Диссертация (1139499), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Сходные данные получены в работе Brar с соавт.[192]. В различныхисследованиях, проведенных с участием либо мужчин, либо женщин выявлялисьповышения уровней Э-1 у пациентов с АГ, что согласуется с патогенезом данногозаболевания. В нашей выборке Э-1 и у мужчин, и у женщин больных АГ былвыше, чем в контрольной группе.
При анализе концентраций эндотелиальныхмаркеров в подгруппах в зависимости от уровня половых гормонов былавыявлена достоверно более высокая концентрация Э-1 у мужчин с пониженнымтестостероном по сравнению с мужчинами с его нормальным уровнем, а также уженщин с низким уровнем эстрадиола по сравнению с женщинами с нормальнойконцентрацией эстрадиола.
Эти результаты сопровождались достовернымиотрицательными корреляциями концентраций половых гормонов и Э-1.КонцентрацияФфВ,отражающегонапряженностькоагуляционныхпроцессов, оказалась достоверно выше у женщин с АГ по сравнению смужчинами с АГ и контрольной группой. Нарастание концентрации ФфВ уженщин в постменопаузе описано в нескольких работах, однако сравнения смужчинаминепроводилось[81,118].Болеетого,регрессионныйанализрезультатов исследования SWAN показал, что содержание ФфВ является однимиз значимых сердечно-сосудистого ФР у женщин в постменопаузе наравне суровнем САД[304].
Участие гормональных факторов в повышении уровня ФфВдемонстрирует наличие корреляционных связей между его концентрацией иуровнямиэстрадиола,дефициткоторогоприводиткнарастаниюпротромбогенного и провоспалительного потенциала, тестостерона, избытоккоторого в постменопаузе, способствует формированию метаболических икоагуляционных нарушений и лептина. С этими результатами согласуются наши219данные о наличии корреляционной связи между уровнем лептина и ФфВ уженщин (r= 0,54, р<0,05).Выявленные нами положительные связи концентраций эндотелиальныхмаркеров (NOx, Э-1, ФфВ и тПА) и альдостерона демонстрируют взаимосвязьсостояния эндотелиальной функции и РААС. К наиболее мощным факторам,влияющим на функциональное состояние эндотелия, относятся АII и альдостерон.В нескольких исследованиях было показано, что альдостерон индуцируеттранскрипцию ЭТ-1 в ГМК сосудистой стенки и кардиомиоцитах[245, 581].Воздействие АII на эндотелий осуществляется посредством активации НАДФоксидазы и ксантин-оксидазы в ГМК и соответственно синтеза супероксиданиона, что приводит к окислению NO супероксид-анионом, с одной стороны, иразобщению eNOS и стимуляция iNOS периоксидом с увеличением синтеза тогоже супероксид-аниона с другой стороны[232,438].
В некоторых работах имеютсяданные о снижении уровня тПА у пациентов с АГ и высокой активностью РААСна фоне приема спиронолактона[500]. Причинно-следственная связь между тПА иАII двояка, поскольку одним из не-рениновых механизмов синтеза АII являетсяактивность тПА[261].Таким образом, впервые показано, что ЭД при АГ имеет гендерныеособенности и проявляется достоверно более высокими показателями NOx и Гц умужчин, которые находятся в прямой корреляции с курением, наличием АГ,показателями симпатической активности и обратной с уровнем тестостерона.У женщин выявлены достоверно более высокий ФфВ, и более высокий приростЭТ-1 находящиеся в прямой связи со степенью ожирения, ИМТ, концентрациямиальдостерона, тестостерона и лептина и обратной - с парасимпатическойактивностью и концентрацией эстрогенов.Выявление ПОМ представляет собой краеугольный камень оценкисердечно-сосудистого риска и прогноза.
В нашем исследовании проведена оценкасостояния миокарда и функции почек.Известно, что независимо от факта наличия или отсутствия АГ размерсердца, ИММЛЖ и толщина стенок камер сердца у женщин меньше, чем у220мужчин[298, 401]. Аналогичные результаты были получены при ЭхоКГ в нашемисследовании. У мужчин были выявлены достоверно большие размеры аорты,левого предсердия, КСР, КДР, толщины стенок межжелудочковой перегородки,задней стенки ЛЖ, а также объемных показателей в абсолютных единицах (КДОи КСО).
Тем не менее, достоверных различий КДО и КСО в пересчете на площадьповерхности тела, а также ОТС выявлено не было. В нашем исследовании такжебыла зафиксирована статистически достоверно более высокая ФВ у женщин с АГпо сравнению с мужчинами, что согласуется с данными литературы[217,478]. Всеэто также подтверждает репрезентативность выборки, участвовавшей в нашемисследовании,котораявполноймерехарактеризоваласьпризнаками,описанными в литературе.Выявленное в нашем исследовании достоверно более высокое ОПСС уженщин согласуется с результатами СМАД, свидетельствующими о болеевысокой нагрузке ДАД за все интервалы мониторирования. Сходные данныепродемонстрированы рядом авторов.
Рост ОПСС, сопровождаемый повышениемчувствительности к хлориду натрия, был выявлен в работах Масловой Н.П. ссоавт., 2000г.[79], что в сочетании с относительно низким по сравнению смужчинами онкотическим давлением плазмы крови[317] определяет склонность котечному синдрому. В исследовании Евсикова Г.Г. с соавт. (1994г.) такжевыявлено повышение уровня ОПСС, которое находилось в зависимости отвыведения с мочой электролитов и КА[40]. Формированию более высокого ОПССтакже способствуют анатомические особенности сердечно-сосудистой системы уженщин (меньший просвет сосудов, в частности, артериол) и более высокаявязкость крови. Помимо этого, предполагается, что высокое ОПСС у женщинобусловленоразвитиемгиперальдостеронизмаигипоэстрогении[79],эндотелиальной дисфункции, вызывающей в свою очередь структурныеизменения сосудистого русла[30].
