Китая уже было готово юридическизакрепить новую ситуацию на Амуре и Уссури, видя в России противовесагрессивным устремлениям западных держав.Начало переговорного процесса с Китаем напрямую связано со сменойглавы внешнеполитического ведомства России. В 1856 г. на пост главыминистерства иностранных дел был назначен А.М.
Горчаков, который твердоопределилгенеральнуюлиниюрусско-китайскихотношений–мирноеурегулирование проблемы Амура. В связи с этим Н.Н. Муравьев получилофициальные полномочия на ведение переговоров с китайской стороной озаключении нового договора о границах2.Конкретная инициатива по началу переговоров между Россией и Китаем в1858 г. принадлежала китайской стороне. 10 мая 1858 г.
Н.Н. Муравьев,находившийся во главе очередного сплава по Амуру, подошел к Айгуню –китайскому административному центру на правом берегу реки. Здесь еговстретили китайские чиновники, предложившие сделать остановку для веденияАлексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до концаXIX в. – М., 1982. – С. 40.2Макарова Р.В. Указ. соч.
– С. 80.164переговоров.Переговорыпродолжалисьвтечение пятиднейибылиисключительно напряженными и сложными1. Тем не менее, 16 мая 1858 г. ониуспешно завершились подписанием Айгунского договора по разграничениютерриторий: левый берег Амура от реки Аргунь до устья был объявлен владениемРоссии, земли от реки Уссури до Тихого океана переходили в совместноевладение России и Китая до разграничения. Свободное плавание по рекам Амуру,Сунгари и Уссури предоставлялось лишь русским и китайским подданным.1 июня 1858 г. в Тянь-Цзине вице-адмирал Е.В. Путятин подписал скитайской стороной трактат о праве России направлять посольства в Пекин, оботкрытии ряда портов для русской торговли и о праве экстерриториальностирусских подданных. Но главный вопрос об определении границы оставалсяоткрытым.
Договор установил, что неопределенные еще части границы междуРоссией и Китаем должны быть безотлагательно исследованы и определеныпредставителями сторон.Оформление русско-китайской границы на Дальнем Востоке былозавершено подписанием Пекинского договора 2 ноября 1860 г., которыйподтвердил за Россией ее новые границы, намеченные в Айгуне, и все те права,которые были приобретены в Китае по Тяньцзинскому договору. К Россииотходила вся территория от реки Уссури до Тихого океана. Кроме того, длярусской торговли открывался Кашгар и, с соблюдением некоторых ограничений воптовых операциях, Урга и Калган2.
Согласно Пекинскому договору, в столицеКитая была учреждена русская дипломатическая миссия. В том же 1860 г. отрядрусских моряков и солдат занял бухту Золотой Рог в заливе Петра Великого, наберегу которой был основан город Владивосток, вскоре ставший важнейшимэкономическим и политическим пунктом России на Дальнем Востоке3.Воссоединение с Россией левобережья Амура требовало проведенияадминистративных преобразований.
8 декабря 1858 г. была образована новаяСергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. – С. 57.Асалханов И.А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второйполовине XIX в. – Улан-Удэ, 1963. – С. 126-127.3Русско-китайские отношения 1689-1916 гг. / В.С. Мясников [и др.]; под ред. В.С. Мясникова. –М., 1958. – С. 30-42.1265Амурская область, в которую вошли все земли, находящиеся на левом берегуАмура, от слияния Шилки и Аргуни, или от границ Забайкальской и Якутскойобластей, до устья р. Уссури и до новой границы Приморской области.
ЦентромАмурской области стала станица Благовещенская, которая была преобразована вг. Благовещенск. Помимо этого, в состав Приморской области вошел Охотскийокруг1.В начале 80-х годов XIX в. в связи с быстрым ростом численностинаселения в регионе, активным освоением дальневосточных земель и развитиемхозяйства, а также с повышением роли Дальнего Востока в экономике и политикеРоссии, существенно изменилось и административное деление региона.
