Диссертация (1139499), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Тем не менее, гендерный анализ в этом исследовании не проводился.Данные о гендерных различиях распространенности различных вариантов223ремоделированияЛЖнеоднозначны.Внашемисследованиивыявленасопоставимая их распространенность у представителей обоих полов с тенденциейк большей частоте концентрической ГЛЖ у мужчин и эксцентрической – уженщин.
Обращает на себя внимание совпадение распространенности типовремоделирования ЛЖ у женщин с АГ и женщин через 5 лет после ГЭ, чтоподчеркивает однотипность процессов поражения сердечно-сосудистой системы вобоих случаях. Степень превышения нормальных значений ИММЛЖ у мужчин иженщин оказалась сопоставимой. В литературе отсутствуют результаты,полностью совпадающие с нашими, поскольку в других исследованияхучаствовали пациенты с теми или иными отличиями основных характеристиквыборки.Так, в работе Ganau A. с соавт.
половые различия типов геометрии ЛЖотсутствовали[277]. Однако, в этом исследовании участвовало существенноменьше женщин (125 мужчин и 40 женщин) и лиц с избыточной массойтела/ожирением (ИМТ 26,4±3кг/м2), чем в нашем исследовании. Отсутствиеразличий в распространенности геометрических типов ЛЖ выявлено еще в одномисследовании,проведенномшведскимиученыминабольшойгруппе,включившей 922 пациента с изолированной систолической АГ старше 70 лет иИМТ 27,0кг/м2 [401], что отличает эту выборку от нашей. Отсутствие различий вовлиянии пола на частоту типов геометрии ЛЖ получено и в еще одномисследовании на примере 247 темнокожих пациентов с АГ[439].В нашей работе у женщин были выявлены корреляционные связи ГЛЖ состажем ожирения и такими метаболическими параметрами, как ИМТ, уровеньлептина, мочевой кислоты и липидов, а у мужчин с длительностью АГ, уровнемОПСС и концентрацией вазопрессорных факторов (Э-1), что согласуется слитературными данными[207, 309, 359, 411, 483, 541].Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют ободинаковой распространенности как самой ГЛЖ, так и различных типовнарушения геометрии ЛЖ у мужчин и женщин.
Эти наблюдения согласуются срядом литературных источников. Самым очевидным выводом из этого224наблюдения является отсутствие гендерных различий в поражении миокарда приАГ. Однако, корректнее говорить не о об отсутствии различий между полами, а отом, что у женщин частота и тяжесть ГЛЖ не меньше, чем у мужчин. Известно,что ГЛЖ является мощным и независимым предиктором сердечно-сосудистыхсобытий независимо от пола[356]. При этом имеются данные о том, что у женщинГЛЖ является более мощным фактором, определяющим прогноз [375, 572]. Нашиданные показали, что у женщин больных АГ особенно с ожирением темпыприроста ИММЛЖ при увеличении массы тела выше, чем у сопоставимой группымужчин, что отражает, по-видимому, более выраженную пролиферативнуюактивность цитокинов жировой ткани в женском организме.Нами получены достоверные отрицательные взаимосвязи ГЛЖ и уровнятестостерона (r -0,7, р<0,05) у мужчин с МС, в то время как у женщин с АГналичие ГЛЖ и величина ИММЛЖ связны с концентрацией альдостерона (r 0,78,p=0,02 и r 0,82, p=0,01, соответственно).
Имеются данные о синтезе альдостеронане только в коре надпочечников, но и в миокарде, эндотелии сосудов, тканиголовного мозга, где он и проявляет свое действие[575]. Показана экспрессиярецепторов альдостерона в миокардиоцитах, эндотелиоцитах, фибробластахмиокарда человека. Их активация способствует прогрессированию фиброза вмиокарде[194]. Некоторыми авторами высказывается предположение о том, чтораспространенность ГЛЖ у женщин в перименопаузе зависит не столько отгемодинамической нагрузки, сколько от дефицита половых гормонов и развитияотносительного гиперальдостеронизма[79, 463]. Что касается роли эстрадиола насердце мужчин, то имеются лишь данные о повышении смертности от ИБС итромбоэмболических осложнений у пациентов, получавших терапию эстрогенамипо поводу рака предстательной железы.Таким образом, по данным ЭхоКГ у больных эссенциальной АГ обоих половвыявлено повышение ОПСС и высокая распространенность ГЛЖ.
Гендерныеособенности АГ проявлялись достоверно более высоким ОПСС и достоверноболее частым его повышением у женщин. По данным нашего исследованиячастота ГЛЖ и типов ремоделирования ЛЖ у мужчин и женщин с АГ225сопоставимы, что отражает и сопоставимость уровня риска развитиясердечно-сосудистых событий, который несет с собой ГЛЖ.
