Автореферат (1146180), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Куропаткина на посту военного министра во время, предшествующеерусско-японской войне и его службе во главе сухопутной армии Российской империи ввоенное время. В целях анализа позиции и взглядов А. Н. Куропаткина по маньчжурскому икорейскому вопросам фактические рамки работы в ряде случаев несколько расширены.Территориальные рамки исследования охватывают Дальневосточный регион,вовлеченный в события, приведшие к русско-японской войне 1904–1905 гг.Методологической основой исследования избрана современная теория научногопознания, общепризнанные методы и принципы исторического исследования, опирающиесяна диалектическое представление об окружающем мире и предполагающие изучениеразличных явлений в их системности, изменчивости и взаимодействии.
Проблемныеаспекты темы исследования определили выбор подходов и методов. Диалектический подходпозволил рассмотреть военную и государственную деятельность А. Н. Куропаткина вмногообразии общественных связей и отношений, провести анализ фактов, явлений исобытий, имевших место в России в начале XX в., комплексно в их развитии и вовзаимосвязи военно-политических, социально-экономических и культурно-идеологическихпроцессов. Системность, объективность и историзм при этом являлись основополагающими.В силу многофакторности исторического процесса, исследование носитмеждисциплинарный характер и проведено на стыке новейшей истории, военной истории истатистики, истории международных отношений, экономики и геополитики.
Общенаучныеметоды познания использовались с учетом специфики их применения в данномисторическом исследовании и конкретизировались в требованиях проблемнохронологического, синхронного и диахронного методов анализа эволюции различныхявлений государственной и общественной жизни.Историко-системный анализ, осуществляемый с использованием структурного ифункционального методов, позволил выявить причинно-следственные связи междусобытиями и процессами, получить цельную картину из прошлого России начала XX в.Государственная и военная деятельность А. Н. Куропаткина рассматривалась не в ееотдельных аспектах и свойствах, а в ее целостности, с учетом внутренних и внешнихвзаимовлияний, в совокупности взаимосвязей таких институтов, как: самодержавная власть,6вооруженные силы, наместничество и др. Военная среда и военное управление, кадровыевоенные, военное искусство, стратегическое планирование — эти и другиеинституциональные элементы проблемного поля диссертации исследовались в интересахцелостного понимания сути государственного и военного опыта А.
Н. Куропаткина,оказавшегося в эпицентре военно-политических событий начала XX в.Принципиальное значение приобрел метод историко-психологических наблюдений,способствовавший наиболее полному раскрытию личности А. Н. Куропаткина, пониманиюнаиболее устойчивых черт его характера, типологии поведения, мотивирующих многиепоступки и дела доминант. В целом воссоздалась понятная и во многом объяснимая картиналичной жизни, государственного служения и исполнения воинского долга такой сложной исильной личности, какой был генерал А.
Н. Куропаткин. Дискуссия о «полководческомдаровании» генерала в отечественной и зарубежной историографии еще далека отзавершения.Методологический инструментарий исследования представил собой такжекомбинацию взаимодополняющих качественных и количественных методов, традиционноприменяемых в военной, политической, социальной истории, при изучении международныхотношений, дипломатии, повседневности и т. п. При рассмотрении изменений в содержаниигосударственно-правовых идей, военно-политических и стратегических подходов генералаА. Н.
Куропаткина в условиях ускоренной модернизации ведущих держав мира ираскручивания спирали военных приготовлений в целях ключевого доминирования особоезначение приобрело комплексное изучение источников и проведение сравнительногоанализа имеющихся документов. Это позволило наиболее объективно оценить вклад вукрепление военного могущества Российской империи не только ее военной машины, но иконкретных политиков, военачальников, стратегов и полководцев, среди которых,несомненно, выделялся генерал А. Н.
Куропаткин.Источниковая база диссертацииИсследование основано на следующих группах исторических источников с акцентомна неопубликованные архивные документы, часть которых впервые подробно анализируетсяприменительно к теме исследования или вводится в научный оборот:— делопроизводственная документация и неопубликованные военно-историческиетруды А. Н. Куропаткина;— опубликованные документы государственных и военных органов и деятелей; военноисторические труды;— источники личного происхождения;— работы военных корреспондентов;— периодические издания; фотодокументы и изобразительно-графические материалы;интернет-архивы.Делопроизводственная документация и неопубликованные военно-историческиетруды А. Н.
