Диссертация (1145576), страница 38
Текст из файла (страница 38)
Также интенсивная конкуренция нефтяныхгигантов с национальными нефтяными компаниями осуществляется на мировыхрынках капитала.Инвестиционнаяполитикавотрасливусловияхнизкихценнаэнергоносители, текущей ситуации в области изменения климата в результатезагрязненияокружающейсредыидругихфакторовнеопределенности,характерных для освоения углеводородных месторождений характеризуетсязначительным временным сдвигом в реализации крупных проектов со стороны«мейджоров» и национальных нефтегазовых компаний. Средние и малыенедропользователи как в РФ, так и за рубежом в настоящее время испытываютбольшие сложности в процессе привлечения инвестиций.Объемыосновнымикапитальныхпоказателямивложенийихнефтегазовыхинвестиционнойкомпанийдеятельности.являютсяСуммарныекапитальные вложения ведущих зарубежных нефтегазовых компаний в 2015 г.составили 247,2 млрд долл., что на 23,5 % меньше, чем в 2014 г и на 35 % меньше,чем в 2013 г.Сравнительныйстоимостноманализвыражении,аобъемовтакжеинвестиционнойнаправленийдеятельностикапитальныхввложений«мейджоров», транснациональных (Eni, Total) и крупнейших национальныхкомпаний (Sinopec, PetroChina, Statoil, Petrobras, Газпром), является в некоторомсмысле условным.
Это связано с тем, что национальные компании частодействуют в нерыночных условиях, поскольку вынуждены реализовыватьпродукцию на внутреннем рынке по регулируемым ценам и ограничены привыборепоставщиковоборудования.Государствочастонакладываетнанациональные компании обязательства осуществлять социальные проекты и214создавать рабочие места. Кроме того платой национальных нефтегазовыхкомпаний за нерыночные конкурентные преимущества являются долгосрочныепроектынанаправлениях,политическиприоритетныхдлягосударства,доходность которых зачастую может быть менее выгодна, чем альтернативных.
Сдругой стороны, национальным компаниям могут без конкурса доставатьсянаиболее выгодные и перспективные месторождения, а недополученная выручкаот продажи товарной продукции на внутреннем рынке по регулируемым ценамкомпенсируется льготными кредитами государственных банков.В целом анализ объемных показателей капитальных вложений крупнейшихнефтегазовых компаний показал, что в 2015 г. на фоне дальнейшего снижениямировыхценнаинвестиционнойуглеводородыактивности.наблюдалосьПриоритетнымсущественноенаправлениемсокращениекапитальныхвложений остается сегмент добычи.В течение 2004-2016 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшегороста экономической концентрации среди наиболее крупных компаний отрасли, атакже увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний сгосударственным участием.
Высокая экономическая концентрация активов врамках национальных нефтегазовых компаний (ПАО «Газпром», ПАО «НК«Роснефть»») на отечественном рынке оправдана с позиций «парадигмыдекоммерциализации», в соответствии с которой в настоящее время происходитотказ от расширения и углубления рыночных принципов хозяйствования в пользуболее полного учета принципов справедливости, нравственного долга передобществом. Вместе с тем, необходимо отметить, что приостановился процесссокращенияобъемадобываемойнефтинезависимымидобывающимикомпаниями, который связывался с процессами их интеграции в структуру ВИНКна рубеже 2000-х гг.Начиная с 2006 г.
антимонопольный контроль, осуществляемый со стороныФАС за нефтяной отраслью, позволил в основном сформировать в РоссийскойФедерации коммерческую инфраструктуру рынка нефти и нефтепродуктов,215способствовал развитию биржевой торговли наличным товаром, а также ведениюрегистрация на бирже фактических внебиржевых сделок.В ходе исследования было высказано и проверено предположение о развитиимеханизма корректирующих условий в сфере предварительного контроля засделками экономической концентрации в топливно-энергетическом комплексе(ТЭК). В настоящее время в рамках системы корректирующих условий ФАСиспользуеттолькопредписанияповеденческогохарактера.Структурныепредписания, с соответствующими рекомендациями антимонопольных органов опродаже части бизнеса отсутствуют.
