Диссертация (1139288), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Современная кодификация МЧП представляет собой процесс, т.е.структурное и содержательное упорядочивание правовых норм с цельюсистемногоурегулированияматериальныхчастноправовыхи12процессуальных отношений, имеющих юридически значимую связь справопорядками двух и более государств.Итогом кодификации как процесса является принятие одного илинескольких актов кодификации МЧП путем:введения в отраслевые кодексы специальных разделов, содержащихколлизионные нормы для определения применимого права к отношениям,составляющим предмет кодекса (межотраслевая кодификация);разработки отдельного закона, определяющего право, применимоеко всем отношениям сферы МЧП, но не включающего вопросымеждународного гражданского процесса (автономная кодификация);разработки отдельного масштабного закона, определяющего право,применимое ко всем отношениям сферы МЧП, и включающего вопросыМГП (автономная комплексная кодификация).2.
Проведенный анализ позволил обосновать выделение четвертогоэтапа национальных кодификаций МЧП: с 1998/1999 г. по настоящее время.На этом этапе в кодификационном процессе участвуют 19 государствЕвропы (включая Турцию), Африки (Тунис), Северной Америки (ПуэртоРико) и Азии (Китай), которые активно используют все сложившиесяспособы национальной кодификации МЧП (межотраслевую, автономную,комплексную).РоссийскаяФедерацияпроизвеламежотраслевуюкодификацию МЧП (глава XXVI КТМ РФ, раздел VI ГК РФ, глава 31 ираздел V АПК РФ, раздел V ГПК РФ). В качестве одного из направленийдальнейшего развития МЧП России в Концепции развития гражданскогозаконодательства Российской Федерации определено сближение с МЧП ЕС.3. Страны мусульманской (Турция) и европейской культуры (Бельгия),континентальной и смешанной (Китай, Тайвань, Южная Корея) систем праваследуют одним и тем же тенденциям кодификационного правотворчества.
Кновым тенденциям, явно обозначившимся в XXI в., относятся: наименованиезаконов о МЧП «кодексами», непрерывный характер рекодификации,определение защиты субъективных прав в качестве цели закона о МЧП13(Китай), стремление к консолидирующей (Нидерланды) и бланкетнойкодификации (Бельгия, Польша), повышение роли унифицированныхмеждународно-правовых норм, применение самых различных приемовкодификационной техники.4. В процессе кодификации МЧП в XXI в.
можно выделить следующиеособые типы кодификации:«пошаговая» кодификация – тип кодификации, в ходе которойединичное правотворчество, т.е. формулирование изолированных норм МЧПичастичнаякодификацияегоотдельныхинститутов,завершаютсяпринятием нового сводного акта системного характера;консолидирующая кодификация – тип кодификации, осуществляемойпутемобъединенияряданормативно-правовыхактов,посвященныхотдельным институтам и вопросам МЧП, в форму единого согласованногоакта с внесением определенных новелл в исходный правовой материал (какправило, это второй этап «пошаговой» кодификации);бланкетная кодификация – тип кодификации, в основе котороголежит приоритет международного унифицированного акта, регулирующегоопределенные трансграничные частноправовые отношения, посредствомпрямой к нему отсылки. Специфическим приемом бланкетной кодификацииявляется сохранение статьи (раздела) закона, зарезервированной длябудущей нормы – отсылки к определенному международному договору вслучае его ратификации (Нидерланды).В связи с тем, что на четвертом этапе национальных кодификаций уженакоплен и унифицирован значительный опыт правотворческой практики всфере МЧП, наиболее эффективными следует признать консолидирующую ибланкетную кодификацию, что и объясняет возрастающую в наше времяпопулярность последней.5.
Присущей современному процессу кодификации МЧП чертойявляется использование (в качестве основного метода с точки зрениязаконодательной техники) международных унифицированных актов. В XXI14в. национальный акт кодификации МЧП является системным изложениемвнутригосударственных и имплементированных в национальное правомеждународных унифицированных норм.6. В XXI в. национальные кодификации могут предусматриватьприменение еще не вступившего в силу международного договора(например, из-за отсутствия необходимого числа ратификаций) при условии,что данный договор уже ратифицирован соответствующим государством (ст.145 (2) Книги 10 ГК Нидерландов).
