Диссертация (1139499), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Тем неменее, в обеих основных подгруппах уровень половых гормонов не выходил запределы его нормальных значений для ранней фазы пролиферации, что непозволяет объяснить происходящие процессы единственно гипоэстрогенией.Подобные нарушения могут указывать на дисфункцию гипоталамуса иростральнойвентро-латеральнойобластипродолговатогомозга(RVLM),отвечающие за автономную регуляцию деятельности ССС. Туберомамиллярноеядро заднего гипоталамуса является средоточием всех тел гистамин-содержащихнейронов центральной нервной системы[507], а сама гистаминергическая системанапрямую воздействует на СНС, повышает концентрацию норадреналина,вазопрессина и ангиотензина II в плазме и влияет на уровень ЧСС[180].Центральные рецепторы серотонина преимущественно локализуются в RVLM,обладая суммарно прессорным действием, реализует двоякий эффект на уровеньАД и активность СНС.
При активации рецепторов 2А типа серотонин повышаетАД и тонус СНС, а при активации рецепторов 1А типа – снижает их[288].Немаловажным эффектом серотонина является его участие в регуляции секрециипролактина наряду с эстрогенами и дофамином. Существуют данные остимулирующем действии серотонина на выделение пролактина как у животных,так и у человека[479]. Полученные нами результаты согласуются с этимифактами, поскольку выявленные нами высокие концентрации серотонина и егометаболита5-ОИУКсочетаютсяклиническими проявлениями СВД.сповышениемуровняпролактинаи201Известно,чтогиперпролактинемияявляетсямаркеромсниженияцентральной дофаминергической активности[183]. Дефицит дофамина выявляетсякак на начальных этапах формирования гипертонической болезни у мужчин[113],так и у женщин с АГ, развивающейся в перименопаузе[163].
Дофамин ингибируетсекрецию не только пролактина, но и норадреналина и альдостерона[183], в связисчемдефицитдофаминергическойактивностисопровождаетсягиперальдостеронизмом, развитием отечного синдрома и повышением АД[203],что может быть еще одним механизмом развития гиперальдостеронизмахарактерногодляженщинсАГпереходноговозраста.Высказываетсяпредположение о том, что женские половые гормоны также могут оказыватьвлияние на секрецию альдостерона путем изменения дофаминергическойпередачи или обмена КА [239].Нарядусэтиммезолимбическаядофаминергическаясистема,локализующаяся в паравентрикулярном ядре гипоталамуса, является важнейшейморфофункциональной основой системы регуляции пищевого поведения и тесносвязана с каннабиноидной системой, в качестве субстрата которой такжерассматривается гипоталамус[565].
Нарушения в сфере пищевого поведениятесно связаны с развитием абдоминального ожирения и МС.Таким образом, выявленные в нашем исследовании изменения концентрацийбиогенных аминов и пролактина как напрямую, так и косвенно свидетельствуюто нарушениях центральной регуляции пищевого поведения и вегетативнойрегуляциидеятельностисердечно-сосудистойсистемы,проявляющиесякомплексной дисфункцией гипоталамических структур и продолговатого мозга,которые лежат в основе развития СВД, АГ, ожирения, нарушений липидного иуглеводного обмена у женщин с синдромом после искусственной менопаузы, чтоможетрассматриватьсявкачествемоделигемодинамическихиметаболических нарушений у женщин в постменопаузе.Среди возможных патогенетических механизмов гендерных различийремоделирования сосудистой стенки и миокарда ряд авторов указывает наособенности вегетативной нервной регуляции, гуморального обеспечения202функционирования ССС, а также различий сосудодвигательной активности умужчин и женщин[364].Полученные нами результаты временного и спектрального анализа ВРС уздоровых представителей контрольной группы оказались сопоставимыми сориентировочными нормативами для аналогичной возрастной группы[537].
Увсех больных как АГ, так и МС независимо от пола определялось снижениебольшинства параметров ВРС по сравнению с контрольной группой, чтосогласуется с данными литературы о снижении ВРС у больных АГ[3, 124, 427,566]. Сходные данные в том числе были получены на основании анализарезультатов Фремингемского исследования[515]. Общепризнанным являетсяфакт, что низкая ВРС является маркером многих патологических состояний, в томчисле предиктором неблагоприятного сердечно-сосудистого прогноза. Помимореферентных предложены крайние, пороговые значения, выход за пределыкоторых сопряжен с плохим прогнозом и увеличением риска развития сердечнососудистых событий[560].
Следует подчеркнуть, что у пациентов, составившихнашу выборку, показатели ВРС не выходили за пределы этих крайних значений,что согласуется с их относительно невысоким уровнем сердечно-сосудистогориска, рассчитанным по шкале SCORE.Наряду со снижением показателей, отражающих общую ВРС, у больныхМСобоихполоввыявленоснижениевременныхпоказателейВРС,свидетельствующих о формировании преобладания активности СНС и угнетенияПНС. Сходные результаты получены в работе Д.А. Аничкова и соавт.[4].Описанные изменения временных параметров подтверждаются результатамиспектрального анализа при котором выявлены достоверно более высокиепараметры, отражающие активность СНС (LF/HF, LF), как у женщин, так и умужчин c АГ и МС с наиболее высокими значениями у последних. И, наоборот,зафиксированы достоверно более низкие параметры, свидетельствующие обактивности ПНС (HF) c минимальными значениями у больных МС.Проведенный анализ вклада мощности волн низких (%LF) и высоких (%HF)частот в общую мощность выявил чрезмерное снижение %HF, которые отражают203активность парасимпатического звена.
