Диссертация (1139510), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Почти одновременно оба родственника умерли.Припоминает, что в тот период был угнетен, появлялись мысли о «хрупкости человеческойжизни и здоровья». Во время похорон, когда нес гроб, внезапно почувствовал боль вправом подреберье. «Внутри все сжалось», сразу же уверился в мысли, что у него тожеонкологическое заболевание. С этого момента постоянно думал об этом, искал у себядругие признаки – так, например, заметив на ладони пузырек, тут же вспомнил, что уродственника незадолго до смерти появились язвочки на коже, счел, что «у него тожесамое».
Читал медицинскую литературу, сопоставлял описанные в книге симптомы сосвоим состоянием и находил все новые подтверждения «страшного диагноза». Сталсоблюдать диету, изучал себя в зеркале, рассматривал язык, глаза. Обсуждал своипредположения с родственниками, попытки переубедить больного ни к чему неприводили. Снизился аппетит, похудел на 5 кг, подолгу не мог уснуть. Отмечалнеприятные ощущения в области живота, общую слабость и дискомфорт. Нарасталитревога, тоска, беспокоило ощущение жжения в груди. Продолжал ходить на работу,однако там ничего не делал, подолгу сидел в своем кабинете, смотря в одну точку.
Со словбольного «все силы уходили на хождение по врачам». Обратился в поликлинику по местужительства, обследовался у разных специалистов, неоднократно сдавал анализы. Хорошиерезультаты обследования не приносили успокоения, продолжал думать, что болен, «простоэто не удается выявить имеющимися методами». По совету одного из врачей обратился вПНД по м/ж, оттуда был направлен в ПБ №12. Установлен диагноз - ипохондрическийневроз с фобическим синдромом. Получал амитриптилин, галоперидол, трифтазин,клозапин. Длительное время состояние больного оставалось без изменений, испытывалнеприятные ощущения в теле, сохранялась тоска и тревога, мысли о наличии у негоонкологического заболевания не оставляли больного.
Во время одного из лечебныхотпусков, когда больной направлялся домой, в метро возникла тахикардия, стеснение вгруди, одышка. Присоединился страх «умереть на месте от сердечного приступа», паника.В отделении находился около 2-х месяцев. За это время перестала беспокоить тяжесть вгруди, улучшилось настроение, нормализовался сон. Сохранялся страх поездок в метро,однако выражен он был меньше.
Больной во время прогулок и лечебных отпусковстарался, «преодолевая себя», пробыть в метро как можно дольше. Гордился своимиуспехами, рассказывал лечащему врачу, что «например сегодня смог проехать на двеостановки дальше». Постепенно состояние улучшилось, настроение выровнялось.Перестали беспокоить мысли о наличии онкозаболевания, страхи смерти от сердечногоприступа, боязнь метро. Был выписан с улучшением состояния, приступил к работе. Со139своими обязанностями справлялся успешно, был назначен заведующим лабораторией.В последующем наблюдались нестойкие незначительные ухудшения состояния ввиде сниженного настроения и усиления опасений о своем здоровье, обычноразвивавшихся на фоне переутомления или конфликтных ситуаций.
Подобные состояниядлились недолго и купировались самостоятельно. Больной продолжал работать, заботилсяо семье. Сменил работу, стал заниматься индивидуальным предпринимательством.Оставался активным, общительным, жизнелюбивым, но мнительным в отношенииздоровья своего и близких.В возрасте 39 лет перенес острый инфаркт миокарда. Рассказывает, что «излишнепереусердствовал с отмечанием нового года», наутро беспокоила одышка, вялость,дискомфорт. Самостоятельно пошел к врачу-терапевту и был госпитализирован. Послеокончания курса лечения вновь приступил к работе. Отмечает, что «никаких опасений зажизнь и здоровье не было – чему сам удивился, памятуя о том, как раньше переживалименно из-за сердца».
Кардиологами было рекомендовано придерживаться болеещадящего режима, соблюдать диету, однако больной признает, что «следовал этому неслишком-то старательно, хотя и понимал необходимость этого». В течение последующих 9лет чувствовал себя удовлетворительно, продолжал вполне успешно заниматьсякоммерческой деятельностью, к врачам не обращался.В возрасте 48 лет при прохождении ВТЭК была установлена вторая группаинвалидности. Был неприятно задет тем, что ему оформили группу инвалидности,поскольку был уверен, что врачи сочтут его полностью здоровым.
С этого времениотмечалось снижение настроения, мысли о собственной несостоятельности, уныние.Возобновились страхи, что «что-то случится с сердцем», ощущал болезненность идискомфорт в области сердца, постоянно прислушивался к его работе, считал пульс.Постепенно состояние ухудшалось, нарастали тревога, появилась тоска. Чувствовалслабость, вялость, нежелание что-либо делать, даже самые незначительные дела по домувызывали тревогу и размышления, большую часть времени лежал.
Нарушился ночной сон,тревожные мысли о своем здоровье мешали заснуть. По собственной инициативеобратился в клинику им. С.С. Корсакова и был госпитализирован.Соматический статус:больной астенического телосложения. Кожные покровы ивидимые слизистые чистые, обычной окраски. Периферические лимфоузлы припальпации безболезненные, подвижные, не увеличенные. Дыхание везикулярное, хриповнет.
