Формирование региональных валютнофинансовых систем в условиях глобализации мировой экономики (на примере стран Латинской Америки) (1142777), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Тем самымпоставлена задача повышения качества взаимодействия региональных институтов снациональными, что характерно для прединтеграционной модели, которая непредполагает активной трансформации национальных суверенитетов, при этом взначительной степени зависит от эффективности совместных политических действийстран.Такимобразом,врамкахМЕРКОСУРполностьюсформированапрединтеграционная модель.ОдновременноМЕРКОСУРвспроцессомЛатинскойАмерикетрансформацииинтеграционныхполучилииразвитиедругиепринциповпроцессыэкономической интеграции.– В 2004 г.
были созданы Южноамериканское сообщество наций (ComunidadSuramericana de Naciones — CSN), положившее начало интеграционному процессу,реализуемомуврамкахУНАСУР,иАЛБА.ОфициальноеназваниеАЛБАпервоначально звучало «Боливарианская альтернатива для Америк» (AlternativaBolivariana para las Americas, ALBA), в 2009 г. в результате развития ее интеграционныхмеханизмов было изменено на «Боливарианский альянс для народов нашей Америки —84Торговый договор народов» (La Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América— Tratado de Comercio de los Pueblos, ALBA-TCP).– В 2008 г. УНАСУР принял свою современную форму.– Происходила также трансформация принципов Андского сообщества, который в1990-е гг., как и МЕРКОСУР, следовал рыночной модели: в 1993 г.
вступила в силу зонасвободной торговли Боливии, Колумбии, Эквадора и Венесуэлы, в 1994 г. был принятединый внешний таможенный тариф. В 2007 г. возникла идея создания целостнойинтеграционной системы, обеспечивающей баланс между социальным, культурными,экономическими,политическими,экологическимиикоммерческимиаспектамиинтеграции [134], в 2011 г. была сформирована Андская интеграционная система (ElSistema Andino de Integración — SAI).– В 2011 г.
был создан Тихоокеанский альянс (La Alianza del Pacífico, AP).Структура регионального интеграционного процесса представлена в таблице 2.4.Таблица 2.4 — Интеграционная система в Латинской АмерикеНазвание моделиПрединтеграционнаяРыночнаяПредставителиУНАСУР (с 2008 г.),МЕКОСУР (с 2002 г.),АЛБА (с 2004 г.),Андское сообщество (с 2007 г.)ЛАИ (с 1980 г.),МЕРКОСУР (1990-2002 гг.),Тихоокеанский Альянс (с 2011 г.)Андское сообщество (1993-2007 гг.)Приоритетнаяделовая активностьПроизводственнаяКоммерческаяФормированиевнутреннего спросаПриоритетныйпринципПринципвнешнеэкономическоговзаимодействияСовместные проекты (в первуюочередь, инфраструктурные),промышленные программы,коллективные государственныезакупкиДополняемость (региональнаяструктурная реформа)Ориентация внутрь регионаЕдиный рынокКонкуренция (индивидуальныеструктурные преобразования)Ориентация вовне регионаИсточник: составлено автором.Рассмотрим подробнее данные объединения и их соотношение с принципамипрединтеграционной и рыночной интеграционных моделей.85Внастоящеевремяпринципыпрединтеграционноймоделиопределяютнаправление интеграционного процесса в Латинской Америке, прежде всего, черезУНАСУР, претендующий на выполнение в регионе консолидирующей функции.
Данноеобъединение венчает сложный, многоуровневый массив множества субрегиональныхсоглашений, включающий также не институционализированные двусторонние имногосторонние соглашения. При этом в договоре о создании УНАСУР прямоуказывается на его преемственность от достижений интеграционных процессовМЕРКОСУР и Андского сообщества [17].Ключевой особенностью данного интеграционного объединения в связи смногообразием субрегиональных форматов сотрудничества и существующими врегионе асимметриями является гибкость, умеренность интеграционных механизмов.ВцентреинтеграционнойповесткиУНАСУРнаходитсяобеспечениеоднородности воспроизводственных механизмов стран: в соответствии с договором осоздании УНАСУР одна из его основных задач заключается в преодолении асимметрийи «обеспечении равной интеграции» [17, ст.
3]. При этом отмечается необходимостьформированиядляданныхцелей«конкретныхиэффективныхмеханизмов»экономической дополняемости [17, ст. 3]. Таким конкретным механизмом насегодняшний день является политика Южноамериканского совета по инфраструктуре ипланированию (El Consejo Suramericano de Infraestructura y Planeamiento — COSIPLAN)в части реализации инфраструктурных проектов, направленная одновременно напреодолениеограниченийфизическойинтеграции(вчаститранспортнойинфраструктуры), весьма существенных с связи с географическими особенностямирегиона.В целях перспективной поддержки данного механизма Южноамериканскимсоветом по экономике и финансам (El Consejo Suramericano de Economía y Finanzas —CSEF) проводится исследовательская деятельность по вопросам совместимостиэкономик стран.