По данным литературы, у здоровых людеймощность волн HF составляет 15-25% и более от общей мощности спектра[8, 83].Так, у лиц молодого возраста регистрируются все три диапазона мощности волнсердечного ритма с преобладанием волн высокой частотны (то есть активностиПНС) и относительно низкой мощностью волн очень низких частоты (VHF)(симпатический маркер). Подобная структура спектра согласуется с теорией обадаптационном-трофическом,протективномдействииПНСнасердце,способствующим формированию индивидуальной устойчивости к ССЗ вусловияхпсихоэмоциональногоперенапряжения[135].Имеютсяданные,свидетельствующие о том, что снижение %HF <8-10% может отражатьсущественное подавление ПНС у больных АГ[28].
В нашем исследованииподобное подавление активность %HF было зафиксировано у мужчин с АГ и МСи у женщин с МС.Всоответствииссовременнымипредставлениями[96]наиболееоправданным с точки зрения рутинного применения ВРС является использованиетрех параметров спектрального анализа: волн HF, LF и индекса LF/HF.Результаты функциональных проб отражают главенство симпатическихвлияний при АГ и МС.
Так, при проведении ортостатической пробы у здоровыхлиц без АГ получена положительная динамика LF (ΔLF) и отрицательная HF(ΔHF) как у мужчин, так и женщин. Это свидетельствуют о нормальнойрегуляции при переходе в вертикальное положение, которая проявляетсяадекватным приростом активности СНС (ΔLF) на фоне некоторого сниженияактивности ПНС (ΔHF)[83, 156]. В группах с АГ и МС наблюдалось увеличениесимпатической реакции на ортостатическую нагрузку в виде достоверногоувеличения ΔLF по сравнению с группой контроля.Вопрос гендерных особенностей ВНС при АГ изучался рядом авторов,однако на него, по-прежнему, нет однозначного ответа.В нашей работе половые различия вегетативной регуляции заключались вналичии более выраженных маркеров симпатикотонии у мужчин как здоровых,так и больных АГ и МС по данным и временного, и спектрального анализа ВРС.204Так, у мужчин всех трех групп зарегистрированы достоверно более низкие уровниSDANN, SDANNi, rMSSD, TP, HF при достоверно более высоких значениях LF ииндекса LF/HF.
По некоторым показателям (например, SDANN и rMSSD) умужчин результаты выходили за рамки референтных значений. У женщин впротивоположность этому результаты анализа ВРС свидетельствовали о базовомпреобладании парасимпатической активности в формировании общей мощностиспектра, на что указывают и данные литературы[29, 131, 156, 318].
Более высокаясимпатическая активность у мужчин регистрировались и в других работах напримере здоровых лиц[537].Подобные различия могут быть связаны с влиянием половых гормонов наактивность ВНС. Так, в нашем исследовании у женщин выявлена достовернаяположительная связь концентрации эстрадиола с общей мощностью спектра и спарасимпатическим маркером pNN50. Известно, что у женщин эстрогенывызывают ослабление адренергических стимулов посредством активации α2адренорецепторов и подавления синтеза КА[21]. Помимо этого в ряделитературных источников описано участие эстрогенов в формировании вагуснойактивности у молодых женщин и выраженное угнетение парасимпатическогозвена на фоне снижения эндогенного уровня эстрогенов в период пери- ипостменопаузы[247,316].
Перименопаузальный период у обследованных намиженщин не сопровождалось значимым снижением концентрации эстрадиола,которая находилась в пределах нормальных значений для данной возрастнойкатегории.Тем не менее, наличие МС в некоторой степени нивелирует гендерныеразличия вегетативного статуса, что проявляется исчезновением достоверностимежполовых различий многих параметров ВРС. Это может быть обусловленоформированием висцерального ожирения, патогенетически тесто связанного ссимпатикотонией и в связи с этим со значительным нарастанием активности СНСу женщин, которая становится сопоставимой с мужской.
Более того обращает насебя внимание то, что показатель SDNN был также достоверно ниже у здоровыхмужчин и больных АГ по сравнению с сопоставимыми группами женщин, в то205время как в группе с МС достоверных половых различий этого параметра ужевыявлено не было. Как известно, снижение SDNN рассматривается в качественезависимогопрогностическогофактораразвитиясердечно-сосудистыхосложнений, а его одинаковая степень подавления при МС у мужчин и женщинотражает сопоставимую степень прироста сердечно-сосудистого риска упредставителей обоих полов.На наш взгляд, основной гендерной особенностью ВНС является болеевыраженная степень нарастания вегетативной дисфункции у женщин споявлением у них сердечно-сосудистой патологии (присоединением АГ иформированиемМС),атакженаличиеистощенияадаптационныхвозможностей ВНС в отношении нагрузки и стресса, что нашло отражения врезультатах функциональных проб.
У представителей обоих полов наблюдаетсядостоверный прирост активности СНС, однако у женщин он более выражен.Это проявляется достоверным увеличением на 19,54,8% в общей мощностиспектра совокупной доли волн низких и очень низких частот (%LF+%VLF),являющихся симпатическим маркером, в то время как у мужчин прирост этогопоказателя находится в пределах 7,22,4% (рисунок 57).Рисунок 57. Относительный вклад спектральных показателей в общую мощностьспектра в дневное время у мужчин и женщин. Примечание: %HF –206парасимпатический спектральный параметр, %VLF и %LF – симпатическиеспектральные параметры.Кроме того, у женщин наблюдается и существенно более выраженноеподавлении парасимпатического звена. Так, показатель %HF, отражающийактивность вагусного звена, у женщин с МС ниже в 3,5 раза по сравнению сгруппой контроля, в то время как у мужчин различие %HF между группойконтроля и пациентами с МС, у которых подавление ПНС максимально, едвадостигает 2-кратного уровня (рис.