Диссертация (1144922), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Чем больше средств мы здесь сосредоточим, тем больше выиграет делообороны»383.Особенно решительно выступил Тухачевский против создания линейного флота,поскольку считал это совершенно бесполезной тратой финансовых средств. По егоубеждению, следовало вообще отказаться от борьбы с флотами крупных военно-морскихдержав, а для других целей линкоры, как он считал, были и не нужны. «Здесь нужносовершенно откровенно сказать, что линейными средствами мы бороться с крупнымиимпериалистическими державами не сможем. Тот вред, который мы можем оказатьнашим линейным флотом, недостаточен, чтобы можно было тратить для этого такиебольшие средства.
Морской флот должен быть ограничен теми средствами, которыми мысможем бороться с “лимитрофами”. Эта задача не настолько большая и не требуеттаких крупных средств»384. В итоге, начальник Штаба РККА предлагал решать задачуобороны морских границ СССР путем взаимодействия береговой артиллерии, стрелковыхчастей, бомбардировочной авиации и сил флота, рассчитанного «в своем развитии научастие в общем комплексе береговой обороны»385.Иную точку зрения на роль Военно-Морского Флота в СССР высказал М.
А. Петров.Он, прежде всего, отметил то обстоятельство, что Военно-Морской Флот является важныминструментом внешней политики Советского Союза: «…Мы не должны упускать из виду382Березовский Н. Ю. На борьбу с «лимитрофами». С. 55.Березовский Н. Ю. Указ. соч.
С. 55-56. Танки против линкоров. С. 84.384Березовский Н. Ю. Указ. соч. С. 57. Танки против линкоров. С. 85.385Березовский Н. Ю. Указ. соч. С. 57.3838586возможную роль флота для особых задач по поддержке очагов мировой революции». Крометого, следовало учитывать «значение флота, как фактора реальной поддержки морскойполитики Союза»386.
Далее, Петров признал, что главные задачи в войне будет решатьсухопутная армия, а на флот ложатся лишь вспомогательные задачи. Главным театромвоенных действий, естественно, будет сухопутный, а второстепенным – морской. Здесьпротиворечий между Петровым и Тухачевским не было, но, по словам Петрова, «естьрасхождения в оценке той угрозы, которая возможна со стороны моря, в оценке роли изначения флота в общей конъюнктуре предстоящей войны». А именно, он отметил явнуюнедооценку Тухачевским морей, как стратегических направлений.
«Можем ли мынедооценивать значение морских направлений, если предположить, что империализм будетнаступать со стороны моря? …Морские направления имеются, и они не могут быть намине учтены. Беря за основную установку, что морские театры имеют у нас второстепенноезначение, разрешите доложить, что обеспечение этих второстепенных направлений имеетсущественное значение для общего развертывания наших сил и нельзя смотреть на них какна пустое место»387.
Что касается того, из каких компонентов должен состоять флот, тоздесь Петров был непреклонен. По его мнению, нельзя было увлекаться каким-то однимвидом Вооруженных сил, забывая при этом о другом. Надо было сочетать разные боевыесилы и средства при решении боевых задач. А для этого требовался сбалансированныйВоенно-Морской Флот, состоящий из кораблей всех классов, и, прежде всего – линкоров.Так что обойтись одним лишь «москитным флотом» было нельзя: «…Нам нужно это боевоеядро для решения всех совокупных задач, так как это создает гибкость.
Этим основнымядром являются линейные корабли, обеспечивающие операции малой войны. Здесь говорят омоскитном флоте. Куда он нас ведет? Не на создание боевого ядра, а на частные мелкиеоперации»388. Общий вывод, к которому неизбежно пришел М. А. Петров, гласил, что «намнеобходимо гармоническое сочетание всех средств, и иначе быть не может»389.Аргументация Петрова в пользу «гармоничного сочетания всех средств» борьбы наморе встретила поддержку большинства участников заседания РВС СССР, в том числе иармейских командиров.
Также были заслушаны доклады председателя НТК УВМС И. И.Игнатьева «О модернизации линейных кораблей» и начальника Технического управленияУВМС Н. И. Власьева «О судостроении»390. В принятом Реввоенсоветом постановленииговорилось: «1) Признать необходимым укрепление и развитие Военно-Морских Сил вобщем плане военного строительства; 2) При развитии военно-морских сил стремиться к386Березовский Н.
