Диссертация (1145036), страница 28
Текст из файла (страница 28)
1993. №1–2. Спецвыпуск. С. 3–23.296Гудиашвили Д. Интеграция в структуры НАТО – внешнеполитический приоритет Грузии //Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 4 (28). С. 31.132Штатами своего влияния»297, внешняя политика США по отношению к Грузии впервые годы еѐ независимости была весьма сдержанной. Соединѐнные Штаты«почти ничего не сделали, чтобы обеспечить государствам-преемникам – заисключением балтийских государств – международного признания <…> Действияроссийских войск на их территории, или даже просто их присутствие, редкооспаривается. Москва рассматривается де-факто как имперский центр, точно также, как она сама трактует себя»298.
Для США и для НАТО в целом в 90-е болеезначимыми были процессы, происходящие на Балканах, связанные с распадомЮгославии, но при этом, они не были готовы признавать Южный Кавказ какисключительную сферу интересов РФ. Начинает складываться ситуация,знаменующая расхождение официальных позиций и фактических действий поотношению к Закавказью со стороны США и НАТО.Несмотря на то, что Концепция внешней политики Российской Федерации1993 года была принята в сложный для России период, когда в стране еще шелпроцесс «поиска новой политической идентичности»299, и в том числе потомубыладалекаотсовершенства,онастановитсяосновойформированиявнешнеполитического курса России на последующие семь лет.
Примечательно,что в ней говорится о «возрождении России как демократического, свободногогосударства» и о «полноправном и естественном включении РФ в мировоесообщество как великой державы»300. Также, среди приоритетов оказываютсяпротиворечивые установки, в одном пункте – «формирование принципиальноновых, равноправных и взаимовыгодных отношений с участниками СНГ идругими государствами ближнего зарубежья…», в другом – «обеспечение заРоссией роли в мировом балансе влияния, в многосторонних процессах по297Kissinner H. Diplomacy. SIMON&SCHUSTER.
NewYork, 1994. P. 815.Там же.299Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации утвержденыРаспоряжением Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 23 апреля 1993 г. //Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия в четырехтомах / Составитель Т.А. Шаклеина. Т. IV. Документы. М., 2002. С. 21.300Там же, с. 18.298133регулированиюмировогохозяйстваимеждународныхотношений,соответствующей статусу великой державы»301.
Сложно представить, что великаядержава будет выстраивать равноправные и взаимовыгодные отношения сдругими государствами, не обладающими столь высоким статусом. Впрочем,данное противоречие было устранено в тексте следующей концепции.В целом, политика России в 1993–1994 гг.
была охарактеризованазападными политологами как возрождение «неоимперских» тенденций. Любаяактивизация деятельности России на постсоветском пространстве не устраивалаСША, которые с 1992 года проводили политику, направленную на увеличениеразрыва между Россией и ее соседями. Российские лидеры, не желавшие портитьотношения с Западом, пытались заручиться поддержкой действий России встранах СНГ со стороны США и ведущих западных государств. Так, в докладе«Стратегия для России», подготовленном общественным Советом по внешней иоборонной политике летом 1992 года, отмечалось, что только Россия можетвыступить гарантом стабильности на постсоветском пространстве302.США постепенно начали проводить на Южном Кавказе политику,вступавшую в противоречие с российскими интересами, они не скрывали своихнамерений укреплять суверенитет бывших советских республик и помочь имдистанцироваться от влияния РФ, надеясь «закрепить результаты дезинтеграцииСоветского Союза»303.
Необходимо отметить, что в этом направлении интересыСША и новых независимых стран Закавказья в какой-то степени совпадали, т.к.страны закавказского региона надеялись получить экономическую помощь отСША и Запада в столь сложный для себя период. Это способствовало тому, чтоСША оказали давление на Грузию с целью привлечь еѐ к строительствунефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, прокладывавшегося в обход России – от301Там же, с. 23.Независимая газета.
1992. 19 августа.303Simes D.K. Losing Russia: The Costs of Renewed Confrontation // Foreign Affairs. 2007. No88(6). P. 36–52.302134Каспийского моря к Средиземному и побуждали Э. Шеварднадзе добиватьсячленства Грузии в НАТО304.Следуя положениям Концепции внешней политики 1993 года305, в целяхсохранения влияния в Закавказье, РФ предпринимает ряд действий повыстраиванию российско-грузинских отношений, в результате которых Грузияприсоединяется к СНГ, подписывает Договор с Российской Федерацией о дружбе,добрососедстве и сотрудничестве и Соглашения о статусе и условияхфункционирования пограничных войск Российской Федерации, находящихся натерритории Республики Грузия, достигает договоренности о российских военныхбазах в Грузии306.