По-видимому, умужчин и женщин имеются различия триггерных факторов ГЛЖ. Так, у мужчинвыявлены достоверные связи ГЛЖ с показателями, характеризующимигемодинамическую нагрузку (длительностью АГ, ОПСС), и вазопрессорнымифакторами (концентрация Э-1), а также курением. Складывается впечатление,что для развития ГЛЖ у женщин величина гемодинамической нагрузки имеетменьшее значение, а большее гормональные и метаболические нарушения, чтоподтверждаютполученные нами корреляционные связи ГЛЖ и ИММЛЖ сгормональнымипараметрамигидроксипрогестерона,(концентрациейальдостерона,лептина).Этиэстрадиола,данные17-позволяютпредположить, что дефицит женских половых гормонов и гиперальдостеронизмделают вклад в развитии ГЛЖ у женщин в постменопаузе. Существенным, нанаш взгляд, результатом являются корреляции между ИММЛЖ и ИМТ, а такжестажем ожирения у женщин, что отражает важное значение ожирения дляформирования ПОМ у женщин.
Так, у них темпы прироста ИММЛЖ приувеличении массы тела выше, чем у сопоставимой группы мужчин (12,1±8,8г/кг и13,8±7,5г/кг, р<0,05, соответственно). Помимо этого, у женщин выявленавзаимосвязь между наличием ГЛЖ и уровнями NOх (rs=0,483, p<0,01) и ФфВ(rs=0,54, p<0,01), а у мужчин – с гомоцистеином (rs=0,56, p<0,05), чтосогласуется с нашими данными о связи этих маркеров ЭД с прогнозом у больныхэссенциальной АГ.Полученные нами результаты свидетельствуют о преобладании низкогоуровня почечного кровотока у больных АГ, что согласуется с даннымилитературы [31, 38, 79, 95, 145]. Обращает на себя внимание то, что в отличие отженщин частота низких значений почечной перфузии у мужчин с АГ непревышает 75%, что достоверно отличает их от женщин (р=0,003), которые вподавляющемкровотока.большинстве(94%)демонстрируютснижениепочечного226Кроме достоверно более высокой частоты снижения почечной перфузии уженщин выявлены достоверно более низкие абсолютные показатели почечногокровотока,которыйизучалсядвумяметодами:радионуклиднойартериоангионефросцинтиграфией и УЗДГ почечных артерий.
Эти результатысогласуется с данными, полученными Н.П. Масловой и Е.И. Барановой (2000г.),которые выявили у женщин снижение почечного кровотока и повышениесосудистого тонуса почечных артерий[79]. Особенности почечного кровотока,сопротивляемости сосудов почек на разных уровнях у здоровых и пациентов с АГизучались в работах Нанчикеевой М.Л. с соавт., 2004г.[94] и Квятковского Е.А. ссоавт., 2005г.[51], Глушковой Б.И., 1995г.[31] и в общих чертах согласуются снашими результатами. Однако, в данных работах не проводился анализгендерных различий.Одним из объяснений почечной гипоперфузии у женщин может бытьимеющаяся у них по данным литературы большая распространенностьморбидного ожирения.
Так, в ряде исследований была показана взаимосвязьмежду нарушениями внутрипочечной гемодинамики, с одной стороны, иконцентрацией лептина, ЭТ-1 и ИМТ, с другой стороны. В работе Сагиновой Е.А.(2006г.) у больных АГ 1 степени и абдоминальным ожирением, было выявленопрогрессирование нарушения внутрипочечной гемодинамики по мере нарастанияконцентрации лептина и ЭТ-1 [125]. В исследовании Федоровой Е. Ю. (2006г.) умужчин в возрасте 20-50 лет, также отмечалась взаимосвязь между высокойконцентрацией лептина и отрицательным значением индекса резерва почечногоплазмотока, свидетельствующего о снижении перфузии почек[143].При ДСП нами выявлены гендерные различия частоты нарушенийфильтрационной способности почек. Изменение СКФ рассматривается в качествемаркеранеблагоприятногосердечно-сосудистогопрогноза,чтонаходитотражение в концепции кардиоренальных взаимоотношений[84,89, 90, 112].Нормальный уровень СКФ встречался одинаково часто у мужчин и женщин, в товремя как гиперфильтрация чаще встречалась у мужчин, а умеренное снижениефильтрации – у женщин.
Более того, абсолютные значения СКФ у женщин227оказались достоверно ниже, чем у мужчин. Сопоставление уровня СКФ убольных АГ и контрольной группы оказались также разнонаправленными. Уженщин средние уровни СКФ были достоверно ниже, а у мужчин – выше, чем упредставителей контрольной группы.Подобные результаты на первый взгляд противоречат представлениям отом, что мужской пол является ФР развития ХБП и прогрессирования ее втерминальную стадию, что указано в национальных рекомендациях по ХБП[128].Тем не менее, сходные результаты о достоверно более низкой СКФ у женщинбыла выявлена при ХБП[15], АГ [33] и МС в том числе в постменопаузе [138]. Врекомендации 2013г. подчеркивается, что широкое внедрение расчета СКФпривело к увеличению первичных обращений к нефрологам по поводу ХБП на68,4%, в том числе женщин[84].Более того, после публикации наших результатов в 2007-2009гг.