Диссертация (1145189), страница 97
Текст из файла (страница 97)
Это и есть эстетическое развязывание: данные чувственногоопыта предстают как серия ускользаний, формирующих, в конечном счете, множественное вего двойном ускользании. И если верно, что связывание - это один из китов, на которыхдержится эстетика единства (по крайней мере, в том, что касается эстетического события), торовно таким же свойством обладает и эстетическое развязывание. Как правило, если ирассматривают эстетический опыт в режиме множественности, если и говорят, что моментымножественности составляют необходимый момент эстетического опыта, то имеют в видуименно то, что в эстетическом опыте нечто «сорвалось с петель», т.е.
развязалось.Однако развязывание - лишь одна из сторон эстетического опыта как события в режимемножественности.C) Неувязывание в эстетическом опытеСхожее, но все же иное представление об эстетическом событии дается посредством инойстороны, т.е. неувязывания. Как именно действует неувязывание в эстетическом опыте?Неувязывание в эстетическом опыте соответствует несдерживанию как одной из функцийускользания,представляющемусобоютрипоследовательныхмомента:многообразное,ускользающее от удержания в многообразном; образование деблокировок многообразного вкаждом из моментов ускользающего многообразного от многообразного; формированиемножественного, несдерживающееся многообразным. Следовательно, в эстетическом событиив режиме множественности, если его рассматривать со стороны неувязывания, следуетвыделить три аналогичным последовательных момента.И если для анализа развязывания понадобилось двойное сопоставление - с тем, что из себяпредставляет аналогичная сторона эстетического события в режиме единства, а также с тем,какой предстает аналогичная сторона в эстетическом отношении в режиме множественности, тодля полноты анализа, помимо соответствующих двух сопоставлений (с аналогичной стороной вэстетическом событии в режиме единства, т.е.
с увязыванием, а также с аналогичной стороной вэстетическом отношении в режиме множественности, т.е. с несхватыванием), необходимотакжеисопоставлятьнеувязываниесостазисомэстетическогособытияврежимемножественности, т.е. с развязыванием. Несмотря на многоемкость такого сопоставления, все342же представляется очевидным, что, если принять вышеизложенный анализ, изложение ипонимание того, что такое неувязывание в эстетическом опыте, не вызовет затруднений. Тем неменее, следует придерживаться определенного его порядка, т.е. сопоставлять поначалу снаиболее близким по режиму и по форме опыта (в данном случае - со стазисом, т.е. сразвязывания), затем сопоставлять с противоположным по режиму, но близким по форме опыта(в данном случае - с увязыванием) и, наконец, для уточнения деталей анализа сопоставлять сблизкимпорежиму,нопротивоположнымпоформе опыта (в данномслучае -снесхватыванием).Итак, развязывание в эстетическом опыте складывается из того, что имеет место ускользаниемногообразного от удержания в единстве чувственного опыта.
Напротив, неувязываниескладывается из того, имеет место ускользание многообразного от удержания в многообразномчувственного опыта (аналогичный момент в режиме единства, т.е. увязывание, складываетсяисходя из того, что имеет место ускользание единства от удержания в многообразном). Не отединства ускользает многообразное (как в стазисе), а, напротив, от многообразного. Более того,если для увязывания важно было иметь дело с единством, ускользающим от своего удержания вмногообразное, то ровно обратное имеет место в развязывании: не от единства, а отмногообразногоимеетсяускользание,и этомногообразноеускользаетотсамогожемногообразного. Наконец, схожим образом обстоит дело с несхватыванием: в нем также имеетместо ускользание многообразного от удержания в многообразном, но отличие несхватыванияот неувязывания именно в том, что первое подразумевает лишь само ускользание, второе же двойное ускользание, свойственное событию: многообразное при неувязывании само дано какускользающее от многообразного, и к тому же это ускользающее многообразное ускользает отмногообразного же.Если обратиться к примеру с книгой, то со стороны стазиса (развязывания) эстетическоесобытие книги складывается потому, что дано многообразное, ускользающее от единства(единство контура книги или ее надписей ускользает от своего единства).
Со стороны жепротивостазиса (развязывание) эстетическое событие книги складывается на основе того, чтодано многообразное как нечто ускользающее, которое, в свою очередь, ускользает отудержания в многообразном: сами контуры книги или ее надписи даны не как многообразия,ускользающие от единства, а как многообразия, ускользающие от их многообразия.При развязывании ускользание многообразного от удержания в единстве приводит кобразованию деблокировок между моментами многообразного, при этом само образованиедеблокировок дано уже в двойном ускользании.