Порешению Государственного совета 16 июня 1884 г. было учреждено Приамурскоегенерал-губернаторство. Оно выделялось из состава Восточно-Сибирскогогенерал-губернаторства, и в него входили Забайкальская, Амурская и Приморскаяобласти, о. Сахалин и Владивостокское военное губернаторство, центромкоторого стала Хабаровка, переименованная затем в г. Хабаровск. Понимаяпотенциал данного населенного пункта и предсказывая его бурное развитие внедалеком будущем, еще в январе 1884 г., т.е. до появления каких-либо известийо том, что Хабаровка должна стать центром Владивостокского военногогубернаторства, хабаровский корреспондент писал: «Хабаровка, находясь наодном из важных стратегических пунктов, должна в недалеком будущем занятьодно из первых мест в Амурском крае»2.
Время продолжает демонстрировать, чтоэти строки оказались пророческими.Остров Сахалин с 1884 г. стал самостоятельной административнойединицей. Он был разделен «на три административных округа: Александровский,Тымовский и Корсаковский. Начальнику острова присвоены права военногогубернатора»3.ОдновременноссозданиемПриамурскогогенерал-губернаторствапроизошло разделение Восточно-Сибирского военного округа на Иркутский иРГИА. Ф. 1265. Оп. 8. Д. 255. – Л. 51-52об.Сибирская газета. – 1884. – № 2. – 8 января.3Владивосток.
– 1884. – № 23. – 3 июня.1266Приамурский1.ТерриториальныерамкипервогосовпадалисВосточно-Сибирским генерал-губернаторством, а второго – с Приамурским.Таким образом, в результате заключения в конце 50-х – начале 60-х гг. XIXв. Айгунского, Тяньцзинского и Пекинского договоров с Китаем, былаокончательно решена историческая задача по воссоединению с Россиейтерриторий Приамурья и Приморья, открытых и освоенных русскими людьми вXVII – XIX вв. Присоединение этого огромного края произошло исключительномирным путем в результате переговоров с пекинским правительством.
Данныедоговорыстали взаимовыгодными для обеихсторон, участвовавших впереговорном процессе – как для России, так и для Китая. Последний в результатедостигнутых договоренностей обеспечивал безопасность своих северных границот проникновения западных держав, чтобы сосредоточиться на противодействииим на юге и востоке. Россия в свою очередь решила стратегическую задачу –закрыла Амур от возможного вторжения иностранного флота и закрепила засобой территорию, которую можно смело назвать ключом к огромнымзауральским владениям России.Теперь ей требовалось обеспечить надежную защиту вновь приобретенныхтерриторийисоздатьнепрерывнуюлиниюобороны,гарантирующуюнепроницаемость границы, для того чтобы обезопасить свою территорию отпотенциальной иностранной агрессии. Данная задача должна была в дальнейшемрешаться путем переселения на восточную границу страны казаков и созданияновых казачьих войск.1.3. Формирование казачьих войск в Забайкалье и на Дальнем ВостокеК середине XIX в.
военный потенциал восточных окраин страны былнедостаточно силен. По причине низкой заселенности данной территории, крайнеслабой продовольственной базы, неразвитости инфраструктуры и, в частности,транспортной1сетисодержаниеВладивосток. – 1884. – № 26. – 24 июня.здесьзначительногочисларегулярных67соединений было либо невозможным, либо слишком дорого бы обходилосьправительству, на что оно в условиях постоянной нехватки средств также немогло пойти. Поэтому к началу второй половины XIX в. регулярные войска наДальнем Востоке, как и в Восточной Сибири в целом, были крайне малочисленныи не могли обеспечить надежную охрану этой огромной по размеру территории.В связи с этим основой обороны восточных территорий страны являлоськазачество.
При этом численность представителей войскового сословия в регионеиз века в век постепенно увеличивалось, и к рассматриваемому периоду казакичисленно уже намного превышали регулярные части. В связи с этим казачествопредставляло собой уже весьма внушительную силу, составлявшую в регионельвиную долю вооруженных сил.