Диссертация (1146187), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Но не менее важным было и то,что местные казаки составляли существенную долю всего населения региона и,более того, являлись одной из основных социальных групп на востоке страны.Соответственно, эти обстоятельства подталкивали правительство к проведению вРГИА. Ф. 1405. Оп. 69. Д. 6167. – Л.
35.РГИА. Ф. 565. Оп. 5. Д. 19759. – Л. 4-6.РГИА. Ф. 1286. Оп. 32. Д. 41. – Л. 112-115.3РГИА. Ф. 1287. Оп. 14. Д. 1323. – Л. 3-3об.РГИА. Ф. 1261. Оп. 3. Д. 134. – Л. 20-25.4РГВИА. Ф. 1558. Оп. 2. Д. 9. – Л. 20-20об.1277их отношении активной государственной политики для решения их потребностей,жизненных трудностей и накопившихся проблем.В конце 70-х гг.
XIX в. произошли изменения и в управлении Амурскогоказачьего войска. К этому времени войско испытывало серьезные трудности всвоем развитии в связи с двойственностью подчинения, так как оно былорасположено в двух областях – Амурской и Приморской – и, соответственно,подчинялось двум военным губернаторам.
Для решения этой проблемы всоответствии с новым Положением об управлении Амурского казачьего войска от3 ноября 1879 г.1 звание наказного атамана этого войско присваивалось военномугубернатору Амурской области2. Однако, данная мера решила проблему лишьчастично, так как теперь амурские казаки, проживавшие в Приморской области, ввоенном и хозяйственном отношении подчинялись губернатору Амурскойобласти, а в вопросах гражданского управления – губернатору Приморскойобласти3.
Поэтому такая ситуация по-прежнему оставалась крайне неудобной вовсех отношениях.Также в соответствии с новым Положением бригадное и батальонныеуправления были упразднены. Связано это с тем, что по Положению об Амурскомказачьем войске 1860 г. уссурийское казачье население войска должно быловыставлять два 4-ротных батальона – действующий и резервный4.
Однако вовремя мобилизации 1877 г., вызванной русско-турецкой войной 1877-1878 гг.,местное казачье население из-за своей малочисленности оказалось не в состояниивыставить два батальона, как этого требовало Положение 1860 г. Именно поэтомув 1879 г. округ Амурской конной бригады преобразовывался в полковой, а округаАмурского и Уссурийского пеших батальонов – в полубатальонные свыставлением соответствующих строевых частей5.ПСЗ.
Собрание – 2. Т. LIV. Ч. 2. 1879. № 60140. – СПб., 1881.Савицкий А.Ю. Краткий исторический очерк Уссурийского казачьего войска. – Хабаровск,1908. – С. 8.3Иванов В.Д., Сергеев О.И. Уссурийское казачье войско: история и современность (к 110-йгодовщине образования УКВ).
– Владивосток, 1999. – С. 14.РГИА. Ф. 573. Оп. 3. Д. 4906. – Л. 5-9.4ПСЗ. Собрание – 2. Т. XXXV. Ч. 1. 1860. № 35857. – СПб., 1862.5Савицкий А.Ю. Указ. соч. – С. 3.1278По новому Положению 1879 г. военное и хозяйственное управления войскасосредоточивались во вновь созданном войсковом правлении, состоявшем из двухотделений – военного и хозяйственного. Полковые и полубатальонныекомандиры заведовали в своих округах военными, хозяйственными вопросами иполицией.Вподчинялосьобщемместнымадминистративномгражданскимотношенииуправлениямказачьеобластей.населениеСтаничноеуправление осуществлялось станичными начальниками, назначаемыми полковымкомандиром.Создание в середине XIX в.
на восточных границах страны двухсамостоятельных казачьих войск значительно укрепило обороноспособностьдальневосточного региона и его хозяйственный потенциал. Однако сомнения вцелесообразности существования здесь казачьих войск и вообще казачьегонаселения среди некоторых государственных деятелей приводили к появлениюпроектов о ликвидации дальневосточного казачества.Так, в 1870 г.
в Петербурге на Особом совещании рассматривался вопрос одальневосточном казачестве. Генерал И.Г. Сколков, под руководством которогопроводилась ревизия данных войск, в своем докладе отмечал, что местноеказачество не оправдало надежд, которые на него возлагались – «ни какпоставщик хлеба, ни как военная сила». С целью исправить сложившуюсясложную ситуацию И.Г.
