Трансформация отношений собственности в современной России (1142863), страница 5
Текст из файла (страница 5)
собственность не становилась предметом пристальноговнимания экономистов, исследовались скорее отдельные её свойства В маржинальной школеследует отметить Карла Менгера, который сводил отношения собственности отношениямисключения доступа других лиц к тому или иному благу [124, c. 17].Здесь прослеживается связь с современной теорией прав собственности, основойкоторой составляет закрепление прав собственности за тем или иным лицом. Леон Вальрас,отождествляя собственность с богатством, относил её к предмету науки о морали, причём, непроизводя анализа собственности под таким углом. Большинство экономистов того времениполагалоотношениясобственностиюридическимиотношениями,представленнымиклассической триадой прав владения, пользования и распоряжения.В институциональной экономической теории исследованию собственности придавалосьзначительно большее значение.
Так, Т. Веблен, не анализируя её как экономическуюкатегорию, сделал акцент на эволюции собственности. Ученик Веблена Дж. Коммонс, полагаяпороком маржинализма игнорирование сути собственности, исследовал собственностьприближённо к юридической трактовке, понимая под ней сочетание определённых прав иобязанностей,четкаяспецификациякоторыхпозволяетэкономикенормальнофункционировать. А.
Берли и Г. Минз развивали такое понимание собственности, подчёркивая,что распыление собственности в крупных акционерных компаниях исключает наличие уакционера-собственника классического набора правомочий [124, c.20] - у него остаётся толькоурезанное менеджментом компании право на получение дохода и право на отчуждениесобственности.Дискуссиявокругсопоставлениячастнойиобщественнойсобственностиактуализировалась вновь в 20-30-е годы ХХ века. Причиной тому послужило создание ифункционирование системы хозяйствования, основанной на государственной собственности насредства производства. В связи с этим осуществляется углублённое изучение сущностиэкономическойкатегориисобственности.ЛюдвигфонМизесразграничилпонятиясобственности как юридического и как общественного явления.
Частную собственность Мизеспонимал как окончательное оформление самоопределения потребителей, делегирующихсобственникам полномочия по удовлетворению потребностей. Согласно Мизесу, в рыночной18экономике собственники земли и капитала являются выгодоприобретателями только в томслучае, когда собственность ими используется с целью удовлетворения потребностей другихлюдей – само владение средствами производства вынуждает их учитывать желанияпотребителей [110, c.
641], иначе собственники «наказываются убытками» [110, c. 294]. ТакжеМизес отмечал, что «юридическое понятие собственности не в полной мере учитываетобщественную функцию частной собственности» [110, c. 614].Середина ХХ века – время появления теории прав собственности, развившейся внутринеоинституционализма. Её развивали А.
Алчиан, Г. Демсец Р. Коуз, Д. Норт, А. Оноре [226,c.17]. Основой данной теории стало представление о собственности как о праве собственности,которое сводилось к наличию у того или иного хозяйствующего субъекта части или полногопучка правомочий. Перечень полномочий собственности Оноре не является их общепринятойклассификацией, в работах неоинституционалистов главное – не перечни, представляемыеоткрытым множеством, но структуры с элементами иерархии. Собственность выступает вкачестве регулятора экономического поведения субъектов.Длясовременнойзападнойнаукихарактерноиспользованиетермина«правособственности», а не «собственность» в силу того что собственность составляет пучокправомочий по использованию имущества или его часть [141, c. 191]. Р.И.
Капелюшниковотмечает своеобразие теории прав собственности, заключающееся в её центральномопределении: «Права собственности понимаются как санкционированные поведенческиеотношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются ихиспользования.Этиотношенияопределяютнормыповеденияпоповодублаг...Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае суммаэкономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые,отдельные члены общества противостоят друг другу» [78, c. 14]. Какие-либо организациисчитаются юридической фикцией, тогда как действительным субъектом отношений признаетсяотдельный человек – в рамках методологического индивидуализма.
В таких условияхуниверсальное значение получает принцип максимизации полезности, подчиняющий себепринцип максимизации прибыли. Р. Коуз признавал теорию прав собственности изучающейчеловека таким, какой он есть на самом деле в условии ограничения его деятельностиреальными институтами. Во многом положения теории прав собственности схожи спредставлениями марксизма об отношениях собственности, но если у Маркса провозглашалсяпримат производства, то в указанной теории главенствующей является сфера обращения.Отечественная дореволюционная экономическая мысль отличается определённымсвоеобразием в результате того, что римское право собственности не получило в Россииюридического закрепления.
Основой отечественного хозяйства на протяжении многих веков19было сочетание крестьянской общины и государства – верховного собственника. Традицииотечественногохозяйстваисходилииздвухцентральныхявлений:общинностииогосударствления [72, c. 228]. Вследствие этого идея священной частной собственности нестала главенствующей в общественной мысли. Тем не менее, учение А. Смита в значительнойстепени повлияло на отечественную экономическую мысль, что получило выражение в первыхнаучных исследованиях особенностей отношений собственности.Центральное место проблема собственности занимает в системе взглядов основателярусской юридической школы С.Е. Десницкого. Собственность им определялась как правовоеявление, состоящее из триады прав «употребления вещи по произволению»; «взыскания вещиот всякого, несправедливо оной завладевшего»; «отчуждения вещи по желанию при жизни и посмерти» [228, c.
147]. Д.И. Фонвизин считал собственность величайшим благом государстванаряду с вольностью и признавал законы, их закрепляющие, законами фундаментальными.И.А. Третьяков отмечал, что защищённая правом частная собственность обуславливаетустойчивое экономическое развитие государства. А.Я. Поленов утверждал, что наличие укрестьянина собственности приводит к процветанию его хозяйства, поскольку дарует емувозможностьраспоряжатьсяимуществомисходяизсобственнойнеобходимостивудовлетворении потребностей хозяйства и извлечении прибыли [141, c. 18].
И.П. Пнин такжеотмечал определяющее влияние на социально-экономическое развитие государства отношенийсобственности. А. Гакстгаузеном было отражено значение общины в отечественномгосударственном устройстве, что послужило началом дискуссии о противопоставлениироссийского хозяйства западноевропейскому, ставшей впоследствии одним из основныхмотивов экономической мысли России.П.Л. Лавров увязывал категорию собственности с категорией справедливости,утверждая, что «факт собственности относится к области развития эгоистической личности, чтоо справедливости здесь нет и речи…» [91, c. 92]. Собственность им определялась как«следствие необходимости, существующей для каждой личности, в каждое мгновение жизнисоставлять себе особенную, ей принадлежащую сферу средств, почерпнутых из внешнего мира,для своего развития, на которое каждая личность имеет неотъемлемое право» [91, c.
98].Б.Н. Чичерин также определял собственность, исходя из личности, как «то, что присваиваетсялицу, что образует законную область его деятельности и чем оно может располагать по своемуизволению». Он признавал определяющее значение отношений собственности в общественнойжизни человека [181, c. 177].Н.Г. Чернышевский утверждал, что именно община и артель являются фундаментомотечественного прогресса. А.И. Бутовский отмечал, что собственность выражается в двухвзаимосвязанных и противопоставленных формах присвоения и отчуждения, подчеркивая, что20отношения собственности являются фундаментальными общественными отношениями,определяющими для всех других [70, c. 79]. Полагая частную собственность результатомразвития общественной собственности, он утверждал возможность обратной трансформациичастной формы в общественную.