Диссертация (1145042), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Каждый лен имеет административный орган управления,назначаемый правительством и являющийся представителем его интересовна региональном уровне, а также орган регионального самоуправления ―ландстиг, избираемый населением лена.В двух ленах действуютнезависимые региональные парламенты.Ключевым актором в определении повестки дня реформированиярегиональной политики Швеции в конце 1990ых годов стало министерствопромышленности, занятости и коммуникаций. Кроме него активную роль вэтом процессе играют Шведское агентство развития бизнеса, Национальноеагентство развития сельских территорий и Шведский институт политикиразвития.Содержание современной реформы региональной политики Швеции,лейтмотивом которой стал обозначенный выше тезис об усиленииполитическойиэкономическойпрограмма«Стратегиянезависимостирегиональнойрегионов,определяетконкурентоспособности,предпринимательства и занятости на период 2007–2013 годов».В нейсформулированы основные задачи развития регионов, такие как повышениетемпов экономического роста, улучшение качества социальных услуг,обеспечение устойчивости местных рынков труда, повышение квалификациирабочей силы, активная инновационная политика на местном и региональномуровнях.Сетевое управление обеспечивается на региональном уровне Швеции,преждевсего,врамкахформированиярегиональныхпартнерств.177Региональное партнерство как инструмент координации и управлениязакреплено практически в каждой стратегической программе развития лена.Оно должно стать важнейшим источником достижения экономическогороста и обеспечения эффективной социальной политики в регионах.
Приэтомобязательнымусловием,формализованнымвсоответствующихправительственных и региональных программах развития, является равноепредставительство интересов всех участвующих в партнерстве акторов. Этоодно из немногих важных условий, выдвигаемых правительством страны. Вцелом стратегия обеспечения политики регионального развития носитсегоднясостороныгосударстваскорееконсультативный,нежелиимперативный характер.Важной характеристикой сетевых форм регионального управленияШвеции является то, что они оптимально сочетают самоорганизацию ивнешнееуправленческоевоздействие.Исследователирегиональныхпартнерств Швеции отмечают, что в вопросах определения стратегииразвития,целеполаганиярегиональнойполитикисетевыеструктурыобладают высокой степенью самостоятельности, в то время как в вопросахимплементации этой политики они наделены весьма ограниченнымиполномочиями, находясь под строгим контролем со стороны национальногоправительства и общеевропейских управленческих структур.231Помимо партнерств сетевые формы координации взаимодействий намуниципальном и региональном уровнях управления Швеции широкораспространены и в отдельных сегментах государственной политики.Показательным примером эффективной реализации таких форм можетслужить экологическая сфера.
Экологическая проблематика в Швеции, как иво многих других североевропейских странах, стоит в первых пунктахповестки инновационного развития. Ей посвящены многие сетевые проекты,231Haveri A., Tolkki H., Valkonen E., Airaksinen J. Governance in regional development – between regulation andself-regulation [Электронный ресурс]. URL: http://www.egpa2009.com/documents/psg5/Haveri.pdf (датаобращения 5.02.2012).178реализуемые в масштабе Северной Европы и всего Евросоюза.
Большинствоэтихэкопроектовреализуютсяпараллельнонаобщеевропейском,национальном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечивая.Кнаиболее популярным шведским сетевым экопроектам относят «Вызовмуниципалитетам» (направлен на сокращение использования природного,органического топлива), «Климат и муниципалитеты» (ориентирован насокращениевыбросовватмосферууглекислогогаза),атакжемультиуровневые проекты «Энергогород» и «Местное самоуправление застабильное развитие».
Основная цель таких проектов — обеспечениебеспрепятственногообменазнаниямииопытоммеждурегионами,муниципалитетами, гражданскими ассоциациями, научными центрами ввопросах поиска инновационных методов защиты климата и стабильногоразвития и оказание политического давления при принятии решений,касающихся данной проблематики.Распространение сетевых форм кооперации и управления на всехуровнях системы государственной власти и местного самоуправленияШвеции, становление их в качестве ведущего инструмента обеспечениясогласованияинтересовадминистративныхразличныхрешенийгрупппривелииквыработкиполитико-значительномуростуконкурентоспособности Швеции и отдельных ее регионов в масштабах нетолько Европы, но и всего мира.Существенныйформированиевкладшведскойсевероевропейскоймоделиинновационнойзаключаетсясистемыввразработкеэффективного и хорошо сбалансированного механизма мультиуровневойкоординации инновационного развития.Норвегия: инновационная политика в особых экономическихусловиях: как не растерять преимуществ? Экономика Норвегии имеетрядсущественныхотличийотсвоихсевероевропейскихсоседей,заключающихся, прежде всего, в наличии очевидных экономических179преимуществ в виде значительных запасов шельфовогогаза и нефти.Именно они позволили Норвегии в условиях мирового экономическогокризиса конца 1970ых демонстрировать рост ВВП232.
