Влияние хедж-фондов на трансформацию мирохозяйственных связей (1142310), страница 16
Текст из файла (страница 16)
после восьмилетних93переговоров [252]. Здесь проявляется второе направление воздействия отраслихедж-фондов на трансформацию мирохозяйственных связей.Созданием зоны свободной торговли США обеспечивают полнуюсвободу своих инвестиций на рынках партнеров по ТТП. Это проявляется в:1) отказе принимающего государства от требований к инвестору создатьюридическое лицо (в стране-реципиенте инвестиций);2) введении в действие правила ISDS (Investor-state dispute settlement [344]или «разрешение споров между инвесторами и государствами»), согласнокоторому, в случае возникновения у инвестора конфликта с принимающейстороной по поводу инвестиций, разрешить проблему он может, например, вамериканскомарбитражномсуде.Какэтобылосделано,однако,водностороннем порядке, в случае с Аргентиной.То есть обеспечивается беспрепятственный с точки зрения национальногоюридического регулирования доступ крупных американских корпораций ибанков, а также хедж-фондов на рынки стран-членов ТТП.
Помимо этого,пример Аргентины будет введен в норму для 11 государств за счет действияправила ISDS. Данное соглашение не только ликвидирует национальныйэкономический суверенитет этих стран, но и значительно простимулируетторговую активность в США. В американском Институте мировой экономикиПетерсона подсчитали, что в случае полноценного запуска ТТП приростдоходов США составит 59 млрд долларов к 2020 г. и 78 млрд долларов к 2025 г.,а в случае успеха по Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли (FreeTrade Area of the Asia-Pacific, FTAAP) – 328 млрд долларов к 2025 г. [296, p.75]В разработке и подготовке многочисленных переговоров по заключениюсоглашения по ТТП принимали участие крупные представители американскойотраслихедж-фондов,лоббируясвоиинтересы–обеспечениебеспрепятственного доступа к экономикам и финансовым системам странподписантов новой зоны свободной торговли, а также легализацию разрешенияспоров в американских судах.Активные переговоры по Транстихоокеанскому партнерству велись,начиная с 2008 г., на который пришлась острая фаза глобального финансово-94экономическогокризиса.Здесьпрослеживаетсявременнаясвязьснаблюдавшимся в течение этого же срока ростом отрасли хедж-фондов и еетрансформацией,проявлявшейсявболеетесномсотрудничествескрупнейшими транснациональными банками, получающими средства отпрограмм «количественных смягчений» Федеральной резервной системы СШАи других центробанков.
Создание ТТП, фактически окажет наиболее сильноевоздействие на процесс трансформации мирохозяйственных связей, причинойкоторого, в том числе, стала лоббистская деятельность группы хедж-фондов. Посути дела, если говорить о ТТИП, ТТП, РВЭП, Азиатско-тихоокеанской ЗСТ, торечь идет о постепенной трансформации глобального торгово-инвестиционногоуклада.К третьему направлению влияния хедж-фондов на трансформациюмирохозяйственных связей относится возможность хедж-фондов оказыватьвоздействие на движение цен на те или иные товары.
Существенным здесьвыступает значимое движение цен.Факт систематического воздействия финансовых спекулянтов, включаяхедж-фонды, на процесс ценообразования на сырьевые товары и, как следствие,продукты питания и все товары, зависящие от сырья, признают экспертыВсемирного банка [211]. Вызванные этим резкие скачки цен на продуктыпитания в 2007-2008 гг. и 2010-2011 гг. обусловлены преимущественнофакторами игры спекулятивных фондов на биржах [284].Наиболее показательным в данном случае является пример с движениемцен на нефть марки Brent в 2008 (падение более чем в 4 раза: со 145,29 долларовза баррель 3 июля 2008 г. до 33,87 долларов за баррель 19 декабря 2008 г.) и2014 гг. (снижение более чем в 2 раза: со 110,9 долларов за баррель 31 декабря2013 г.
до 47,38 долларов за баррель 12 января 2015 г.), что показано нарисунке 36.95Источник: Сайт Commodities. – Режим доступа: http://fx-commodities.ru/oil (датаобращения 20.10.2015).Рисунок 36 – Цена на нефть марки Brent, долларов США, октябрь 2007 –октябрь 2015 г.Brent – смесь нескольких сортов нефти, добываемых на шельфеСеверного моря, истощение которого привело к тому, что нефтяной рынок всебольше становится виртуальным. Так, объем реального рынка нефти (спотовый)оценивается в 3,5 трлн долларов, тогда как оборот виртуального (фьючерсного)– около 35 трлн долларов (без учета опционов и фьючерсов на рынках Азии иБлижнего Востока) [169].
Не лучше ситуация с нефтью марки WTI, реальнаяпоставка которой составляет максимум 2 процента объема торгов. Большинствобиржевых контрактов заканчивается тем, что в конце их срока действияпокупатель просто выплачивает разницу между ценой контракта и реальнойценой нефти на тот момент. Однако хедж-фонды, являясь активными игрокамина виртуальном рынке нефти, способны вызывать сильные движения всегорынка, что они делали в 2008 и 2014 гг.