Таким образом, было закреплено военное присутствие Россиина Кавказе.Действия России в Закавказье вызвали неоднозначную реакцию в США. ВдокладеспециалистовГарвардскогоуниверситета,отмечалось,чтогеополитические цели России остались прежними, т.е. Россия стремитсявоссоздать экономический и военный союз по советскому образцу, в котором онапретендует на доминирование307.При этом следует подчеркнуть, что одним из главных противоречийроссийскойвнешнеполитическойдеятельностив1993–1994гг.сталонесоответствие заявленных приоритетов и реальных действий.
При условии, чтоприоритетом объявлялись страны СНГ, де-факто основное внимание уделялосьотношениям с США. Такая ситуация сложилась в надежде на получение помощиот Америки, хотя российские исследователи и политологи утверждали, что Россиине следует ожидать каких-либо решительных действий и усилий по оказаниюреальной поддержки и помощи, т.к. Евразия всегда была и останется центром304Там же.Концепция внешней политики Российской Федерации //Дипломатический вестник.
1993. №1–2. Спецвыпуск. С. 3–23.306Дипломатический вестник. 1994. № 5–6 (март). С. 32–42.307Back in the USSR. Russia‘s Intervention in the Internal Affairs of the Former Soviet Republics andthe Implications for the United States Policy toward Russia. Harvard University. John F. KennedySchool of Government. January 1994. P. 2–3.305135американских стратегических и экономических интересов. Согласно мнениюэкспертов, «устранение любого соперника американским интересам в масштабахЕвразийского материка – цель, которая систематически будет воспроизводиться вкачестве первоочередной при любых переменах власти в Вашингтоне»308.Необходимо отметить, что «отсутствие реальной, грамотно проработаннойстратегии в Закавказском регионе сыграло немаловажную роль в процессевтягивания России в затяжные конфликты в Грузии, в которых линия поведенияРФ также не была однозначной и очевидной, несмотря на многочисленныезаявления о неизменности позиции в отношении единства и территориальнойцелостности Грузии»309.
Подобные утверждения о поддержке территориальнойцелостности Грузии звучали со стороны европейских держав, НАТО, ООН.Впрочем, надежды Грузии о получении помощи и поддержки в решении проблемсепаратизма оказались несбывшимися как в отношении России, так и вотношении Запада. США не только пытались распространить свое влияние наЮжный Кавказ, но и ослабить влияние соперников, прежде всего РФ, котораяпредставляла опасность, т.к. могла «замкнув на своей территории основныетрубопроводы, получить возможность произвольно увеличивать тарифы и такимобразом ограничивать каспийский экспорт»310.В 1996 году Грузия подписала соглашение о партнѐрстве и сотрудничестве сЕвросоюзом311, в начале 1997 года грузинский парламент принял «Концепциюукрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета ибезопасности,восстановлениятерриториальнойцелостностиГрузии».Вдокументе подчеркивалась западная ориентация внешнеполитического курса308Богатуров А.Д., Кременюк В.А. Российско-американские отношения: между конфронтациейи партнерством // США – экономика, политика, идеология.
1996. № 7. С. 6.309Обращение президента России к руководству Грузии и Абхазии. 26 августа 1992 г. //Конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Документы 1989–2006 гг. М., 2008. С. 260.310Kalicki J.H. Caspian Energy at the Crossroads // Foreign Affairs. September-October, 2001. Vol. 80.Р.
120.311Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and their MemberStates, of the one part, and Georgia, of the other part // Official Journal of the European Union:website.1999. August 4. URL:www.ec.europa.eu/world/agreements/downloadFile.do?fullText=yes&treatyTransId=623136Грузии в контексте признания позитивного и определяющего значения НАТО вобеспечении безопасности в Европе. В 1997 году была создана организации задемократию и экономическое развитие – ГУУАМ, в которую вошли Грузия,Украина, Азербайджан, Молдавия. Анализ уставных документов и соглашенийданной организации убедительно демонстрирует, как из торгово-экономическогосоюза она превращается, по сути, в военно-политический союз, направленный насотрудничество с НАТО. В 1999 году Грузия была принята в Совет Европы.АмериканскийполитологГ.Киссинджерписал,чтооказываетсябезжалостное давление на Грузию: «экономическое, через манипулированиеэкспортом энергоресурсов, а также военное и политическое, выражающееся вподдержке антиправительственных группировок»312.