Сколков предлагал разработать проект обращениядальневосточных казаков в крестьян, обосновывая эту необходимость тем, чтокрестьяне оказались более способными к сельскохозяйственной и торговойдеятельности.Для рассмотрения предложений по вопросу о ликвидации казачьих войск наДальнем Востоке была создана специальная комиссия, которую возглавил генералМ.С.
Корсаков. Однако к середине 80-х гг. XIX в., после долгих споров оцелесообразности существования казачьего сословия в Дальневосточном регионе,было принято решение в пользу сохранения там казачьих войск. Военныйминистр Д.А. Милютин отклонил проект ликвидации, в частности Амурскогоказачьего войска, в связи с тем, что русская военная сила в Восточной Сибири и79на Дальнем Востоке заключалась почти полностью в казачестве, а его ликвидацияоставила бы край без защиты1.К 80-м гг.
XIX в. снова остро встал вопрос о необходимости увеличения исовершенствования вооруженных сил России на Дальнем Востоке. Это былосвязано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, серьезного улучшениятребовала охрана границ, особенно в Южно-Уссурийском крае, в связи с тем, чтона русскую территорию стали активно проникать шайки китайских разбойниковхунхузов. Большую роль в решении данного вопроса могло сыграть казачество,однако для этого требовалось увеличить численность казаков на проблемномучастке границы, что и было произведено в 1879 г., когда после переселениячасти казачьего населения с Уссури в Южно-Уссурийский край казаки занялипочти всю приграничную полосу с Китаем, встав на пути банд хунхузов.Однакоодновременнотребовалосьпровестииопределенныеорганизационные мероприятия с целью преобразования уссурийского казачества.Это было связано, как уже говорилось выше, с крайним неудобством двойногоподчинения уссурийских казаков, входящих на тот момент в Амурское войско, ввоенном и хозяйственном отношениях губернатору Амурской области (наказномуатаману), a в вопросах гражданского управления – губернатору Приморскойобласти.Учитывая эти соображения, 26 июня 1889 г.
казачье населениеУссурийского полубатальона Амурского войска было выделено из составапоследнего и образовало самостоятельное Уссурийское войско2, последнееорганизационно оформленное казачье войско Российской Империи, 11-е по счету.Согласно утвержденному в тот же день Положению об Уссурийском казачьемвойске3,изземель,емуотведенных,всоставеПриморскойобластиТитлина Е.Ю. Власть и казачество Дальнего Востока (взаимоотношения Российскогогосударства и дальневосточного казачества в период с 50-х гг. XIX в. по 30-е гг. XX в.).
–Благовещенск, 2006. – С. 28-29.2Сергеев О.И. К 120-летию организационного оформления Уссурийского казачьего войска //Казачество Дальнего Востока России в XVII-XXI вв.: к 120-летию Уссурийского казачьеговойска: сборник научных статей. – Хабаровск, 2009. – С. 7.3ПСЗ. Собрание – 3. Т. IX. 1889. № 6139. – СПб., 1891.180образовывалась особая единица – округ Уссурийского войска. Заведованиенаселением в пределах этого округа было возложено на начальника округа,должность которого соединялась с должностью командира Уссурийскогополубатальона1.14 июля 1889 г. было принято дополнительное постановление о подчинениивойска в военно-административном и хозяйственном отношении военномугубернатору Приморской области. В конце 1889 г. в Благовещенске былосформировано временное управление Уссурийского казачьего войска, однакопосле вступления в должность наказного атамана войска губернатора Приморскойобласти генерал-лейтенанта П.Ф.
Унтербергера оно в 1890 г. перебазировалось воВладивосток2.ЗемлиУссурийскогоказачьеговойскарасполагалисьвпределахПриморской области и протянулись на 800 км от г. Хабаровска до верховьяр. Суйфун, составляя по течению рек Уссури, Сунгачи, западному и южномупобережью оз. Ханка пограничную полосу с Китаем (см. Приложения 1, 4). Намомент образования войска на его территории находилось 4 станичных округа:Казакевичевский, Козловский, Платоно-Александровский и Полтавский.