Диссертация (1145189), страница 95
Текст из файла (страница 95)
Еслиэстетический опыт дан в режиме множественности, то он дан, в первую очередь, какэстетическое отношение в виде перехватывания формы многообразного. Но этот же режим ипозволяет рассмотреть дальнейшее складывание эстетического опыта, для которого характерноускользание от перехватывания. Например, если я уже не столько выхватываю звуки за окном,сколькоих перехватываю,то темсамым подразумевается,что эти звукив режимемножественности даны не только как дурная бесконечность перехватываний, но также и как335ускользание от самого же перехватывания формы многообразного. Это ускользание отперехватывания формы многообразного и есть эстетическое событие.Подраздел 2. Эстетическое событие§1. Введение к теории понятия эстетического событияВ каком смысле имеет место эстетическое событие в режиме множественности?Если речь идет именно о событии, а не о чем-то «произошедшем», то ровно ту же общуюхарактеристику, что выше использовалась в отношении эстетического события в режимеединства, следует использовать и в отношении режима множественности: оно не складывается«вдруг», эстетическое событие не приходит откуда-то извне, оно не является продуктом чередыслучайностей.
Это означает, что событие, в каком бы оно режиме ни рассматривалось,складывается лишь при определенном условии. Этим условием для режима множественностиявляется ускользание от перехватывания формы многообразного, и именно в этом условииследует искать общую характеристику эстетического события в режиме множественности.В самом деле, что значит ускользать от перехватывания формы многообразного? Уже самоперехватывание являет собою форму ускользания (от выхватывания).
Событие же в режимемножественностискладывается,еслиускользаниеотвыхватываниясамопредстаетускользающим. В этом двойном ускользании ничто не связывается в какую-либо форму: то, чтомогло бы стать единством выхватывания, дано как ускользание (перехватывание); то, что моглобы стать единством перехватывания (в дурной бесконечности перехватывания), также дано какускользание. Эстетическое событие в режиме множественности складывается, если дано этонесвязывание как двойное ускользание: все то, что дано в эстетическом событии как единство,ускользает во множественность; все то, что могло бы быть дано в эстетическом событии какединство множественности, ускользает во множественность.
Никакое единство, никакаясвязанность не складывается в этом эстетическом событии. Напротив, именно несвязывание какдвойное ускользание характеризует его. И эта несвязанность - это не отсутствие связанности вопыте, это ускользание от всякого единства.Для эстетического события в режиме единства характерно двойное удержание: для негохарактерно выхватывание как форма удержания и удержание выхваченного. Схожим образомдля эстетического события в режиме множественности характерно двойное ускользание,которое подобно уроборосу. Однако это сходство лишь внешнее: несложно представитьудержание удерживаемого (как связанность), гораздосложнее представить ускользаниеускальзываемого (как несвязанность), поскольку ускользание - это не просто отрицаниеудержания, это функция множественности.Представить эстетическое событие как несвязывание, т.е.как двойное ускользание,возможно, если обратить внимание на то, что для понимания эстетического события как336связывания важно было его отличие от положения дел (событие имеет дело с единством формымногообразного, положение дел -с единством понятия многообразного).
Это отличиепозволяло определять событие как форму единства (отличать его от положения дел), а такжесамо событие рассматривать как нечто, противящееся всякой множественности. Следовательно,несвязывание возможно представить, если, во-первых, имеет место ускользание события вположение дел, и, во-вторых, если несвязывание само дано как множественная серия. Вид изокна дан как эстетическое событие в режиме единства, если имеет место двойное удержание:самовыхваченное (контуры деревьев,изгиб улицы, траектории движенияпешеходов)удерживаются в их единстве, многообразие единства выхваченного также дано в единойкартине вида за окном.
Это и составляет связанность вида из окна, т.е. его эстетическоесобытие. Напротив, вид из окна дан как эстетическое событие в режиме множественности, если,во-первых, ускользание от формы многообразного не удерживается в своем единстве, апереходит в ускользание от понятия многообразного за окном.