Тоны сердца ясные, ритмичные. АД 120\80. Живот мягкий, безболезненный. Печеньне выступает за пределы реберной дуги. Симптом поколачивания отрицательный с обеихсторон. Физиологические отправления в норме.Неврологический статус. Зрачки равновеликие, фотореакции живые.
Движенияглазных яблок в полном объеме. Тремор покоя пальцев рук. Язык по средней линии.Сухожильные и периостальные рефлексы в норме. Координаторные пробы выполняетнормально. В позе Ромберга устойчив. Тремор покоя пальцев рук.Лабораторныеиинструментальныеисследования,консультацииспециалистов. Клинический анализ крови: показатели в пределах нормы. Биохимическийанализ крови: показатели в пределах нормы. Общий анализ мочи: показатели в пределахнормы.
Заключение ЭКГ: Ритм синусовый, гипертрофия левого желудочка. Консультациятерапевта, заключение: ишемическая болезнь сердца – постинфарктный кардиосклероз.Атеросклероз аорты. УЗИ органов брюшной полости: диффузные изменения печени и140поджелудочной железы.Психический статус: Походка медленная, лицо печальное.
Тревожен. Говориттихо, медленно, тяжело вздыхает. На вопросы отвечает по существу, после пауз.Правильно ориентирован в месте, времени и собственной личности. Жалуется на тревогу,тоску, бессонницу, снижение памяти. Беспокоится о своем здоровье, «в последнее времячасто возникает страх и беспокойство по поводу состояния здоровья… стремление беречьсердце – как яичко в ладонях». Говорит о своей никчёмности, сомневается в возможностивыздоровления.
Фон настроения снижен. Суицидальный мыслей, намерений невысказывает. Обманов восприятия на момент осмотра не выявляется.Данные психологического обследования.Обследуемый не проявляет интереса к своим результатам, неохотно соглашаетсяпройти обследование, работает пассивно, к беседе с психологом о своих проблемах нестремится. Более простые задания выполняет хуже, чем сложные. Личностныеособенности больного характеризуются дисгармоничным сочетанием тревожности,склонности к ограничительному поведению, неуверенности в себе с демонстративностьюповедения, личностной незрелостью, эмоциональной неустойчивостью.
В периодобследования больной ипохондричен, фон настроения снижен.Данные психометрических шкал: MADRS – 21; HADS тревога - 13; HADSдепрессия - 10; MMSE - 28.Получал терапию пароксетин 20 мг утром, тиоридазин 25 мг н/н.В первые две недели больной жаловался на слабость по утрам, невозможностьзаставить себя встать с постели, нежелание, чем-либо заниматься, общаться с другимибольными. Прислушивался к работе сердца, проверял пульс, просил измерить давлениенесколько раз за день.
Длительное время отказывался сдавать кровь для определениягликемического профиля, говорил, что «боится плохих результатов и не хочет ничего знатьоб этом». После длительных уговоров сдал кровь, после этого «почувствовал себяспокойнее». В ходе лечения состояние больного постепенно улучшалось: стал бодрее,охотнее соглашался на беседу, улучшился сон, снизилась тревожность по утрам,улучшилось настроение.
Первое время отказывался от лечебного отпуска, говорил, что«еще не готов к выходу», в последующем просил жену сопровождать его и только втечение последнего месяца стал выходить самостоятельно. В лечебных отпусках (со словжены) выходит из дома, гуляет с собакой, помогает по хозяйству. Первое время ежедневнозвонил в отделение, чтобы сообщить, что «у него все в порядке». Отметил, что «стал болеестрессоустойчивым». В последние недели улучшение состояния стабилизировалось,отмечает, что сейчас ничего не беспокоит, только иногда «представляет себе состояниесвоего сердца», однако эти мысли «его не угнетают». Во время лечебных отпусковвыходит на улицу, спокойно перемещается по городу, остается дома один.
Был выписан сулучшением с рекомендациями приема поддерживающей терапии под наблюдением врачапсихиатра ПНД по месту жительства.Заключение: Депрессивный эпизод умеренной тяжести степени. F32.1.Депрессивно-ипохондрический синдром.Анализ клинического случая.Заболевание развилось у личности с изначально преобладающими в преморбидегипертимно-истерическими чертами, доходящими до уровня акцентуации. В периодпубертата на фоне общего поведенческого вектора, обусловленного гипертимностью141проявляются черты демонстративности и психастении, декомпенсирующие больного(астенические и тревожные реакции, истеро-ипохондрические образования, неотчетливыефобические расстройства).
Болезнь манифестировала в 25 лет, когда развился фобическийневроз на фоне сниженного настроения с последующим ипохондрическим развитием ирасширением симптоматики по типу панического расстройства. В структуре продуктивнойсимптоматики преобладали сенесто-ипохондрические явления, навязчивые страхи сприсоединившимися позже паническими атаками на фоне сниженного настроения. Втечение многих лет симптоматика оставалась монотонной, обострения происходили потипу «клише» и были сопряжены с колебаниями настроения.