В настоящее время проводятся исследования по следующим темам:«Каналы создания стоимости и производственная дополняемость в странах УНАСУР»,«Доступность гарантий для внутрирегионального экспорта» [9, с. 2].В целом интеграционные принципы данной модели имеют сбалансированныйхарактер, соответствуют логике прединтеграционной модели. При этом они имеютобъективные ограничения, связанные со сложностью лежащей в их основе конструкциисубрегиональныхинтеграционныхпроцессов,атакженеоднородностью86воспроизводственных и институциональных характеристик стран. В этой связиУНАСУР должен соответствовать одновременно двум требованиям: с одной стороны,обладать реальным консолидирующим потенциалом, с другой — универсальностью(несмотря на экономическое, этническое, политическое многообразие стран-участников,формирующее его социальную основу).
В соглашении о создании УНАСУР определеныруководящие принципы безоговорочного уважения к суверенитету, территориальнойнеприкосновенности стран и самоопределения народов, солидарности и сотрудничества[17]. Закреплена необходимость ратификации принятых ей норм путем инкорпорации внациональное право. Тем самым фиксируется стабильность национальных структур инациональной государственности. Неглубокий уровень трансформации национальныхсуверенитетов свойственен, как отмечено в параграфе 1.3, прединтеграционной модели.Для УНАСУР этот аспект имеет особое значение в связи с отмеченной вышесложностью, неоднородностью лежащих в его основе общественных процессов.Интересно, что при этом интеграционный процесс рассматривается в качествеисточника укрепления суверенитетов стран (несмотря на заложенный в нем вектор на ихограничение), что делает актуальным для Латинской Америки отраженный в параграфе1.2 интеграционный парадокс.Наиболее активно, в силу наименьшей рыночной ориентации стран-участников,принципы прединтеграционной модели звучат в интеграционной повестке АЛБА.
Приэтом в документах АЛБА подчеркивается неэффективность углубления связей междупринципиально различными экономиками, ведущего к усилению неравенства [15], атакже структурный и системный характер мирового финансового кризиса [21].ВцеломподходАЛБАкинтеграционномупроцессузаключаетсявпоследовательном переходе от производственной интеграции к торговой (чтосоответствует логике трансформации интеграционной модели от прединтеграционной крыночной) и предполагает подчиненность направлений развития торговли задачеразвития производственной интеграции.
Так, документами АЛБА предусматриваетсяуглубление торговли на основе особой формы договора ТСР (Tratado de Comercio de losPueblos — соглашение о торговле народов), идеологически противопоставляемойинструменту ТLC (Tratado de Libre Comercio — соглашение о свободной торговле) [5].Тем самым принцип дополняемости национальных экономик противопоставляетсяпринципу конкуренции. Кроме того, в рамках АЛБА существуют организационныеформатыпроизводственнойкооперации—«граннациональныйпроект»и87«граннациональное предприятие», которые четко встроены в идеологию преодолениянегативных последствий глобализации [22].Следует, однако, отметить, что АЛБА имеет в большей степени концептуальное,декларативное, нежели прикладное значение.Андское сообщество в современной форме представляет собой смешаннуюмодель, предполагающую совмещение принципов рыночного и прединтеграционногоэтапов экономической интеграции.
Как отмечается в официальных источниках, Андскаяинтеграционная система была сформирована с целью укрепления и придания новойдинамикиандскомуинтеграционномупроцессунаосновепересмотраегоинституциональной структуры и принципов функционирования [134].Расширение системы органов Андского сообщества (как и МЕРКОСУР) отчастинаправлено на усиление взаимодействия с национальными институтами — получениеобратной связи, более оперативную реализацию на национальном уровне региональныхрешений.Картахенское соглашение в его современной редакции максимально наполненоидеологическииконцептуально—предполагаетразвитиеэлементовобеихинтеграционных моделей: стимулирование рынка и конкуренции, с одной стороны, сдругой — производственную интеграцию и проектный подход. Предусматриваетсяпостепенное формирование единого рынка.
Сформулирована также задача сниженияасимметрий, в частности отмечается, что интеграционное развитие должно приводить кравному распределению выгод между странами-участниками с целью сокращенияразличий между ними.У Андского сообщества, как и у АЛБА, есть активная внешнеэкономическая,геополитическая повестка: идея снижения внешней уязвимости, улучшения положениястран в международном контексте.Среди конкретных интеграционных механизмов (направлений) в Картахенскомсоглашении выделяются следующие [4, ст.
3]:– углубление интеграции с другими региональными и внерегиональнымиэкономическими блоками;– постепенная гармонизация экономической и социальной политики и сближениенациональных законодательств в данных сферах;88–формированиесовместныхпрограмм,интенсификацияпроцессасубрегиональной индустриализации, реализация промышленных программ и другихформатов производственной интеграции;–программалиберализацииотношенийобмена,выходящаязарамкикомпромиссов, достигнутых в соглашении Монтевидео 1980;– единый внешний тариф;– программы ускорения развития аграрного, в частности агроиндустриальногосектора;– программы в области услуг и либерализации торговли услугами внутрисубрегиона;– физическая интеграция.Исходя из указанных принципов Андское сообщество демонстрирует попыткусовместитьодновременнонесколькоконцепций—элементырыночнойипрединтеграционной моделей, не предусматривая, однако четкого алгоритма ихразвития и приоритетности принципов, что противоречит обозначенной в параграфе 1.3последовательной логике интеграционного процесса.Новейшей субрегиональной инициативой является Тихоокеанский альянс,который несколько обособлен от происходящего в регионе процесса трансформацииинтеграционной модели.