Диссертация (1146187), страница 10
Текст из файла (страница 10)
2. Сибирь в составефеодальной России / А.П. Окладников [и др.]; под ред. А.П. Окладникова, В.И. Шункова. – Л.,1968. – С. 25.144Первые сведения о Забайкалье и Приамурье стали активно поступатьначинаяс30-хгг.XVIIв.ототрядовпервопроходцев,состоящихпреимущественно из казаков, а также других служилых людей. Сюда доходилиотряды казачьих атаманов И.Ю. Москвитина, М. Перфильева, С. Косого,В.Д. Пояркова, В.
Колесникова, И. Похабова, И. Галкина и многих других1. Врезультате данных походов с середины 40-х гг. XVII в. Забайкалье начало входитьв состав России, а его восточная часть – в конце 40-50-х гг. XVII в.Присоединение Приамурья совершилось в 1649-1652 гг., что явилось результатомпохода Е.П. Хабарова, который привел местное население в русское подданство иобложил его ясаком.Политический акт присоединения Забайкалья и Приамурья к России, атакже успехи в заселении и освоении этих восточных окраин, выразились и всоздании здесь русских административных учреждений.
С 1655 г. территорияПрибайкалья, Забайкалья и Приамурья стала входить в Даурское (Нерчинское)воеводство, что отразило присоединение региона к России2. В начале 80-х гг.XVII в. из состава Нерчинского воеводства была выделена самостоятельнаяадминистративная единица – Албазинское воеводство3.Таким образом, к 80-м гг. XVII в. Забайкалье и Приамурье стали окраиннойобластью Московского государства, уже значительно обжитой и хозяйственноосвоенной, в основном, казаками.Появление русских землепроходцев в бассейне Амура и начало егоосвоения совпали по времени с завоеванием маньчжурами Китая. В 1644 г. ониовладели Пекином и провозгласили начало правления новой Цинской династии4.Так как большие силы маньчжуров долгое время были отвлечены завоеваниемАвдеева Н.А.
Открытие и освоение русскими Приамурья в XVII веке // Очерки историиродного края. – Хабаровск, 1993. – С. 20.2Международные отношения на Дальнем Востоке: в 2 кн. Кн. 1 / А.Л. Нарочницкий [и др.]. –М., 1973. – С. 17.Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII – начале XX вв. (1640-1917 гг.): Историкодемографический очерк.
– М., 1985. – С. 35-36.3Василевский В.И. Забайкальское казачье войско: краткий исторический очерк. – М., 2000. –С. 13.4Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII века). – М.,1969. – С. 8.145Китая, то первое время они не реагировали на русскую колонизациюдальневосточного края и не противодействовали проникновению казаков наданную территорию. Но после укрепления своей власти в Китае династия Цинперешла к активным действиям.Еще в процессе завоевания Китая в 50-70-х гг. XVII в.
цинскоеправительство, получая известия о продвижении русских на юге ДальнегоВостока, пыталось препятствовать этому. Первоначально маньчжуры посылали наАмур небольшие воинские команды, которые вступали в стычки с отрядамиказаков и нападали на их остроги, постепенно вытесняя русских из долин рекСунгари, Кумары и правого берега Амура. Затем цинское правительство, не имеяеще достаточных сил для захвата края, отозвало свои войска с Амура.
Но, непризнавая Приамурье русской территорией, маньчжуры уже с начала 80-х гг.XVII в. приступили к подготовке военной экспансии против русских: изучалигеографические условия края, укрепляли северные рубежи своего государства,строили военные суда, крепости и готовили войска1.В 1685 г. цинские войска перешли в наступление, которое привело к долгойи кровопролитной для обеих сторон осаде Албазина2. В результате данногопротивостояния по инициативе китайской стороны были начаты переговоры омежгосударственных границах, которые велись с российской стороны бояриномФ.А.
Головиным и которые закончились подписанием 27 августа 1689 г.Нерчинского договора3. На переговорах Китай потребовал от России уступки всехземель до Байкала включительно и отказа от Охотского побережья, ноФ.А. Головин отверг эти требования и отстоял права России на Забайкалье иОхотские земли.Русско-китайские отношения в XVII в.: материалы и документы: в 2 т.
Т. 1. 1608-1683 гг. /Н.Ф. Демидова [и др.]; сост. и обраб. текстов Н.Ф. Демидовой, В.С. Мясникова. – М., 1969. –С. 134-138.2Кабузан В.М. Указ. соч. – С. 37.3Русско-китайские отношения в XVII в.: материалы и документы: в 2 т. Т. 2. 1686-1691 гг. /Н.Ф. Демидова [и др.]; сост. и обраб. текстов Н.Ф. Демидовой, В.С. Мясникова. – М., 1972.
–С. 29.146Таким образом, Русскому государству удалось остановить дальнейшуюагрессию Цинской империи в Восточную Сибирь. Однако русские быливынуждены уйти из Приамурья, в результате чего на протяжении конца XVII –первой половины XIX вв. территория России на юге Дальнего Востокаограничивалась лишь Забайкальем1. Окончательно земли Приамурья и Приморьявошли в состав России лишь в середине XIX в.В административном отношении в конце XVII – начале XVIII вв.
