Концепция развития денежной системы России в условиях модернизации национальной экономики (1142192), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Если в экономике наблюдаетсяспад экономической активности и общий спрос на товары и услуги меньше потенциальной производительности, то предлагается попробовать ослабить (сделатьболее гибкой) денежно-кредитную политику. На практике, более гибкая денежнокредитная политика проводится при помощи понижения процентной ставки.Обычно центральные банки снижают процентную ставку, вмешиваясь в работуденежных рынков посредством изменения в системе рефинансирования коммерческих банков.Однако в Японии долгие годы, начиная с 1995г., процентная ставка держалась почти на нулевой отметке. Весной 2001 г. Банк Японии вновь вынужден былпонизить процентные ставки до нулевого значения после попытки повышения до0,25% в августе 2000 г. Маневрируя таким образом, совершая подобные действия,Банк Японии обещал обеспечить денежные рынки достаточным количествомсредств для удержания процентных ставок уровне нуля.
Однако на протяжениилета 2001 г. на денежном рынке наблюдалась необычная ситуация: банки Япониине предъявляли спрос на деньги даже по нулевой цене.В свое время, для выхода из «ловушки ликвидности» Дж.М.Кейнсом былопредложено использовать налогово-бюджетную политику. Если денежнокредитные методы не работают, то правительство может простимулировать экономику при помощи дефицитного финансирования. При этом следует оставитьналоги на прежнем или даже сократить их, с целью поощрения потребительских177расходов и частных инвестиций [113].
Это приведет к повышению спроса и выведет экономику из «ловушки ликвидности». Но при этом возникает другая, финансовая проблема – проблема допустимого уровня дефицита бюджета, который покрывается и за счет заимствований на внутреннем рынке, в том числе, в рамкахденежно-кредитной политики. Кроме того, государственные займы сегодня означают повышение налогов в будущем, что влияет на сокращение расходов - налогоплательщики откладывают часть текущих доходов на оплату будущих налогов.Заметим, что дефицитное финансирование в Японии в конце 90-х – начале2000гг. не помогло оживить экономику. В Японии до сих пор банковский процентнаходится в пределах 1,4 – 1,6%. С 2001 по 2006 гг.
процентная ставка была равнанулю, а с 2007 по 2010 гг. – понижалась с 0,5% до 0,1 %.С 2010 г. Банк Японииустановил процентную ставку на уровне – 0 – 0,1 % при уровне инфляции на1.01.2011г. – 0%.Примером современной ликвидной ловушки может быть и посткризиснаяситуации в мировой экономике, когда меры денежно-кредитной политики в области управления процентной ставкой не приносят результатов. Хотя традиционноименно процентная политика центральных банков развитых стран, в условиях высокого уровня развития сектора финансового посредничества, оказывала непосредственно прямое влияние на структуру процентных ставок и, в итоге, на внутренние цены и агрегированный спрос.Как показал финансовый кризис, условием успешной реализации процентной политики является контроль за рисками финансовой стабильности.
Недооценка рисков со стороны инвесторов, что могло быть связано с неопределенностью в оценке качества кредитных активов, в свое время достигла уровня, когдаставки по операциям центрального банка уже не могли оказать достаточноговлиянияна фактические издержки заимствования со стороны предприятий инаселения.
Иными словами, большинство экономик развитых стран приблизилоськ состоянию, характеризуемому в экономической литературе «ловушкой ликвидности». Процентные ставки в 2013 году в большинстве развитых стран были при-178ближены к нулевой границе (в 2013 г. ФРС США ориентируется на диапазон 0–0,25%, Банк Японии - на уровень 0,1%, ЕЦБ - на уровень 0,25%).В большинстве стран центральные банки были вынуждены расширить диапазон применяемых инструментов денежной политики, используя меры «количественных смягчений» - за счет приобретения в безвозвратном порядке высококачественных активов, увеличения избыточных резервов банков, прямых интервенций на кредитном рынке, что предполагает улучшение условий финансированиядля отдельных групп заемщиков (главным образом, эмитентов корпоративныхдолговых обязательств).
Таким образом, все страны фактически перешли от цели«качество» (процентная ставка) к цели «количество» – предоставление ликвидности, прежде всего, банковскому сектору и только таким образом обеспечили егоподдержку.Эти количественные меры поддержки экономики продолжаются и сегодня,поскольку в большинстве стран способность экономики восстановиться оказаласьниже прогнозируемой ранее.В России, третьей статьей Закона о Центральном банке, определены целиего деятельности: развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита и обеспечение устойчивости рубля, обеспечение стабильности иразвитие национальной платежной системы, а с 1.09.2013 года - развитие финансового рынка Российской Федерации, обеспечение стабильности финансовогорынка Российской Федерации [8].