Это предположение нашло подтверждение ввыявленных нами у женщин корреляционных связях между величиной ОПСС иконцентрацией альдостерона (rS= 0,55, р<0,05).В нашем исследовании у представителей обоих полов была выявлена связь221между ОПСС и концентрацией вазопрессорного агента ЭТ-1 (rS 0,8, р<0,05 умужчин и rS 0,68, р<0,05 у женщин), а также NOx (rS -0,31, р<0,05 и rS -0,33,р<0,05, соответственно).
При этом уровень ОПСС у женщин находился вкорреляционной зависимости от концентрации альдостерона (rS 0,55, р<0,05), атакже ряда маркеров ЭД: Э-1 (rS 0,68, р<0,05), NOx (rS -0,33, р<0,05). Сходныесвязи ОПСС с маркерами ЭД выявлены и у мужчин с АГ, включенных в нашеисследование (rS 0,8, р<0,05 и rS -0,31, р<0,05 соответственно).У мужчин с АГ, участвовавших в нашем исследовании, выявлен достоверноболее высокий ИММЛЖ.
Аналогичные результаты описаны многими авторами иобусловлены различиями анатомических характеристик сердечно-сосудистойсистемы у мужчин и женщин, что было описано в обзоре литературы. Этимобъясняется и наличие половых различий нормативов ИММЛЖ. В связи с этимбольший интерес представляет обсуждение половых различий прироста ИММЛЖпо сравнению с нормальными значениями и различий распространенности ГЛЖ.В нашем исследовании ГЛЖ встречалась одинаково часто у мужчин и женщин.Тем не менее, у женщин с избыточной массой тела выявлен более выраженныйприрост ИММЛЖ на килограмм избытка массы тела по сравнению с мужчинами.Проведено значительное количество исследований, ставивших своей цельювыявление клинических маркеров развития ГЛЖ, в том числе в особых группахбольных АГ. Высказывается мнение, что в 85% случаев ГЛЖ имеют женщины сАГ в возрасте до 63 лет и в подавляющем большинстве случаев (до 83%) сизбыточной массой тела или ожирением идислипидемией[344].
При этомподчеркивается, что у женщин с ГЛЖ АГ как правило нетяжелая, то естьотсутствует прямая корреляционная зависимость факта наличия и тяжести ГЛЖот величины гемодинамической нагрузки. Сходные данные получены в нашемисследовании. Так, у мужчин выявлены достоверные корреляционные связимежду наличием ГЛЖ и длительностью АГ (rs 0,29, p<0,05) и ОПСС (rs 0,62,p<0,01), а также с прессорными факторами: Э-1 (rs 0,37, p<0,05) и курением.
Уженщинподобныесвязиотсутствовали,новыявлялисьдостоверныекорреляционные связи ГЛЖ с гормональными параметрами: концентрацией222эстрадиола (rs -0,47), 17-гидроксипрогестерона (rs -0,48), альдостерона (rs 0,78),лептина (rs 0,495) и отношением альдостерон/прогестерон (rs 0,474), а такжемеждуИММЛЖиконцентрациямиэстрадиола(rs-0,48),17-гидроксипрогестерона (rs -0,59) и альдостерона (rs -0,82). Эти данные позволяютпредположить, что дефицит женских половых гормонов и гиперальдостеронизмделают вклад в развитии ГЛЖ у женщин в постменопаузе. В работе M. Koren исоавт.[356] показано, что даже при мягкой АГ у женщин в постменопаузе ГЛЖвстречается примерно в 1,4 раза чаще, чем у мужчин с сопоставимой АГ или уженщин в репродуктивном периоде.
Действительно, по мнению ряда авторов[79,463], высокая распространенность ГЛЖ у женщин в период менопаузыобъясняетсягормональнымдисбалансом.взаимодействуя со специфическимиИзвестно,чтоальдостерон,минералкортикоидными рецепторами вмиокарде, способствует развитию миокардиального фиброза, ГЛЖ [575], а вдальнейшем диастолической и систолической дисфункции ЛЖ[326].Вопрос типа ремоделирования ЛЖ является существенными в связи спредположением о наличии связи этого показателя с прогнозом пациентов,имеющих ГЛЖ. В классическом исследовании A.Ganau с соавт. в 1992г. [277], вкотором впервые были описаны различные варианты нарушений геометрии ЛЖна фоне АГ, распространенность ГЛЖ была ниже по сравнению с нашимиданными.
Однако следует учитывать, что выборка больных АГ в этомисследовании была существенно младше (45±12лет), чем в нашем, что можетобъяснять более низкую частоту ГЛЖ, а используемый пороговый уровеньИММЛЖ – выше. Подтверждением этому служат результаты исследованияB.Andrén с соавт.[187], в котором у мужчин с АГ более старшего возраста былазарегистрирована большая, сопоставимая с нашими данными частота ГЛЖ.Сходные результаты были получены в исследовании LIFE[228], в котором убольных среднего и пожилого возраста с умеренной АГ проводилась оценка ПОМи была выявлена сходная с нашей частота ГЛЖ в целом и типов ремоделированияв частности.