Схожим же образом складывается эстетическоенеувязывание: образование деблокировок блоков многообразного в каждом из моментовускользающего многообразного дано в двойном ускользании: имеет место как деблокировка343многообразного, так и ускользание этих деблокировок от того, чтобы быть чем-либо единым.Иначе говоря, второй момент складывания эстетического неувязывания - момент образованиядеблокировок многообразного - тождественен такому же моменту эстетического развязывания:как в том, так и в другом случае эстетическое событие книги подразумевает, кроме всегопрочего, образование деблокировок между моментами многообразного в книге, при этом самоэто образование дано в двойном ускользании: одно многообразное в книге (контуры надписей вкниге) ускользает об образования блока с другим многообразным (контуры самой книги), исама эта деблокировка дана как ускользание от единства деблокировки.
Противоположнымобразом обстоит дело при увязывании: в каждом из моментов многообразного имеетсяобразование блоков единства (при неувязывании же в каждом из моментов многообразногообразуются деблокировки многообразного). Наконец, если сопоставить этот же моментнеувязывания с аналогичным моментом несхватывания, то при последнем имеет местомногообразное, ускользающее от того, чтобы образовывать многообразное этого многообразия,однако само это ускользание простое, а не двойное (как при эстетическом неувязывании).Наконец, это образование деблокировок при неувязывании, даже несмотря на то, что онодано в двойном ускользании, не может уходить в дурную бесконечность (как форму единства) ипотому приводит к формированию множественного, несдерживаемого многообразным. Этоформирование множественного схоже с тем, что имеет место при развязывании: в последнемслучае формируется множественное, развязавшее все единства формы многообразного, принеувязывании же формируется множественное,неувязывающее все многообразие форммногообразного.
В этом и состоит, в самом общем смысле неувязывание: формируетсямножественное, ускользающее от самого же многообразного; но это многообразное оченьспецифично: оно дано в двойном ускользании, в нем не просто формируется множественноекак ускользание от ускользающего многообразного (как при несхватывании), но формируетсямножественное,неувязывающеевсеускользающеемногообразиеускользающихформмногообразного (в свою очередь, при увязывании формируется многообразное, увязываемоеединым). В конечном счете, эстетическое событие от книги при неувязывании множественностьконтуровнадписейиликонтуровсамойкниги,ускользающихэтоотмногообразия этой множественности и от деблокировок этого многообразного. Так же, как ипри развязывании, при неувязывании формируется множественное в его двойном ускользании,разница лишь в том, что в первом случае это множественное ускользает от единства, во второмже случае это множественное ускользает от многообразия.Таким образом, неувязывание - это другая сторона эстетического события в режимемножественности,ускользаниекотораяимеет местомногообразногоотв томудержания344вслучае,еслимногообразном,складывается,во-вторых,во-первых,образованиедеблокировок между моментами многообразного, данное в двойном ускользании, в-третьих,формирование множественного в двойном ускользании (множественное, ускользающее отмногообразного и множественное, ускользающее от деблокировок многообразного).Что же такое неувязывание? Это не просто отсутствие увязанности (как формы удержания,т.е.
единства), это процесс, состоящий в формировании множественного, неувязывающего всемногообразие форм многообразного. В опыте нечто не увязалось, если данные чувственногоопыта предстают как серия ускользаний, формирующих, в конечном счете, множественное вего двойном ускользании (как и в случае с развязыванием, с разницей лишь в том, от чего, вконечном счете, имеет место ускользание).D) Выводы из анализа статики эстетического событияИтак, эстетическое событие в режиме множественности со стороны статики являет собоюдва представления: развязывание и неувязывание; первое имеет дело со множественностью,ускользающей от единства, второе - со множественностью, ускользающей от многообразия.Крайне важно для аналитики эстетического опыта в режиме множественности, что междуопределенными моментами складывания каждой из сторон есть сходства.
Выше былоотмечено, что имеется тождество между начальными моментами развязывания и связывания,между промежуточными моментами развязывания и неувязывания. Кроме того, если обратитьвнимание на то, что одно из обозначенных сходств (то, с чего начинает складыватьсяразвязывание и связывание) аналогично такому же моменту сходства между выхватыванием иневыхватыванием при эстетическом отношении, то можно не только сделать вывод, что в том,как начинает складываться эстетическое событие, разницы между режимом единства ирежимом множественности нет (со стороны стазиса), но и прийти к заключению, что в основекак эстетического отношения, так и эстетического события лежат одни и те же процессы, поразному улавливаемые в различных режимах.
Все это позволяет сделать вывод, насколькоразличия между одними и другими моментами являются тонкими и насколько именно поэтомунеобходимо проводить между ними различия, чтобы одно не представало в его спутанности сдругим.Выделение сторон в статике эстетического события вынуждает поставить и вопрос о том,насколько одна из сторон в большей степени дает представление об эстетическом событии врежиме множественности в целом. И здесь также уместно сравнение с вопросом о степенипредставления при анализе эстетического отношения в режиме множественности.