Следует отметить, что поставленные цели БанкРоссии достигает в процессе выполнения своих функций. Первая цель – защита иобеспечение устойчивости рубля – достигается, во-первых, посредством поддержания внутренней устойчивости рубля в рамках заявленной цели денежнокредитной политики. В документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» [11]однозначно акцентируется выбор целевой ориентации единой государственнойденежно-кредитной политики – завершение в предстоящий трехлетний период (к2016 году) перехода к таргетированию инфляции. Во-вторых, по поддержаниювнешней устойчивости рубля в рамках валютного регулирования. Продуманным,179реальным и адекватным современному состоянию российской экономики представляется заявление Банка России о сокращении в среднесрочной перспективесвоего присутствия на внутреннем валютном рынке.
При этом банк России справедливо допускает правомерность проведения валютных интервенций в целяхподдержания финансовой стабильности.Вторая цель деятельности Банка России – развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации – достигается в рамках реализации БанкомРосси философии риск-ориентированного надзора, предполагающего повышенноевнимание к своевременной идентификации и оценке системных рисков банковского сектора, иных сегментов финансового сектора, обеспечению транспарентности их деятельности в целях выявления и предупреждения проблем на раннейстадии.
При этом Банк России сегодня активно изучает вопросы контрциклического регулирования и применения макропруденциальных подходов к регулятивным и надзорным решениям.Третья цель – обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы – достигается путем совершенствования платежной системы БанкаРоссии как системно значимой, а также посредством надзора и наблюдения внациональной платежной системе.Цели развития финансового рынка и обеспечения его стабильности обоснованно определены для Банка России в связи с передачей ему функции мегарегулятора.В контексте предложений по изменению задач и целей деятельности Центрального банка ему ставится в вину, что действия Банка России по обеспечениюустойчивости национальной валюты и курса рубля по отношению к иностраннымвалютам стали его самоцелью и не способствуют развитию реального сектораэкономики, инвестиционной активности, росту занятости населения и, как следствие, экономическому росту.
Отсюда следует, что если целью деятельности центрального банка является обеспечение устойчивости национальной валюты, то этоодин тип экономики. Иной же тип экономики, близкий к командноадминистративному предполагает иную цель - использование ресурсов централь-180ного банка для кредитования реальной экономики, снижения уровня безработицы,развития производства. Это меняет и статус Центрального банка, как независимого органа.Достижению цели развития кредитования экономики, прежде всего, ее приоритетных отраслей, могут способствовать так называемые Банки развития, в томчисле и региональные, которые, в отличие от коммерческих банков, ориентированы на выполнение особых социальных функций и не ставят цели получения прибыли, но при этом кредитуют, а не финансируют экономику, т.е.
используют всеположительные свойства, заложенные в кредите. Или (в качестве примера) можнообратиться к опыту деятельности так называемых «политических банков» в Китае, хотя в данном случае меняется структура самой банковской системы, но этоуже другая тема разговора.Если же формально закрепить за Банком России цели достижения экономического роста и снижения безработицы (без изменении его статуса), то надо будетопределить и меру ответственности центрального банка за «недостижение» этихцелей в условиях возможного финансово-экономического кризиса (речь идет не овремени его наступления, а о закономерности его периодического развития вусловиях цикличности современной экономики).Представляется целесообразным менять цели единой государственной денежно-кредитной политики, а не цели деятельности Банка России. Банк Россииформирует и реализует единую денежно-кредитную политику совместно с Правительством Российской Федерации, усиливая именно в данном направлении меруответственности и Центрального банка и Правительства, за решение поставленных задач обеспечения экономического роста, модернизации российской экономики.
Актуальным представляется вопрос в этой связи, более тесной координациигосударственной денежно-кредитной и финансовой политик.Можно также утверждать, что наиболее успешные примеры регулированиямонетарной сферы связаны как раз с тесным взаимодействием финансовой и денежно-кредитной политики. Если ни налогово-бюджетная, ни кредитно-денежнаяполитика, не приносят зримых результатов с точки зрения достижения макроэко-181номическх целей, то вероятно, эффекта можно достичь за счет их взаимодействияв сочетании со «структурной политикой», к которой относится, в том числе,модернизация банковской системы, ее структуры.Представляется целесообразным также, в этом контексте рассмотреть возможность использования в качестве цели современной финансовой и денежнокредитной политики показатели финансовой стабильности.