путем организации массовыхспекулятивных атак на понижение. Обращает на себя внимание факт, что с2012 г., после острой фазы ГФЭК, в энергетическом секторе было на40 процентов больше спекулятивных денег, чем в 2008 г. накануне кризиса[226]. При этом в поле внимания попадают, как правило, сильные движения цен,96тогда как незначительные, переходящие в волатильность, – остаются в поленормального естественного рыночного ценообразования.Степень влияния на мирохозяйственные связи здесь проявляется впоследствиях такого значимого движения цен, как для стран-импортеров, так идля стран-экспортеров нефти.
За падением, как правило, следует целая цепочкасобытий: корректировка бюджетов корпораций и государств, измененияценовой политики, социально-политические и прочие последствия. Так, если доГФЭК в российский бюджет закладывалась цена нефти в диапазоне 90-100долларов за баррель, то сейчас эти цифры сократились в два раза, до 50долларов. В результате падения цены не нефть в 2014 г.
страны чистыеэкспортеры нефти и газа потеряли порядка 1 трлн долларов [168]. В случаеизменения цен на золото, например, следует корректировка политикиформирования государственных золотовалютных резервов.Хедж-фонды, для достижения нужного им результата, практикуютпроведение спекулятивных атак. Спекулятивная атака – массированныенеожиданные действия спекулянтов на валютном или финансовом рынке,направленные на обвал курса национальной валюты или какого-либо актива, наоснове коротких продаж с тем, чтобы получить прибыль от игры на понижение.В отношении валютных операций спекулятивная атака может проводиться попереоцененным валютам, прежде всего прикрепленным к какой-либо твердойконвертируемойвалюте,завышенныйкурскоторыхискусственноподдерживается центральным банком.
Серии коротких продаж – валюты поснижающимся курсам и параллельные операции спекулянтов с валютнымидеривативами, ведущие к тому же эффекту, могут привести к валютномукризису, перерастающему в фондовый, финансовый и т.д.Усиливающимэлементомвыступаетинтересхедж-фондовкспекулятивным краткосрочным вложениям (на этом фоне актуализируетсямировой тренд на сокращение срока инвестирования в активы реальногосектора экономики [281]), за счет которыхпроявляется возможностьвоздействовать на ценовую динамику и объемы финансового рынка – путемизначального нагнетания спекулятивного ажиотажа вокруг какого-либо актива,97а затем фиксации прибыли при игре на повышение.
После чего активно играя напонижение,хедж-фондыполучаютприбыльотшоков,связанныхскраткосрочным падением стоимости финансовых активов на местном рынке.«Короткие» позиции по национальной валюте могут достигать 3 – 7процентов ВВП. Значительная часть таких позиций находится у хедж-фондов,использующих стратегию глобального макроинвестирования (Global Macro) иработающих с высоким кредитным рычагом.Доминирование подобных инвесторов создает потенциал прямоговоздействия на динамику небольших формирующихся рынков, включая Россию,а главное – использования в своих целях инструментов манипулированиярынком и спекулятивных атак. Спекулятивные атаки происходят не только вэкономикахсдефицитнымбюджетомиплатежнымбалансомприпереоцененной национальной валюте и закрепленном валютном курсе, но и вэкономиках, в которых фундаментальные факторы являются сильными [96,с.346].Массовые спекулятивные атаки – более опасный вид угроз отдеятельностихедж-фондов,подразумевающийпроведениеодинаковыхдействий (в том числе по предварительной договоренности) большимколичеством участников.
Скоординированные участники финансового рынкарешаются на их проведение, будучи уверенными, что другие портфельныеуправляющие атакуют страну, а также полагая, что местная валютаподвергнется значительной девальвации. Примеры массовых спекулятивныхатак приводятся в Приложении В.Можно выделить спекулятивные атаки двух типов:– спекулятивная игра на понижение – изменение курса одной валюты поотношению к другой, например, евро против доллара или национальных валютпрочих европейских стран против евро. Так, в 2011 г.
проблема неуклонногороста курса швейцарского франка из-за ухода в него инвесторов, с цельюспасения своих накоплений, была решена путем его временной привязкиШвейцарским ЦБ к курсу евро;98– спекулятивные атаки с целью заработать на дефолте страны,например стран зоны евро (т.н. страны группы PIIGS – Португалия, Италия,Ирландия, Греция, Испания). Спекулянты рассчитывают на ряд кризисныхсценариев: страна объявляет дефолт, переживает политический кризис;экономический шок заставит страну резко обесценить свою валюту, тем самымповысить доходы от экспорта. Вместе с тем страна продолжает пользоватьсявсеми преимуществами европейского рынка, так как процедур по исключениюгосударства из ЕС не существует.В ряде источников зафиксировано, что в течение пиков европейскогокризиса, в частности ситуации вокруг Греции (весна-лето 2010 года, втораяполовина 2011 – начало 2012 гг.) [251], группа хедж-фондов Дж.Сороса иамериканского банка Goldman Sachs активно использовала деривативы дляусиления рычага при открытии «коротких» позиций против наиболеепроблемных греческих облигаций и евро, рассчитывая на их дальнейшеепадение [334, 319].Если проводить анализ динамики изменений валютной пары доллар-евров контексте влияния на ситуацию в еврозоне группы хедж-фондов в этот периодвремени, то каждое усиление финансовой нестабильности в еврозоне, связанноес нагнетанием паники вокруг выплаты задолженностей «проблемными»странами еврозоны, сопровождалось падением курса евро по отношению кдоллару, что демонстрирует рисунок 37.99Источник: [337].Рисунок 37 – Динамика курса доллара к евро.











