Диссертация (1140736), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Д.И. Громыко [38]отметил, что положительный результат лечения встречался у женщин чаще, чем умужчин, и при ремиссии больше года был связан с твердым желанием женщинысохранить семью и восстановить утраченный социальный статус. Само жежелание лечения было связано с негативной оценкой состояния своего здоровья,проблемами в семье и на работе.Гендерные исследования значения стигматизации выявили различия вобщественном мнении об алкоголизме в отношении мужчин и женщин, когдаодни и те же нарушения социального поведения допускаются у мужчин, нокатегорически запрещаются женщинам. При этом стигматизация в большейстепени касается одиноких женщин, к замужним общественное мнение болеетерпимо.34Отдельные высказывания, что алкоголизм у женщин не более патологичен,чем у мужчин, но кажется таковым из – за общественного неприятия, отображаютпопытки отделить миф от реальности.
Некоторые авторы пишут о «двойномстандарте» в отношении мужчин и женщин, злоупотребляющих алкоголем, чтовызвано отступлением пьющей женщины от стереотипа чисто женскогоповедения в поддержании целостности семьи и воспитании детей [176]. F. Ridlon,J. Cоpeland [195,244] и ряд других исследователей отмечают, что эти женщинытакже подвергаются стигматизации по признаку сексуальной «распущенности» вслучае формирования зависимости.
Авторы заметили [164,169], что женщины,больные алкоголизмом, воспринимаются обществом как неразборчивые всексуальных связях.Результатом стигматизации обычно становится маркирование, выделениеиндивида из сообщества и противопоставление другим его членам, отторжение отнего либо полное, либо частичное. Если индивид принимает предложеннуюобщностьюстигму,тоонастановитсяфактором,предопределяющимпрограммирование и самопрограммирование поведения индивида на ее основе.Основой стигматизации могут служить лишь общезначимые и ясные ценности.Каждый индивид, как в зеркало, смотрится в другого, и ему небезразлично каквоспринимают и оценивают его другие.
«Я» – явление не физического, асоциальногоипсихологическогопорядка.Саморегуляцияповеденияпредполагает также наличие у индивида определенной информации о самом себе[92].Стигматизация пьющих женщин отражает не только предвзятое отношениеобщества к такой женщине, но и переживание самими женщинами тяжести своегодефекта. Именно поэтому у женщин часто отмечаются специфические феномены,существенно влияющие на клинику болезни – чувство вины, стыдливости, позора,низкая оценка самого себя, склонность к одиночному пьянству и т.д. [158,159].Обсуждая вопросы «вины и стыда» среди женщин –алкоголиков, B.S.L.Gomberg [213] писал, что обострение этих чувств возникает вследствие боязниобщественного порицания.
Р. Т. Поттер – Эфрон [129] отмечал, что эти чувства,35являясь по сути своей защитными, могут иметь как позитивное, так и негативноезначение—глубокоепроявлениечувствавиныпорождаетвторичныедепрессивные проблемы. Негативные проявления стигматизации у женщин,больных алкоголизмом, выражались в сокрытии ими алкогольной симптоматики,снижении самооценки, своеобразной «запрограммированности на неудачу»,оценке своего заболевания как «злокачественного» и «низкокурабельного»,утрированной «психотравматичности», попытках личностной позитивизации,своеобразном «гиперкомпенсаторном» поведении в период ремиссии [155,158].Вероятно, что именно явлением стигматизации объясняется отсутствиеявных социальных проблем у женщин – они реже совершают противоправныедействия в состоянии интоксикации, что может быть вызвано стремлениемсоответствовать женской роли, наличием социальных «табу».
Вместе с тем,стигматизация женского алкоголизма порождает стремление завуалироватьалкоголизацию, а это приводит к латентному, скрытому течению алкоголизма,отрицанию алкогольных проблем.Если речь идет об алкоголизме, то отношение общества к пьющиммужчинам будет более снисходительным, т.к. здесь рассматривается возможностьизлечения, достижение длительной ремиссии. Позиция населения будет болеетерпима, т.к. формируется убеждение о возможном «выздоровлении». С другойстороны, заболевание у женщин, злоупотребляющих алкоголем, в обществехарактеризуется как более злокачественное, что говорит о необратимом характерепатологии, об обреченности такой женщины.
Отношение окружающих к такимженщинам будет предвзятым и крайне негативным.Стигматизации в большей степени подвергаются те атрибуты, которыевоспринимаются как поддающиеся контролю, избежать которых во властичеловека, и, следовательно, их развитие – вина его самого [187]. Чем большеобщественное мнение склонно винить человека за его состояние, тем ширеподдержка репрессивной социальной политики: принудительных форм лечения,закрытого содержания, наказаний, и т.