Таким образом, одной из возможныхфункцийбланкетнойкодификацииМЧПявляетсяобеспечениеопережающего унифицирующего эффекта международно-правового акта вовнутреннемправопорядке.Врезультатеиспользованияотсылкиунифицированные нормы приобретают юридическую силу в системенационального права раньше, чем в системе международного права.7. В настоящее время принцип комплексности является одним изспецифических принципов кодификации МЧП. Данный принцип означает,что процесс кодификации должен согласовывать все вопросы правовогорегулирования определенных общественных отношений. В наибольшейстепени этому требованию отвечает автономная комплексная кодификация,направленная на разрешение коллизии законов и юрисдикций в максимальноширокойсфереЭффективностьсогласованноститрансграничныхпринципачастноправовыхкомплексностимеждународно-правовыхнапрямуюиотношений.зависитотнационально-правовыхподходов к использованию понятийного аппарата и специфическихмеханизмов правового регулирования в МЧП (автономии воли сторон,принципу наиболее тесной связи, защитным оговоркам и обратной отсылке).ТеоретическаяРезультатыипроведенногопрактическаяисследованиязначимостьмогутисследования.послужитьосновойдальнейшего изучения современного кодификационного процесса либоотдельных институтов МЧП, использоваться в педагогической работе припреподавании МЧП и МГП.
Основные научные положения диссертации15могут использоваться в ходе дальнейшего совершенствования российскогозаконодательства по МЧП.Апробациярезультатовисследования.Диссертационноеисследование выполнено и обсуждено на кафедре международного частногоправа Национального исследовательского университета «Высшая школаэкономики».Основныеположенияивыводыработыизложеныдиссертантом на Ежегодном международном научно-практическом семинаре«Защита и охрана материальных и нематериальных благ: публичноправовые и частноправовые аспекты» (Иваново, 2009), на Всероссиийскойнаучно-практической конференции «Межотраслевое обеспечение прав исвобод человека и гражданина в России» (Иваново, 2009), на IIМеждународной заочной научно-практической конференции аспирантов имолодыхученых«Актуальныепроблемыюридическойнаукииправоприменительной практики» (Москва, 2010) и на IV Международнойнаучно-практической конференции «Традиции и новаторство русскойправовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С.А.Муромцева.)»(Иваново,2010).Отдельныеположениядиссертацииотражены в пяти статьях, опубликованных в различных научных изданиях.Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами.
Работасостоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих сущностьпонятия кодификации МЧП и ее теоретических основ, заключения,библиографического списка использованной литературы и приложения.16Глава I. Понятие «кодификация» и ее разновидности в современноммеждународном частном праве§1. Понятие «кодификация» в международном частном правеНаибольшее распространение в современной доктрине права получилоопределение кодификации, предлагаемое в авторитетном французском«Юридическом словаре» под первой рубрикой соответствующей словарнойстатьи: кодификация – это «деятельность, направленная на то, чтобыкодифицировать», во втором значении – «результат этой деятельности…»16.В дальнейшем понятие «кодификация» в современном международномчастном праве (далее – МЧП) будет рассматриваться как разновидностьюридическойпрактики,арезультаттакойпрактики–каккодифицированный правовой акт.Термин «кодификация» был введен в начале XIX в.
апологетомпозитивистской концепции кодекса Дж. Бентамом17. Впоследствии понятие«кодификация» прошло индивидуальный путь развития практически во всехобластях права и сформировалось в отдельную научную правовуюкатегорию.1.1. Определение кодификации МЧП с позиций общей теории праваи в теории гражданского праваДля русской дореволюционной теории права и цивилистики наиболеехарактерно использование термина «кодификация» в значении одного извидов систематизации права. Г.Ф. Шершеневич рассматривал кодификациюв сопоставлении с инкорпорацией. Под инкорпорацией он понималобработку законодательства, направленную на приведение действующихзаконов в систему без всяких изменений по существу, на изменение лишьформы законодательства, а не его содержания. Кодификация, напротив,определялась им как систематизация законодательства путем согласованияVocabulaire juridique / sous la dir.
de G. Cornu. PUF, «Quadrige», 2000. Цит. по: Кабрияк Р.Кодификации / пер. с франц. Л.В. Головко. М., 2007. С. 97-98.17См.: Кабрияк Р. Указ. соч. С. 104-105.1617содержания законов с потребностями времени и друг с другом на началахединства положенныхв основу принципов.
Отличительнойчертойкодификации в сравнении с инкорпорацией ученый называл «наполнениезаконодательства новым содержанием» путем замены старых законовновыми,восполненияпрежнихпробелов,устранениянакопившихсяпротиворечий18.В современной общей теории права понятие кодификации не претерпелосущественных изменений и продолжает использоваться для обозначенияодного из наиболее высоких уровней систематизации19. Так, «Современныйтолковый словарь» предлагает следующее определение: «Кодификация [отлат. codex – книга и facio – делаю] – это пересмотр и сведение в единоесистематизированное целое (например, в кодекс) законов страны поотдельным областям права»20.