В информации по решениям в сфереэкономической концентрации в ТЭК, представленной на сайте ФАС, отсутствуютмногие отраслевые сделки, которые должны были оказать непосредственноевлияние на характер конкуренции в отрасли. Это подчеркивает недостаточнуютранспарентность открытых данных антимонопольной службы.Исследованиепоказало,антимонопольных службдолжногоприменения.чтовпрактикеработыотечественныхоценка эффектов благосостояния пока не находитКрометого,приодобрениисделокфактическиигнорируются факторы, учитывающие ее влияние на нематериальный капиталцелевой компании.Российская практика слияний и поглощений в нефтяной отрасли показывает,что большинство подлежащих согласованию сделок экономической концентрациине оказывают существенного влияния на конкуренцию.
В списке запрещенныхслияний оказываются слияния среднего бизнеса, в том числе с участиеминостранного капитала, в то время как крупные слияния, к примеру, покупкаактивов «ТНК – ВР» компанией ОАО «Роснефть», получают одобрениеантимонопольного комитета. Вместе с тем, контроль слияний и поглощений состороны антимонопольных органов находится в основе фундамента политикиконкурентоспособности и это единственная область, где антимонопольные властимогут предотвратить сделки, способные навредить потребителям. Разумнаяадаптация опыта развитых стран в части разработки критериев регулирующихтрансграничныесделкивнефтегазовомсекторе,являетсяоднимиз216перспективных направлений для сохранения контроля над стратегическизначимой отраслью РФ.Сегодня инновации необходимо рассматривать именно с позиций обретениякомпанией конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.
Внастоящее время, несмотря на принятые и утвержденные к реализацииперспективные инновационные программы, инвестиции в НИОКР ведущихнефтегазовых компаний отрасли остаются на низком уровне. Согласно данным за2008-2016 гг. уровень инновационной активности большинства отечественныхВИНК оставался неизменно невысоким. Исключение составили компании ОАО«НК «Роснефть» и ОАО «НК «Татнефть», что подтверждается анализомоткрытых данных компаний в части объемов НИОКР, патентной активностью.Однако, на фоне текущего кризиса, наращивание интеллектуального капиталапосредством инвестиций в НИОКР не защитило российские ВИНК от резкогоснижения показателей их рыночной капитализации. Получение конкурентныхпреимуществ за счет значительного роста интеллектуального капитала поотношению к его материальной составляющей, является основной задачейотечественных компаний ТЭК в эпоху реиндустриализации и перехода к новымтехнологиям, характерным для постиндустриального производства.217Глава 3.
ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВНЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ3.1 Интеграционные процессы в топливно-энергетическом комплексеЕвропейского Севера РоссииНа эффективности инвестиций в нефтяную промышленность и состояниерынка нефтяных акций долгое время сказывалась нестабильность структурынефтяного комплекса. В результате начавшихся в 90–х гг. приватизационныхпроцессов в отрасли произошла реорганизация крупных предприятий сразделением управленческих и производственных функций, основных фондов,финансовых и трудовых ресурсов и образованием на их основе менее крупныхнефтяных компаний (Орехов С.А., 2004; Кациева А.М., 2005).Малые нефтяные компании появились в России в 1989 году еще довозникновения первых ВИНК.
В первой половине 1990-х число «независимых»выросло с нескольких единиц почти до 50. Как правило, образованиенегосударственных нефтяных компаний происходило за счет выделениярегиональныхподразделенийизструктурыМинистерствнефтянойпромышленности и геологии, после которого осуществлялся процесс ихакционирования и превращения в самостоятельные нефтедобывающие общества.В свою очередь многие из этих компаний впоследствии создавали совместныепредприятия с иностранными партнерами.Ихсозданиевформесовместныхпредприятийбылорезультатоминициативы крупных нефтедобывающих объединений, поскольку в таком случаеони получали от государства различные льготы для увеличения экспорта, и, такимобразом, увеличивали прибыль самым простым и быстрым способом.