русскиетерритории восточнее Байкала входили в Иркутское, Якутское и Нерчинскоевоеводства, которые подчинялись более высокой административной единице –Енисейскому разряду.В течение XVIII–первой половиныXIX вв.административное деление данного региона непрерывно менялось. С 1724 г.Западное Забайкалье было выделено из состава Иркутского воеводства всамостоятельное Селенгинское. В 1782-1783 гг. воеводства как единицыадминистративного деления были окончательно упразднены, а вместо них вСибири учреждались наместничества, которые затем были заменены губерниямии областями.В 1822 г. было утверждено разработанное М.М.
Сперанским положение обуправлении Сибирью, по которому она делилась на Западно-Сибирское иВосточно-Сибирскоегенерал-губернаторства.Всоответствиисданнымположением в состав последнего входили Енисейская и Иркутская губернии,Якутская область, Охотское и Камчатское приморские управления. Данноеадминистративное устройство оказалось очень устойчивым и с небольшимиизменениями сохранилось до 1917 г.2Процесс формирования казачества на востоке страны заметно отличался отподобного процесса в европейской части России.
В ранний период в ВосточнойСибири и на Дальнем Востоке не сложилось, за единичными исключениями,таких вольных общин казаков, как в других районах. Здесь отмечались лишьотдельные попытки возрождения казачьей вольницы, однако власть быстро ее12Международные отношения на Дальнем Востоке: в 2 кн. Кн. 1. – С. 32.Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. – С. 23.47ликвидировала. Таким образом, начальным ядром казачества Дальнего Востокаявлялась служилая, а не вольная часть казаков, в связи с чем здесь ненаблюдалось то противостояние казачества и государства, которое пронизывалоисторию России XVII-XVIII вв. в ее европейской части и на Урале.Дальневосточное казачество формировалось из разных источников.
ДляXVII в. основным источником увеличения его численности было переселениеказаков из более западных регионов страны – европейских территорий, Урала,Сибири. В XVIII – первой половине XIX вв. казачество восточных окраинформировалось уже за счет целого ряда источников. По-прежнему продолжалоиграть серьезную роль переселение потомственных казаков из других болеезаселенных районов.
Но также большое значение приобрело принудительноепереселение с последующим включением в казачье состояние и людей из другихсоциальных слоев, например каторжан или «гулящих людей». Так, в Забайкальебылиотправленыссыльныедонские,запорожскиеияицкиеказаки,участвовавшие в событиях на Яике и в Пугачевском восстании. Первоначальноони не вошли в состав казачьего населения, а были зачислены в горнозаводскиекрестьяне, но в 1851 г.
в связи с образованием Забайкальского казачьего войскапотомки этих бывших казаков вновь были зачислены в войсковое сословие1.Постепенно важным источником стало увеличение казачьего населения засчет добровольных переселенцев из других социальных групп с включением их вказачье состояние. Распространенным было и включение в состав казачествапредставителейкоренногонаселенияСибирииДальнегоВостока,такназываемых «инородцев»: бурятов, тунгусов (эвенков) и т.д.
К началу XVIII в.важное значение в увеличении числа казаков на востоке страны стал игратьестественный прирост.Таким образом, дальневосточное казачество, больше чем наполовинусостоявшее из нововведенных в войсковое состояние казаков в первом поколении,не обладало устоявшимися казачьими традициями и стремлением к вольнице, чтос самого начала предопределило будущий ход развития взаимоотношений1Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. – С. 35.48казачества Дальнего Востока и государства: местные казаки не стремились красширению своего самоуправления и привилегий и не шли на конфронтацию свластью, в отличие от своих собратьев из западных регионов страны.
Это взначительной степени облегчало для власти процесс управления казачествомвосточных окраин. Как результат, центральное правительство, по инициативекоторого, по сути, и создавалось местное казачество, стало рассматривать казаковкак эффективное многофункциональное орудие в проведении своей политики врегионе и для решения различных региональных и общегосударственных задач.Для XVII – начала XVIII вв. точное число казаков, проживавших в крае,установить достаточно сложно, так как на тот момент они еще не превратились вобособленное сословие, а являлись частью большой социальной группы подназванием «служилые люди», которая, помимо казаков, включала стрельцов,пушкарей, промышленников и т.д.1Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что в течение последнейчетверти XVII – начале XVIII вв.
численность служилых людей, в том числеказаков, в Восточной Сибири значительно увеличилась. Если в 80-х гг. XVII в. ихбыло 3,5 тыс. чел. мужского пола, то к началу XVIII в. их уже насчитывалось 9,5тыс.2Значительное количество служилых располагалось в Забайкалье. В 70-х гг.XVII в. здесь их было 0,3-0,4 тыс. чел., включая находящихся в Приамурье, а ксередине 80-х гг. XVII в. – уже более 1 тыс. К концу 80-х гг.
XVII в. численностьслужилых людей в этом районе достигла 2 тыс. В начале XVIII в. в Забайкальепроживало порядка 2,4 тыс. служилых3. Таким образом, общая численностьслужилого населения в указанное время увеличилась в Восточной Сибири в 2,7раза, в том числе в Забайкалье – в 6 раз. Если в начале 80-х гг. XVII в. служилыеЗабайкалья составляли от общего их числа в Восточной Сибири около 14-15%, тов начале XVIII в. – 25,2%.Водарский Я.Е.