Не только имеет местоускользаниеотзахваченнойформымногообразного(контурыдеревьевданыкакмножественность, ускользающая от дурной бесконечности, точно так же и изгиб улицы илитраектории движения пешеходов), но также имеет место и переход от ускользания от формымногообразного к ускользанию от понятия многообразного: не только контуры деревьев даныкак множественность, но имеет место и переход от ускользания от формы многообразногодеревьев, изгиба улицы и траектории пешеходов к ускользанию от того, что все этиускользающие формы даны как единая траектория движения на улице. Иначе говоря,эстетическому событию в режиме множественности свойственно ускользание от отличиямежду событием и положением дел: само это отличие для режима множественности становитсянесущественным (в отличие от режима единства).
Во-вторых, вид из окна дан как эстетическоесобытие в режиме множественности, если само же ускользание от захваченной формымногообразного предстает как серия ускользаний: за одним несвязыванием (например,несвязанность вида из окна как множественность линий движений или комбинаций цвета заокном) следует другое (например, несвязанность вида из окна как множественность другихлиний движений или комбинаций цвета за окном), за другим - третье и т.д.Итак,эстетическоесобытиеврежимемножественностискладываетсянаосновеэстетического отношения и состоит в несвязанности, т.е.
в двойном ускользании в эстетическомопыте. Эстетическое событие в этом режиме сложилось, если имеет место несвязывание, но некак отрицание связанности опыта, а как ускользание от отличия между событием и положениемдел и как множественная серия несвязанности.На основании изложенного выше, возможно представить эстетическое событие с двухсторон - статической и динамической.337§2. Статика и динамика эстетического событияA) Введение к анализу статики эстетического событияСтатика эстетического опыта - это то, как он дается в его представлениях.
В свою очередь,статика подразумевает напряжение различия, и потому в эстетическом событии в режимемножественности можно выделить два его представления.Ранее уже отмечалось, что описать эти два представления возможно по аналогии ссоответствующими представлениями эстетического события в режиме единства (с учетомособенностей режима множественности).В эстетическом событии в режиме единства можно выделить представления, основанные надвух формах удержания - той, в основе которой лежит представление о многом, удерживаемымединым (связывание), и той, для которой свойственно представление о едином, удерживаемыммногим (увязывание).В свою очередь, выделить представления эстетического события в режиме множественностиможно, если иметь в виду две формы ускользания: ускользание множественности от единого иускользаниемножественностиотмножественности.Следовательно,аналогичнымипредставлениями статики эстетического события, основанными на формах ускользания, можновыделить развязывание (как аналог связыванию) и неувязывание (как аналог увязывания).Если для складывания эстетического события в режиме единства необходимо быломногообразное,котороеудерживалосьвединстве(связывание),тодляскладыванияэстетического события в режиме множественности важно, чтобы многообразное, данное вчувственном опыте, не удерживалось в его единстве, а ускользало от всякого единства - это иесть развязывание в эстетическом опыте.
Если книга, лежащая передо мною, стала для меняэстетическим событием в режиме единства, то это означает (по крайней мере, с одной стороны),что нечто многообразное в ней (ее цвет или ее очертание) связалось в единстве формы (ее цветили очертания связались в некое единство события книги). Если же та же книга сталаэстетическим событием в режиме множественности, то это означает (если рассматривать дело содной из сторон), что всякое многообразие в книге (цвет или очертание) не связывается вединстве формы, т.е. ускользает от связывания в единстве (цвет или очертание книги), непредставляет собою никакого единства, но при этом являет собою событие этой книги.Однако отличие развязывания события от невыхватывания отношения - в том, что в первомслучае имеет место двойное ускользание: мало иметь дело с ускользающим многообразиемформы многообразного, еще и само это ускользание дано в ускользающем виде (в отличие отвторого случая, где имеет место лишь само ускользание от формы многообразного).