СП имелиприоритетный доступ к экспортным трубопроводам и право на 100% поставкусвоей продукции на зарубежные рынки, в то время как для отечественныхкомпаний без иностранного капитала экспортные поставки были квотированы.Уже в 1993 году 28 неконтролируемых государством предприятий добыли9,8 млн т нефти, в том числе на долю СП пришлось 7 млн т. Еще через год числоНК выросло до 38, а их добыча – на 1 млн твг, однако на внутреннем рынке у218предприятий с чисто российским капиталом рост составил только 400 тыс.
т ( Дни«независимых»…, 2015).Таким образом, в Республике Коми и НАО на базе объединения«Коминефть» стали образовываться многочисленные альянсы с участиеминостранногокапитала.ВчислепервыхсоздаютсяСП«Комикаве»,«КомиАрктикОйл», «Нобель Ойл», «Комикуэст», «Комира», «Битран» (КолчинС., Кавеев Х., 1998). Динамика добычи зависела от экспортных возможностейнедропользователей. За период с 01.01.1992 по 01.01.1997 г. динамика добычинефти по предприятиям с иностранным участием возросла в 6,13 раза, тогда какподругимнефтянымпредполагающимпредприятиямучастиеТимано-Печорскойиностранногокапитала,провинции,наблюдаласьнеобратнаятенденция: объемы добычи сократились более, чем в 2 раза.
Никаких реальныхинвестиций, как, впрочем, и внедрения новых технологий со стороныиностранногокапитала,неосуществлялось.Прослеживаласьустойчиваятенденция к хищнической эксплуатации недр Тимано-Печорской провинции ибеспрепятственному вывозу нефти за пределы страны (Гуменюк А.С., 2005, с.3).Акционирование объединения «Коминефть» и создание на его базеакционерного общества «Коминефть» сопровождалось событиями, выходящимизарамкиздравогосмысла.Происходилаликвидациякакосновныхпроизводственных служб предприятий, так и трестов в целом, остановленобурение скважин, разрушены десятки промышленных баз, тысячи единицработоспособнойавтотранспортнойтехникисписывалисьсбалансаиотгружались за пределы Республики Коми.
Путем объединения акционерныхобществ«Коминефть»,«Ухтинскийнефтеперерабатывающийзавод»и«Коминефтепродукт» в июне 1994 г. создается ОАО НК «Коми ТЭК»,единственная, на тот период, вертикально - интегрированная компания в Коми.Однако,несмотрянасозданиехолдинга,АО«Ухтинскийнефтеперерабатывающий завод» практически остается без сырья, поскольку всядобытая в АО «Коминефть» нефть отправляется на экспорт; в то время какАО «Коминефтепродукт» вынуждено завозить нефтепродукты из Перми и других219районов Центральной России. В том же 1994 году объединение «Коминефть»отправило на внешний рынок 721 тыс. твг из добытых 5 млн тонн, а ее СПэкспортировали 100% добычи.
Подобная тенденция была характерна для всехроссийских добывающих компаний и их СП. По показателям развала нефтянойотрасли в первой половине 90-х гг. ХХ века Республика Коми занимала первоеместо в стране (Анализ современного состояния…, 1997, с.38; Анализсовременного состояния…(приложения); Островский Е.А., 2004).Много малых компаний появилось в результате приватизации предприятийгеологоразведки, для разработки небольших месторождений, месторождений струдноизвлекаемымизапасамиилиместорождений,находящихсяназаключительной стадии разработки. Подобные активы не интересовали ВИНК впериод ухудшения рыночной конъюнктуры, что привело к увеличению числакомпаний малого нефтяного бизнеса. Таким образом, на протяжении 90-х гг.прошлого столетия, в нефтяном секторе Северо-Запада России происходилипроцессы, обратные интеграционным.