д. [222,228,236].36Некоторыеисследованияженщин,злоупотребляющихалкоголем,позволяют выделить психологические и поведенческие особенности, являющиесяследствием стигматизации. Стигматизация является одной из причин позднейобращаемостиженщинзанаркологическойпомощью.Висследованиипроводимой Курьяновой Н.Н. [88] было выявлено, что из числа всехгоспитализированных 69,04 ±0,19% были доставлены в отделение врачами скороймедицинской помощи по просьбе родственников заболевших женщин, 17,61 ±0,47% – сотрудниками милиции;6,19± 0,61% – обратились в отделениесамостоятельно, 7,14+ 0,71% поступили в стационар по направлению областногонаркологического диспансера.
Только 25% (24,46%) женщин поступили встационар впервые, остальные – повторно. Значительная часть женщин нуждаетсяв специализированной помощи на ранних этапах заболевания, однако, необращается с связи с боязнью огласки. В другой работе проводимой ПонизовскимП.А. [119] исследовали причины побудившие обратиться за наркологическойпомощью пациентов с первой стадией заболевания.
В результате, было выявлено,что в 57% случаев в инициации лечения ведущую роль играло ближайшееокружение пациента, а в 41% случаев пациенты обратились в наркологическийстационар по собственному желанию.С явлением стигматизациятакже связано преуменьшение тяжестиалкоголизации, искажение реальных масштабов злоупотребления алкоголем.Отмеченная специалистами особая «лживость» женщин, злоупотребляющихалкоголем, в ряде случаев является компенсаторным стремлением улучшить вглазах окружающих свое положение, создать иллюзию благополучия, поддержатьсвой личностный статус.
Своеобразная «женская» логика, построенная наэмоциональной субъективности, здесь оборачивается отрицанием очевидного.Психологическая защита формирует установку на реагирование протестом,негативизмом.Отрицаниебольнымисвоегозаболевания–алкогольнаяанозогнозия – является одним из основных клинических феноменов алкогольнойзависимости [131].
В исследовании проводимой Барановой О.В. [11] была изученаалкогольная анозогнозия у женщин, злоупотребляющих алкоголем, в результате37чего были получены следующие данные: у 28 (21,1%) больных была выявленатотальная анозогнозия, у 89 человек (66,9%) – частичная анозогнозия и только у16 больных (12,0%) присунокутствовало осознание заболевания. У больных стотальнойанозогнозиейфеноменаполногоформированиеотрицанияболезниприсунокущегоимбылоссвязановыраженногопреобладаниемпсихологической защиты деструктивного типа.Механизмы психологической защиты личности больных с частичнойанозогнозиейотличалисьосознаваниядопускаетсяумереннойлишьдеструктивностью,частьинформацииприокоторойдозаболевании.У больных с осознанием заболевания в структуре личности преобладалимеханизмы конструктивного типа психологической защиты, которые допускаютпсихотравмирующую информацию о наличии заболевания до осознавания.В другой работе, исследовавшей женщин, злоупотребляющих алкоголем,быливыявленыследующиевидыпсихологическихзащит:реактивноеобразование (64, 65%), регрессия (62,64%), отрицание (58,65%), компенсация(55,92%), замещение (52,10%), проекция (47,73%), вытеснение (40,88%),интеллектуализация (40,67%) [94].Стигматизация является одной из причин низкой самооценки у женщин,злоупотребляющих алкоголем.
В свою очередь, Е.В. Зинько (2005), изучив местосамооценки в структуре самосознания, пришел к выводу, что чем стабильнейсамооценка, тем меньше склонность к депрессивным состояниям [55]. В одном изисследований было выявлено, что как у женщин, так и у мужчин имелоськритическое отношение к самому себе, неудовлетворенность собственнымповедением и уровнем принятия самого себя. Однако 5% мужчин и только 3%женщин принимали себя как личность, были склонны осознавать себя носителемпозитивных, социально желательных характеристик, и в определенном смыслебыли удовлетворены собой [103].
В одном из исследований сравнивали 2 группы– основная группа была с алкогольной зависимостью и контрольная группа беззависимости. Результаты показали, что в группе без алкогольной зависимостидоминирует адекватная самооценка (91,7%). В отличие от группы с алкогольной38зависимостью,заниженнаягдебольшинствосамооценкаиспытуемыхличности(83,8%),даннойчтогруппыотличаласвидетельствовалоонерешительности, боязливости, обидчивости, конфликтности, преувеличениизначения неудач [43]. На низкую самооценку в своих исследованиях указывают идругие авторы [98].Дляженщин,завуалироватьзлоупотребляющихсвоюалкоголизациюалкоголем характерновнешнимипричинамистремлениевследствиестигматизации, оправдать свою алкоголизацию наличием «психотравм».
Так, из250 обследованных больных психотравмы наблюдались в 193 случаях,включающих: выход на пенсию (24), увольнение с работы (22), инвалидизация(13), тюремное заключение супруга (14), смерть супруга (18), уход детей из дома(28), измена супруга (21), развод (43), ремиссия у больного алкоголизмом супруга(12 случаев) [155]. Одним из психотравмирующих факторов служит одиночество.Характерно, что злоупотребляющие алкоголем женщины, находящиеся вситуации одиночества стигматизированы в большей степени.
