Ю. Указ. соч. С. 58.Там же. С. 58.388Там же. С. 60.389Танки против линкоров. С. 86. Березовский Н. Ю. Указ. соч. С. 60.3878687сочетанию надводного и подводного флотов, береговой и минно-позиционной обороны иморской авиации, отвечающему характеру ведения боевых операций на наших морскихтеатрах в обстановке вероятной войны; 3) Учитывая роль морских операций наБалтийском и Черноморском театрах в общем ходе будущей войны, считать основнымизадачами Военно-Морских Сил РККА: а) содействие операциям сухопутной армии вприбрежных районах; б) оборону берегов в условиях совместного разрешения этой задачисредствами морских сил и сухопутной армии; в) действия на морских коммуникацияхпротивника; г) выполнение особых морских операций»391.При строительстве ВМС РККА следовало руководствоваться следующим решением:«…а) основным фактором, сообщающим операциям флота боевую устойчивость иактивность действий, являются линейные корабли; б) развитие легких сил (крейсера,миноносцы,торпедныекатера,сторожевыесуда,канлодки)должноотвечатьтребованиям современной морской войны и соответствующей организации флота на нашихтеатрах, с учетом особенностей характера использования морских сил в будущей войне; в)развитию подводного плавания уделить особое внимание, при учете специальных операцийподводных лодок и обеспечения возможности совместных их действий с надводнымфлотом; г) развитие минно-позиционных средств флота сообразовать с необходимостьюобеспечения выполнения указанных выше задач Военно-Морских Сил…»392.Таким образом, постановлением РВС СССР от 8 мая 1928 г.
были определены место изадачи Военно-Морских Сил в системе Вооруженных сил СССР. Отныне было признанонеобходимым укрепление и развитие Военно-морских сил в общем плане военногостроительства. При развитии ВМС РККА было предписано стремиться к сочетаниюнадводного и подводного флотов, береговой и минно-позиционной обороны и морскойавиации, отвечающему характеру ведения боевых операций на наших морских театрах вобстановке вероятной войны.В итоге, в конце 1920-х − начале 1930-х гг. в военной теории окончательно утвердиласьтеория «малой войны на море», для ведения которой предполагалось использовать авиацию,подводные лодки, эсминцы, торпедные катера и прочие «москитные силы» надводногофлота. Основной задачей ВМС РККА в новых условиях было определено нанесение сериит.н.
«сосредоточенных ударов» соединениями разнородных сил по флоту противника,приближающемуся к советскому побережью. Активными проводниками данной теории сталряд преподавателей и адъюнктов Военно-морской академии − К. И. Душенов, И. М. Лудри,А. М. Якимычев, А. П. Александров, Н. В. Алякринский и С. Э. Столярский, которые стали390391Боевая летопись Военно-Морского Флота 1917-1941.
С. 557.Там же. С. 558.8788известны в литературе как «молодая школа»393. Характерной особенностью теоретическоготворчества «молодой школы» стал откровенный приоритет партийной идеологии надвоенной наукой, что в значительной степени обесценивало их труды. Однако, во второйполовине 1930-х годов, в период строительства «большого», океанского Военно-МорскогоФлота данная теория подверглась решительному пересмотру, а многие из её авторовподверглись репрессиям394.Еще в марте 1925 г.
были предприняты меры по составлению первого варианта 5летнего плана усиления ВМС, однако в апреле этот план был скорректирован комиссиейА.И. Рыкова в рамках более ограниченного плана достройки и капитального ремонтакораблей395. 9 июня 1925 г. на заседании Реввоенсовета СССР был рассмотрен 5-летний планстроительства военно-морских сил. В результате, данная программа была утверждена какориентировочная и максимальная.
Кроме того, начальнику Морских сил В. И. Зофу былоприказано в срочном порядке составить сокращенную программу строительства ВМС, израсчета в 50% от ориентировочной программы. Сокращенная программа должна былапредусматривать введение в строй всех тех судов, которые достраивались или былинамечены к достройке (включая линкор «Гангут» и крейсера «Адмирал Бутаков» и«Адмирал Лазарев»), а также модернизацию ряда кораблей396. При составлении программынового судостроения, следовало «исходить из необходимости постройки в первую очередьдля Балтийского флота мониторов и для Балтийского и Черноморского флотовавианосцев».
Относительно постройки подводных лодок было предписано исходить изнеобходимости обеспечения Морских сил Балтийского и Черного морей к 1930 г. темколичеством подлодок, которые имелись на этих флотах в настоящее время397.9 июля 1925 г. на заседание специальной комиссии под руководством председателяСНК СССР и РСФСР А. И. Рыкова был вынесен «План усиления Морского флота».
Данныйплан предусматривал проведение следующих мероприятий: 1) восстановление (капитальныйремонт или достройка) 16 кораблей, бывших на хранении в военных портах, ввидуневозможности их содержания в строю флота в 1917-1923 гг. или не достроенных в Первую392Боевая летопись Военно-Морского Флота 1917-1941. С. 558.Белли В. А. Указ. соч. С. 142-143.
История военной стратегии России. Под ред. В. А. Золотарева. М., 2000. С.245. Доценко В. Д., Доценко А. А., Миронов В. Ф. Военно-морская стратегия России. М., 2005. С. 163-169.Кулагин К. Л. Что нам стоит флот построить? Варианты создания военно-морского потенциала СССР вдовоенную эпоху // Родина. 2007. № 5.