Этот стабильный роств течении 1970-1980ых годов способствовал превращению Норвегии в одноиз наиболее богатых государств Европы, чей ВВП к середине 2000ых годовуже превышал среднеевропейский уровень примерно на 25%. 233 СовременнаяНорвегия отличается от других стран-лидеров технологического развитияотсутствием крупных международных корпораций, относящихся к секторувысоких технологий, а также известных университетских центров, входящихв топ 200 всемирных рейтингов (так, согласно рейтингу Times HigherEducation за 2012-2013 гг.
лучший норвежский вуз – Университет Ослонаходится лишь в начале третьей сотни университетов). Кроме того,Норвегия имеет чрезвычайно низкую плотность населения (около 12 человекна 1 кв км.) и достаточно суровые климатические условия, существенноограничивающие расселенность по всей территории страны. Этот факторпредопределил несбалансированный характер размещения инновационныхпроизводств,ихсверхконцентрациювмалочисленныхкрупныхпромышленных и научных центрах.Хронологически формирование национальной инновационной системыНорвегии происходило параллельно с инновационными системами другихсеверных стран.
В 1999 г. здесь была издана Белая книга по инновациям –первый документ, определивший инновационную стратегию страны. В 2003г. правительство опубликовало стратегический план «От идеи к внедрению»и, наконец, в 2005 г. вышла следующая Белая книга «Обязательства поНИОКР», обеспечившая преемственность инновационной политики иопределившая ее среднесрочные цели и задачи.232Следует отметить, что Норвегии в течение XIX- 1ой половины XX веков ни разу не демонстрироваласущественных экономических успехов. К 1870г. страна достигла лишь 65% уровня среднеевропейскойпроизводительности труда и 45% от лидирующей тогда британской экономики.
В течение первой четвертиХХ века эта ситуация практически не изменилась. И лишь к 1950г. Норвегия достигла среднеевропейскихпоказателей производительности труда и сократила отставание от британской экономики до 79%.233Maddison A. World economy. Historical Statistics. Paris: OECD. 2006.180Ключевой для современного этапа развитияНорвегиидокумент–Белаякнигаинновационной системы«Инновационнаяистабильноразвивающаяся Норвегия» (2008), стал итогом широких и интенсивныхконсультаций со всеми заинтересованными сторонами инновационногопроцесса.
Его отличительной чертой явилосьрасширенное толкованиеинноваций, как нового товара или услуги, технологии или формыорганизации процесса производства, который выпущен на рынок илииспользуется в производстве с целью извлечения дополнительного дохода.Т.о. в основе идеологии инновационного развития было заложено различениепонятий «изобретение» и «инновация», заключающееся, прежде всего, в том,что изобретение не станет инновацией до тех пор, пока не будеткоммерциализированно. Соответственно, в практических рекомендациях изапланированных государством мероприятиях в первую очередь должнобыло найти отражение решение проблемы коммерционализации инноваций.Другой важный принцип, выделенный в данном документе –всеохватность инновационной деятельности: «Инновации должны иметьместо во всех секторах экономики, во всех типах организаций и формахпроизводства»234.сбалансированностьАктуализируяинновационноговсеохватностьиотраслевуюпроцессаавторыдокументаподчеркивают тем самым необходимость активизации инноваций в наименеетехнологизированных секторах, таких как, например, сфера услуг.Если в Швеции и Финляндии существует проблема сверхконцентрацииинновационных разработок вокруг крупных транснациональных компаний,таких как Volvo, Nokia, Erikson, то в Норвегии актуальна проблемаотраслевого дисбаланса в продуцировании и развитии инновации.
Речь идет,прежде всего, о доминирующих секторах норвежской экономики, таких какэнергетика, нефте- и газодобыча, рыбная отрасль, обрабатывающая234European Innovation Progress Report. 2009 [Электронный ресурс] URL: http://www.proinnoeurope.eu/trendchart/european-innovation-progress-reportInnovation Norway // www.innovasjonnorge.no. (Датаобращения: 14.12.2012г.).181промышленность. Здесь в течении последних 5 лет реализуются такиеполномасштабные программы, как Energi 21 (направленная на развитиеальтернативных источников энергии (солнечных и ветрогенераторов), гибкихэнергосистем и др.) и Maritim 21 (программа инновационных исследованийморского шельфа, развитие новых технологий, направленных на снижениеуровня выбросов CO2)235. Собственно, высокотехнологичные отрасли, такиекак телекоммуникации, разработка программного обеспечения и интернетресурсов развиты в Норвегии, по сравнению с другими северными странамивесьма слабо.