Куропаткина были почерпнуты из фонда «Архив А. Н. Куропаткина»,находящегося в Российском государственном военно-исторического архиве (РГВИА.Ф. 165), где была рассмотрена переписка и различные документы: отчеты, донесения,записки, а также неопубликованные рукописи и дневниковые записи, карты ифотодокументы, которые позволяют достаточно подробно проследить деятельность генералаи оценить ее значение. В сочетании с информацией, содержащейся в научныхисследованиях, материалы фонда использовались для сравнительного анализа и дляверификации тех или иных фактов, связанных с темой данного исследования.Также привлекались документы фонда «Главное управление Генерального штаба»(Ф. 2000), где сосредоточены материалы, относящиеся к деятельности военного и морскогоминистерств, в частности, доклады, донесения штаба, телеграммы, депеши, рапортывоенных агентов о положении Японии в Корее и в Китае, журналы военных действий,проекты реформирования и развития сухопутных и морских сил Российской империи.7В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ.
Ф. 601; Ф. 543) быларассмотрена соответствующая документация из фондов «Коллекция рукописейЦарскосельского дворца. 1863–1916» и «Николай II. 1868–1918», как то: всеподданнейшиедоклады, отчеты, записки и доклады по маньчжурскому и корейскому вопросам, которыепозволили оценить динамику и направленность деятельности А. Н. Куропаткина каквоенного министра и увидеть его реальные достижения.При работе в Российском государственном архиве Военно-морского флота(РГА ВМФ) при анализе военной деятельности генерала особое внимание было обращено нафонд «Адмирал Е.
И. Алексеев» (Ф. 32. Оп. 1), в котором были исследованы, в первуюочередь, журналы совещаний в Порт-Артуре в июне 1903 г., телеграммы и сообщения о ходевоенных операций. Также был исследован ряд материалов фонда «Главный морской штаб»(Ф. 417. Оп. 1).В Российском государственном историческом архиве (РГИА) для анализагосударственной деятельности генерала А. Н. Куропаткина были рассмотрены документыфонда «Общая канцелярия министерства финансов» (Ф. 560.
Оп. 22) и фонда «АрхивС. Ю. Витте» (Ф. 1622. Оп. 1), в которых отложился массив дипломатической переписки, атакже документы по банковским делам и железнодорожному строительству, позволившиеболее объективно и комплексно проанализировать и охарактеризовать государственнуюдеятельность А.
Н. Куропаткина.Другая группа источников — опубликованные документы государственных ивоенных органов и деятелей, непосредственно относящиеся к генералу А. Н. Куропаткину,которые способствовали расширению знания по теме исследования и охватывали боксерскоевосстание и русско-китайские отношения, разведку и контрразведку, Дальневосточноенаместничество, русско-японскую войну, а также дипломатию того периода ижелезнодорожное строительство. В эту группу были включены новые тематическиесборники документов, в том числе изданные в связи со 100 и 110-летней годовщинаминачала русско-японской войны, а также со 100-летней годовщиной подписанияПортсмутского мира.Опубликованныевоенно-историческиетрудысамогоА.
Н. Куропаткина,относящиеся к рассматриваемому периоду, дают представление о его видении и анализеразличных государственных вопросов и военных кампаний. После неудачного для Россииисхода русско-японской войны, до выхода официальных делопроизводственных отчетов,был опубликован его четырехтомный труд «Отчет генерал-адъютанта Куропаткина».
Задача,поставленная генералом, заключалась в максимально быстром анализе результатовкампании в целях содействия усвоению уроков военных действий и принятиюсоответствующих мер.Другие, более поздние опубликованные работы генерала, такие как трехтомноесочинение «Россия для русских. Задачи русской армии» (СПб., 1910) «Китайский вопрос»(СПб., 1913), «Пролог русско-японской войны 1904–1905 гг.» (Л., 1924) и др., актуальны и внаше время; они способствовали реконструкции исторических событий и обнаружениюновых фактов, давая возможность проследить эволюцию взглядов А.
Н. Куропаткина.В рамках этой группы были также рассмотрены опубликованные записки, доклады иотчеты лиц командного состава, принимавших участие в русско-японской войне —генераловК. Н. Смирнова,А. А. Фока,А. М. Стесселя,О.-Ф. К. Гриппенберга,А. В. Каульбарса, адмиралов С. О. Макарова, З. П.